РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕВЫМИ СИНДРОМАМИ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕВЫМИ СИНДРОМАМИ»

Савченко В.С. 1, Гуремина Н.В. 1
1 ФГАОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. Гиподинамия и гипокинезия не только отрицательно влияют на систему кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы, но и ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса, росту так называемых болезней̆ стрессового генеза, связанных в комплексе с условиями окружающей̆ среды.

Из-за стресса, ухудшения экологического состояния миллионы людей̆ страдают от недомогания, нарушения сна, усталости, депрессии или тревожности. Из-за стресса и, как следствие, поражения сердечно-сосудистой̆ системы смертность в популяции человека составляет более 50%. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения. В нашей̆ стране увеличение смертности от ишемической̆ болезни сердца особенно быстро нарастает за последние десятилетия. Таким образом, в современном мире очень важное место занимает такое профессионально и жизненно значимое качество как стрессоустойчивость. Существует много определений понятия «стрессоустойчивость».

М.В. Трофимова [8] определяет стрессоустойчивость как совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной̆ деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. И.В. Белашева [3], рассматривая деятельность человека в экстремальных условиях, обращает внимание на существенные индивидуальные различия в протекании стрессовых реакций. С. Гремлинг и С. Ауэрбах [4], трактует стрессоустойчивость как свойство психологического процесса, опосредующего психологические и физиологические реакции на острые и тонические стресс-факторы различной природы.

Таким образом, стрессоустойчивость можно определит как сложную системную характеристику человека, отражающую меру его индивидуальной̆ подверженности стрессорам.

При изучении проблемы устойчивости к стрессу необходимо также затронуть такой феномен, как эмоциональная устойчивость. Согласно А.В. Михеевой [5], под эмоциональной устойчивостью понимается склонность к продолжительному переживанию одного и того же эмоционального состояния, а также склонность к переживанию эмоций определенного знака. В более широком смысле это понятие включает в себя процессы, характеризующие степень сохранности психических функций в состоянии эмоционального возбуждения, а также степень успешности выполняемой при этом деятельности. М.Ю. Питкевич [6] выделяет три типа объективных поведенческих изменений, наступающих в результате воздействия сильных эмоциональных раздражителей (прежде всего отрицательных). К ним относятся:

– изменения в структуре деятельности – повышение или фрагментарное снижение уровня выполнения задач, полная дезорганизация деятельности;

– изменение в направлении деятельности – появление действий, нацеленных на устранение стресс-фактора или на защиту от него;

– изменения в экспрессии эмоциональных переживаний – вербализация, аффективные вспышки, имеющие целью разрядку эмоционального возбуждения.

Анализ этих изменений позволяет оценить эффективность функционирования системы психической регуляции деятельности в условиях эмоциональной нагрузки.

Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на оценку и повышение стрессоустойчивости у пациентов, испытывающих проблемы со здоровьем, будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость.

Целью данной психологической практики является анализ уровня стрессоустойчивости у пациентов с хроническим болевым синдромом и подбор способов и подходов ее повышения.

Задачи:

1). Провести теоретический анализ состояния проблемы стрессоустойчивости и основных методологических подходов к повышению стрессоустойчивости.

2). Разработать проектный инструментарий, включающий в себя интеллект-карту понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента;

3). Подобрать инструменты психологической диагностики;

4). Составить план-график консультационных встреч и определить их тематику;

5). Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.

Для понимания феномена стрессоустойчивости составим интеллект-карту понятия «стрессоустойчивость». При разработке психологической практика интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия «стрессоустойчивость» можно увидеть специфику данного, феномена, сферы его исследования и изучения, уровни и типы стрессоустойчивости, методы и технологии оценки и повышения стрессоустойчивости.

На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «стрессоустойчивость».

Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «стрессоустойчивость».

В качестве инструментов психологической диагностики будут использованы:

Тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), разработанный исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Тест направлен на выявление уровня стрессоустойчивости [1].

Методика «Прогноз-2» (по В.Ю. Рыбникову) [2]. Даннаяметодика предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях. Методика может быть использована в качестве ретеста анкеты «Прогноз».

Тест «Какова Ваша устойчивость к стрессу?» [7]. Содержащиеся в анкете симптомы стресса могут послужить предупреждением, особенно если они проявляются у пациентов довольно часто.

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 2). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.

Х
арактеристики, черты:

ФИО: Наталья К.

Возраст: 53 года

Гражданство: Россия

Пол: Женский

Род занятий: Бухгалтер

Поведение:

1. Работает в частной компании по продаже бытовой техники.

2. Ведет малоподвижный образ жизни.

3. Имеет заболевание опорно-двигательного аппарата.

4. Старается следить за своим здоровьем.

Задачи:

Определить уровень стрессоустойчивости.

Начать заниматься спортом.

Получить консультацию врача-психолога.

Найти подходящий способ контроля за своим здоровьем.

Цели:

Повысить уровень стрессоустойчивости.

Вести здоровый образ жизни.

Поддерживать здоровье.

Иметь хорошую работу и возможности для развития.

Рисунок 2. Эскиз персоны потенциального клиента

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций

Название

Цель

Методы

и приемы работы

Результат

1

Вводное занятие

Знакомство с клиентом (клиентами)

Беседа, опрос,

анализ информации

Заполнение листа участников

2

Поиск стрессовых факторов

Выявление факторов, вызывающие стресс

Индивидуальное тестирование с помощью теста «Анализ стиля жизни»

Анализ результатов теста, показывающего уязвимость к стрессу

3

Тест на определения уровня нервно-психической устойчивости

Выявление отдельные признаков личностных нарушений, оценка вероятности возникновения нервно-психических срывов

Тест «Прогноз-2»

(по В.Ю. Рыбникову)

Анализ результатов теста, на основании которых даются общие рекомендации

4

Коррекция рекомендаций полученных на прошлых встречах

Нахождение наиболее оптимальных вариантов решений на стрессовые факторы

Беседа, тренинги

Индивидуальный комплекс психологических рекомендаций

5

Тестирование

на выявление психо-соматических проблем здоровья

Поиск связи жалоб на здоровья со стрессовыми факторами

Тест

«Какова Ваша устойчивость к стрессу?»

Проведение дополнительных медицинских обследований на основе результатов

6

Оценка полученных медицинских обследований

Выявление противопоказаний к назначению упражнений и гимнастики повышающие стрессоустойчивость

Использование комплекса телесно-ориентированных практик для повышения стрессо-устойчивости

Индивидуальный комплекс упражнений

7

Повторная встреча через 30 дней

Оценка полученных результатов

Беседа, опрос,

анализ информации

Выявление динамики в развитии стрессо-устойчивости,

коррекция практических заданий

8

Повторная встреча с целью проведения тестирования методиками 2,3,4, встречи

Выявление изменений в реакции на стрессовые факторы

Индивидуальное тестирование с помощью тестов «Анализ стиля жизни», «Прогноз-2» (по В.Ю. Рыбникову)

«Какова ваша устойчивость к стрессу?»

Выявление взаимосвязи между выполнением телесно ориентированных практик и изменений реакций на стрессовые факторы

9

Анализ стрессовых факторов

Личностно-ресурсное картирование

Построение личностно-ресурсной карты (Например, «Мои страхи и тревоги»)

Карта

«Мои страхи и тревоги»

10

Технологии развития стрессоустойчивости, борьба со стрессовыми факторами

Ознакомление клиента с методами борьбы со стрессом

Построение личностной карты (например, «Моя борьба со стрессом»), просмотр мотивирующих видео (опыт людей, преодолевших страхи и изменивших свою жизнь и т.д.)

Личностная карта «Моя борьба со стрессом»

11

Рефлексия

Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути

Рефлексивный анализ,

статистический анализ

Рефлексивный дневники, итоги встреч (аналитический отчет)

В заключение определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:

1. Клиент и наличие запроса клиента.

2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).

3. Наличие компетенций и опыта психолога

4. Комплекс практических методик (тест «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), методика В.Ю. Рыбникова «Прогноз – 2», тест «Какова Ваша устойчивость к стрессу?».

5. Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: кушетка, стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук).

6. Длительность одного сеанса – 1 час.

7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1 месяца.

Предложенный проект психологической практики, направленной на оценку и повышение стрессоустойчивости у пациентов с хроническими болевыми синдромами, может быть рекомендован к использованию и внедрению в лечебно-профилактических организациях.

Список источников

Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psy.wikireading.ru/7701

Анкета В.Ю. Рыбникова «Прогноз-2» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psylist.net/praktikum/00386.htm

Белашева И.В. Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учебное пособие / Белашева И.В., Суворова А.В., Польшакова И.Н., Осипова Н.В., Ершова Д.А – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 262 с.

Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом/ С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – Санкт- Петербург: Питер, 2002. – 234 с.

Михеева А.В. Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у мужчин и женщин/ автореф. дисс… канд. психол. наук. – М.: РУДН, 2017. – 22 с.

Питкевич М.Ю. Способы оценки и повышения стрессоустойчивости// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013. № S5. С. 47-52.

Тест «Какова Ваша устойчивость к стрессу?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psylist.net/praktikum/00047.htm

Трофимова М.В. Влияние экстремальных ситуаций на личность человека/ М.В. Трофимова// Труды Братского государственного университета: Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – С. 233–235.

Просмотров работы: 62