Формирование и развитие фонематического слуха у детей с ОНР в рамках ГОСО дошкольного образования РК - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование и развитие фонематического слуха у детей с ОНР в рамках ГОСО дошкольного образования РК

Шаханова М.О. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, факультет истории и педагогики
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом мы наблюдаем рост числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух. Логопедическая практика показывает, что эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть эффективна только при опережающем формировании фонематического слуха. Для этого необходимо еще до поступления в школу обратить внимание родителей на состояние речевого слуха их детей. Если ребенок смешивает звуки, у него могут возникнуть ошибки не только в устной речи, но и на письме. Нормальное развитие фонематического слуха является важным компонентом для успешного овладения различными типами слоговой структуры слова, дифференциации акустически близких фонем, закономерностями письма и чтения. .

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Слух ребёнка быстро приспосабливается к звукам родного языка. Формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляции, умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение на слух.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно – в полуторагодовалом возрасте.

При освоении языка ребѐнок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны.Ребёнок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придаёт им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции.

В работах Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. говорится о том, что у детей с ОНР прослеживается недоразвитие фонематических процессов. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического анализа структуры слова, так как не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом [1].

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

- нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

- нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв [2, с. 65].

Р. Е. Левина, исследуя закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в освоении речи.

На дофонемной стадии у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь.

На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и ошибочного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок так же реагирует как на правильно произносимые слова, так и на искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок.

На следующем этапе ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает ошибочно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и ошибочным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми.

На четвертом этапе получают преобладание новые образцы восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, и он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь сформирована почти полностью.

На последнем этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков [3, с. 19–20].

Как пишет в своей работе Шеховцова Т. С.[4, с.418]: « Фонематическая сторона речи включает целый комплекс фонематических процессов, что количественно и качественно подтверждает её сложность:

1) фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания отдельных фонем, составляющих звуковую оболочку слова;

2) фонематическое восприятие (близко по значению к фонематическому слуху) – это одна из его составляющих, под которой понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова;

3) фонематический (звуковой) анализ и синтез — это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова;

4) фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов» [5, с. 676].

Цели, задачи и содержание логопедической и педагогической работы с детьми, имеющими речевые патологии изложены в нормативных документах Республики Казахстан. Согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z29) одной из задач Типовой программы для детей с ОНР является совершенствование фонематического слуха и фонематического восприятия детей 6-7 лет для овладения основами грамоты и письма (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235 - z16).

Раздел Программы Фонематический слух" включает следующие подразделы:

      1) слуховое восприятие;

      2) фонематическое восприятие;

      3) фонематические представления;

      4) фонематический анализ и синтез;

      5) слоговая структура слова.

Фонематический слух включает в себя такие компоненты, как: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Рассмотрим содержание этих компонентов —результаты обучения ребенка 6-7 лет с ОНР:

Фонематическое восприятие. Воспроизводит слоговой ряд со сменой ударного слога; слоговые сочетания с одним гласным и разными согласными звуками; слоговые сочетания с согласными, различающимися по звонкости-глухости, воспроизводит слоговые сочетания с согласными, различающимися по мягкости-твердости; похожие односложные двухсложные слова. Различает правильное звучание слова, изображенного на картинке, от неправильного. Определяет из 3-4 слов то слово, которое по звуковому составу отличается от других.

Фонематический анализ и синтез. Имеет представление о гласных и согласных звуках, дифференцирует гласные и согласные звуки. Дифференцирует согласные звуки сходные по звучанию и артикуляции. Определяет позицию названного звука в слове, определяет последовательность звуков в слове. Составляет звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирает к различным звуковым моделям соответствующие слова. С помощью вопросов и заданной звуковой конструкции слова отгадывает задуманное педагогом или ребенком слово.

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Литература

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб: СОЮЗ, 1999. [Электронный ресурс]- https://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml (дата обращения 12.01.2022)

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов.– М. : Педагогика 2011. – 240 с. [Электронный ресурс]- https://docplayer.com/56240360-V-v-davydov-problemy-razvivayushchego-obucheniya.html(дата обращения 12.01.2022)

Волкова, Л. С. Логопедия : учебник / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. – М. : Владос, 2004. – 703 с.

Шеховцова Т.С. Содержание логопедической работы над фонематическими процессами у детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на уроках русского языка / Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители О.В. Кощеева, Т.А. Бочкарева. 2019. С. 417-423. [Электронный ресурс]- https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2019-(дата обращения 12.01.2022)11/sbornik.pdf

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с. [Электронный ресурс]- https://pedlib.ru/Books/2/0049/(дата обращения 12.01.2022)

Просмотров работы: 89