В данной статье представлена информация о проведении исследования физического развития студенческой молодежи Северного-Арктического региона с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одной из наиболее распространённых категорий заболеваний студентов данного региона являются различные нарушения опорно-двигательного аппарата.
К нарушениям опорно-двигательного аппарата относят: различные виды сколиозов, остеохондрозов, радикулиты, грыжи. 95% деформаций позвоночника составляют сколиозы [1;3].
Причины патологических состояний опорно-двигательного аппарата сложны, поэтому лечение должно быть комплексным. Анализ показал, что у современных студентов всё чаще встречается проблема дисбаланса мышц, мышечных гипертонусов, что приводит к усталости мышц, мышечным болям, нарушениям осанки, гиподинамии. Одна их самых главных особенностей плавания состоит в том, что во время занятия в бассейне на студентов не действуют силы гравитации, а также плавание происходит в горизонтальном положении, что благоприятно влияет на внутренние органы организма. Водная среда бассейна оказывает массажный эффект. Учеными доказано, что во время занятий в бассейне с людьми, имеющими сколиоз, его прогрессирование либо замедляется, либо исчезает. Костный скелет студентов лет 17-20 лет уже сформирован, поэтому риск развития и прогрессирования данного заболевания минимален, поэтому не стоит бояться данных предостережений [2].
Цель исследования: оценка физического развития студентов Северо-Арктического региона.
Задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2) определить физическое развитие у исследуемых студентов;
Организация исследования: исследование проходило в бассейне Северного (Арктического) федерального университета М. В. Ломоносова с февраля по март 2021 года.
В эксперименте приняли участие девушки 18-19 лет, обучающиеся на первом курсе Северного Арктического федерального университета М. В. Ломоносова. Исследуемые относятся ко 2 группе здоровья: сколиоз I степени, различный по направленности - левосторонний или правосторонний, нестабильность шейного отдела позвоночника, плоскостопие, нарушения осанки [4].
Исследование включало в себя использование следующих методик: обзор литературных источников; антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки; метод статистической обработки данных.
Средние антропометрические показатели девушек указаны в таблице 1.
Таблица 1 – Средние антропометрические показатели девушек 18-19 лет.
Показатели |
Девушки |
|
Длина тела |
Низкая |
147,7–151,1 |
Ниже средней |
151,2–155,4 |
|
Средняя |
155,5–164,4 |
|
Выше средней |
164,5–167,5 |
|
Высокая |
197,6–172,3 |
|
Масса тела |
Низкая |
37,0–45,0 |
Ниже средней |
45,1–48,1 |
|
Средняя |
48,2–57,9 |
|
Выше средней |
58,0–64,6 |
|
Высокая |
64,7–72,1 |
|
ОКГ |
Низкая |
67,1–76,0 |
Ниже средней |
76,1–78,3 |
|
Средняя |
78,4–87,4 |
|
Выше средней |
87,5–91,2 |
|
Высокая |
91,3–95,9 |
Для оценки физического развития студенческой молодежи, имеющей заболевания опорно-двигательного аппарата, были взяты следующие показатели: масса тела, длина тела, окружность грудной клетки. Результаты средних антропометрических показателей представлены в таблицах ниже. Для исследования взяли группу девочек с различными антропометрическими показателями, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Морфофункциональные показатели исследуемых студентов
Показатели |
Фактическое |
Должное |
вес (кг) |
54,33±1,47 |
57,9±1,4 |
длина (см) |
163,55±1,63 |
164,4±1,6 |
ОГК (см) |
85,92±0.94 |
87,4±0.6 |
Полученные данные проанализированы по таблицам. Средняя длина тела фактической группы составляет 163,55±1,63, средняя масса тела 54,33±1,4, средняя ОГК составляет 85,92±0,94. Значения полученных показателей длины тела попадают в средний интервал таблицы от 155,5 – 164,4; массы тела также в средний интервал таблицы от 48,2 – 57,9; и окружность грудной клетки студентов экспериментальной группы попадает в средний интервал от 78,4 до 87,4, что свидетельствует о гармоничном физическом развитии и соответствует возрасту.
Выводы:
1. Проведен анализ научно-методической литературы, мы выявили, что данная тема является актуальной для проведения исследования. Используя в своей работе различные двигательные тесты, можно выявлять с успехом состояние функциональных возможностей, течение адаптационных процессов на разных стадиях обучения студентов. Это позволит определить систематичность занятий физической культурой, адекватную дозировку нагрузок возрасту и силам занимающихся с целью профилактики утомления ЦНС, развития ССС, дыхательной системам организма. Наиболее распространёнными методами физической реабилитации заболеваний опорно-двигательного аппарата у студенческой молодежи является плавание, гидромассаж, гимнастика.
2. Для оценки физического развития у студенческой молодежи с нарушениями опорно-двигательного аппарата были взяты антропометрические данные: объем грудной клетки, длина тела и вес. Данные показатели проанализированы по таблицам. Средняя длина тела фактической группы составляет 163,55±1,63, средняя масса тела 54,33±1,4, средняя ОГК составляет 85,92±0,94. Длина тела попадает в средний интервал таблицы от 155,5 – 164,4, вес тела так же в средний интервал от 48,2 – 57,9; и окружность грудной клетки студентов экспериментальной группы попадает в средний интервал от 78,4 до 87,4, что говорит о гармоничном физическом развитии, соответствующему данной возрастной категории.
Литература
Особенности опорно-двигательного аппарата и биохимии тела человека [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st015.shtml, свободный (дата обращения: 02.10.2021). – Загл. с экрана.
Попов С.Н, Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с.
Физическая культура студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – Режим доступа: https: http://rep.bsmu.by/bitstream/handle/BSMU/8753/367790.pdf, свободный (дата обращения: 02.10.2021). – Загл. с экрана.
Черноземов В.Г., Синицкий В.В, Синицкая Е.Ю.. Оценка физического развития и функционального состояния здоровья: Учеб – методические рекомендации. – 2011. – 73 с.