ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Юлдашбаева Дияра Хасанқызы 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, факультет истории и педагогики
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время проблема развития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем в коррекционной педагогике.

С точки зрения лингвистических исследований выделяют 2 формы речи:

– экспрессивная (воспроизводимая) речь —это высказывание с помощью языка, направленное вовне;

– импрессивная (воспринимаемая) речь— это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих [1, c. 133].

Импрессивная (сенсорная) речь – это восприятие и понимание речи. В 1874 году Э. Вернике установил, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной, т.е. импрессивной, речи. Эта зона получила название – зона Вернике (22 поле по Бродману), слуховой центр речи (вторичное слуховое поле) [2]. Патология или поражение этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые, т.е. человек слышит слова и речь окружающих в полном объёме, но не понимает их смысла. Успешное развитие речи возможно только при сбалансированной работе функциональных блоков мозга.

Существует две теории о появлении импрессивной речи:

социальная (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская). Представители социальной теории отмечают, что развитие понимания речи ребенком в большей степени опережает появление у него экспрессивной (активной) речи, также служит предпосылкой для возникновения этой самой активной речи.

врождённая (Н. Хомский).

Также ученые говорят о том, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка. Другая точка зрения, принадлежащая Ноам Хомскому – в мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту в виде импрессивной, а затем и экспрессивной речи, и открывают возможности для ускоренного речевого развития в первый сензитивный период (от года до трёх лет).

Доказано, что появлению самостоятельной речи предшествует развитие ее понимания. Процесс понимания речи – это выделение из потока информации существенных моментов или важного смысла. Структура понимания речи может быть представлена несколькими взаимодействующими уровнями её организации:

1. Психологический уровень обеспечивает мотивацию к восприятию речи, общую ориентировку в материале, речевую активность и общее понимание на вербальном и невербальном уровне воспринимаемого материала, понимание содержания и смысла высказывания.

2. Лингвистический (лексико-грамматический) уровень отвечает за обеспечение понимания предметного содержания на уровне значения. Этот уровень включает в себя:

звено звукоразличения на уровне дифференцированного восприятия фонем;

звено оперативной слухоречевой памяти;

звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи: грамматики – в значение.

Для исследования развития импрессивной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР известны диагностики нескольких авторов:

Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет (Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова) ;

Исследование импрессивной речи (Г.А. Волкова);

Обследование понимания речи (Н.С. Жукова).

В практических целях Н.С. Жукова рекомендует выделять несколько уровней становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием [3]:

1. Нулевой – ребенок откликается только на эмоциональную интонацию, свое имя;

2. Ситуативный – реагирует на имена знакомых и близких родственников, ориентируется в показе любимых игрушек, бытовых предметов;

3. Номинативный – показывает предметы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, соотносит их с картинками, но плохо понимает вопросы косвенных падежей (Кому? Чему? Кем? Чем? С кем? С чем?);

4. Предикативный – понимает названия многих обиходных предметов и действий, дифференцирует вопросы, связанные с косвенными падежными конструкциями, включая предложные. Недостаточно различает грамматические формы слов;

5. Расчленённый – понимает значения слов, выраженных разными приставками, суффиксами.

Первоначально, ребёнок накапливает пассивный словарь через тактильные ощущения, которые с помощью взрослых оречевляются, происходит накопление и развитие экспрессивной и импрессивной речи.

Отклонения в развитии импрессивной стороны речи тормозят развитие экспрессивной (активной) речи у детей младшего дошкольного возраста и влияют на весь образовательный и коррекционный процесс. Дети дошкольного возраста с недостаточным развитием импрессивной стороны речи будут испытывать серьёзные трудности при обучении чтению и письму. Недостаточное понимание речи окружающих приводит к тому, что у ребенка сужается кругозор, сведения об окружающем мире значительно ограничиваются. Впоследствии отстаёт развитие и словесно-логического мышления, в результате чего дети испытывают трудности в построении простых рассказов, не понимают и не могут совершить простые логические операции. Нарушение развития словесно-логического мышления приводит, в дальнейшем, к трудностям усвоения математических операций. Также недостаточное понимание речи усугубляется снижением когнитивных (умственных) способностей, любознательности и мотивации познавательной деятельности.

Своевременное выявление особенностей понимания речи даёт возможность найти наиболее оптимальные методы коррекционной работы по формированию речевых навыков и профилактике вышеперечисленных последствий.

Для развития импрессивной стороны речи у детей дошкольного возраста целесообразно и наиболее продуктивно будет проведение комплексной коррекционно-развивающей работы с применением преимущественно игрового метода обучения и воспитания. Развитие импрессивной речи включант понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов.

Обследование импрессивной речи включает в себя изучение особенностей понимания слов, грамматических конструкций, предложений.

«Импрессивная речь (лат. impressio впечатление) — процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных. Этот процесс начинается с восприятия потока чужой речи, затем идёт декодирование этого потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимания его мотива» [4, с. 27].

Изучением состояния импрессивной речи у дошкольников с ОНР занимаются такие учёные, как Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева, Р. И. Лалаева, Н. С. Жукова, Т. В. Туманова и др. В их исследованиях подчеркивается, что одним из обязательных условий формирования правильной, чёткой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий как логопеда, так и воспитателей приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить её отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

В психологическую структуру импрессивной речи включают 4 этапа:

I этап – этап развития импрессивной речи, характеризующийся пониманием ребенком интонации взрослых.

II этап – этап понимания ситуации. Если какое-то событие постоянно просходит в одних и тех же условиях, то ребенок, даже очень маленький, начинает понимать и даже предвидеть то, что происходит или произойдет.

III этап – этап понимания речи в ситуации. Если называние предмета, события или действия всегда четко совпадает с произнесением слова, то ребенок потепенно начинает понимать смысл слов.

IV этап – этап понимания речи вне ситуации, когда ребенок может по просьбе показать, взять, посмотреть на предмет, который называет взрослый выбирая из нескольких вариантов.

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

В основном развитие экспрессивной речи связано с дошкольным этапом в развитии детей, ребенок начинает осознанно использовать и ситуативную, и экспрессивную речь, учитывая условия, а также характер общения. Ориентация речи ребенка на экспрессивную форму обусловлено расширением его словарного запаса и обогащением речи новыми грамматическими конструкциями.

Развитие экспрессивной речи включает лексический запас, фразовую речь, звукопроизношение, фонематические процессы, активизацию словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевод слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем.

Изучение состояния экспрессивной речи осуществляется по следующим направлениям:

1. Исследование произносительной стороны речи.

2. Исследование словообразовательных процессов.

3. Исследование сформированности грамматического строя речи.

4. Исследование связной речи.

Чаще всего патология развития речи не является очевидной, т.к. полноценная речевая активность развивается к трём годам.

Литература

Левонюк, А.Е. Психолингвистика : учеб.-метод. комплекс / А.Е. Левонюк. – Брест : БрГУ,2019. – 205 с.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное/ Т.Г. Визель. – М.: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.: ил. – (Высший курс).

Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо. 2018. – 288 с.

Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М. : ГНОМ и Д, 2000. — 128 с

Просмотров работы: 3110