Развитие экологических понятий на уроках школьной биологии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Развитие экологических понятий на уроках школьной биологии

Рязанцева Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный Педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

   Система экологических понятий является важной составной частью общей системы биологических понятий школьного предмета и потому обусловлена спецификой его содержания в каждом отдельном курсе и возрастными особенностями учащихся.

Современная экология рассматривает жизнь организмов в природе, проявление их свойств, отношения между организмами и организмов со средой. Данные проблемы экологии вскрывает на примере биосистем разных уровней организации – клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном. Кроме того, экология охватывает также вопросы взаимоотношений общества и природы [2].

Экологическое образование подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач современной школы. Оно рассматривается как важная составная часть общего образования, обеспечивающая привитие экологической культуры, то есть овладение научными основами взаимодействия человека, общества с природой и становления деятельного и рачительного отношения к природным богатствам. Такая постановка проблемы экологического образования обусловлена: «Настоятельной необходимостью нашего времени, вызванной, с одной стороны, развитием науки экологии, содержание и значимость которой в настоящее время достигли очень высокого уровня. А с другой – социальными задачами, стоящими перед современной школой, подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные практические проблемы взаимоотношений с природой, как своей духовной жизни, так и в общественной практике в настоящем и будущем».

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования [3].

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе. Такие данные добывать и самим. Это особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края [1].

В связи с вопросом формирования и развития экологических знаний мы остановимся на рассмотрении основных свойств понятий как единицы знаний и учебного содержания, т. к. понимание сущности понятия позволит нам выбрать рациональные методы и средства его изучения.

Основами для понятия логической категории являются такие характеристики, как «содержание», «объем» понятия, связи и отношения данного понятия с другими. Совокупность свойств, отражённая в нашем сознании, составляет содержание понятия. Этой характеристики понятия школьное обучение придает большое значение Верзилин Н.М. так, при формирование научных понятий, в том числе экологических, необходимо выявить признаки (существенные и несущественные) предметов и явлений, затем систематизировать и абстрагировать их (отличить существенные от несущественных, обобщить признаки понятия и сформулировать его определение) (Пономарева И.Н.).

Формирование и развитие экологических понятий осуществляется в три этапа:

1 — накопление, развитие опорных знаний как основных элементов содержания определяемого понятия;

2 — синтез элементов содержания и определения на этой основе понятия;

3 — использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития (Пономарева И.Н.).

Школьный курс биологии вносит немаловажный вклад в экологическое образование школьников. С момента появления экология позднее развивалась в пределах биологии. Только во второй половине прошлого века экология становится межпредметной наукой. В образовательном аспекте это выявилось в появлении принципа междисциплинарности экологического образования, из которого следует, что экологическое образование происходит почти во всех учебных дисциплинах [4].

Экологические понятия вошли во все разделы биологии, и представляют собой систему знаний о жизни организмов и природе, проявление их свойств, отношении между организмами и взаимосвязи организмов со средой. Система экологических понятий, отражается в школьном разделе «Животные», весьма сложно. И.Н. Пономарева в соответствии с их разнохарактерным содержанием выделяет пять рядов понятий: о среде и ее факторах, экология организмов, экологии популяции, биогеоценологии, социальной экологии.

В этой системе понятий каждый ряд представляет собой одну из главных линий в овладении экологическими понятиями. В каждый ряд входит большое число простых и сложных экологических понятий, развиваемых в ходе изучения раздела «Животные». Проследим развитие экологических понятий данного раздела по их рядам. Широко и всесторонне развиваются понятия о среде и её факторах. Начиная с первой темы, необходимо вычленять элементы экологических знаний из учебного содержания и продолжать формирование понятий, начатое еще при изучении растительных организмов: «среды жизни», «местообитание», «средообразующее действие», но уже применительно к животным организмам [2].

Экологическое образование школьников – одна из важнейших проблем современного этапа развития школы, обеспечивающая привитие экологической культуры. В определении теоретических и практических основ формирования экологических понятий в разделе «Животные» мы опирались на труды Верзилина Н.М.; Зверева И.Д.; Пономаревой И.Н.; Резниковой В.З.; Смирновой, Н.З.; Суравегиной И.Т. и др.

Список литературы:

Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии : учеб.-метод. пособие / В. М. Корсунская,– М:.Просвещение, 2018. – 26 с.

Васильев, И. В. Развитие экологический понятий в курсе биологии: учеб.-метод. пособие М:.Просвещение, 2017. – 37 с.

Гирусов, Э. В. Природные основы экологической культуры: М, 2017. – 230 с.

Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб.- пособие / В. П. Соломин, Г.Д. Сидельникова,– М:.Академия, 2016. – 54 с.

Просмотров работы: 192