ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Розметова С.С. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, факультет истории и педагогики
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно статистике, в период поступления в школу около 30 % детей имеют выраженные нарушения речи разной этиологии. Следует отметить также, что в школу приходит все больше детей с ОВЗ. Зачастую именно логопедические проблемы становятся основными препятствиями, которые затрудняют общение между детьми, а также создают значительные сложности в усвоении знаний, умений и навыков. Таким образом, работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, сталкиваются с серьезными психологическими, педагогическими и социальными проблемами. Одной из таких проблем является нарушение общения ребенка с социумом, трудности коммуникации.

Социализация необходима ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. При этом специфика детей с ОВЗ очень разнообразна, и к каждому из них нужно приспосабливаться по-своему.Выделяют два аспекта социализации – приспособление и социальную адаптацию [1].

Безболезненная адаптация к окружающему обществу является основной целью социализации. Однако уже на первоначальном адаптационном этапе дети с ОВЗ сталкиваются с физическими и психологическими трудностями. Не адаптировавшись физически и психологически, ребенок с ограниченными возможностями, не может эффективно включиться в образовательный и социальный процесс. Обычные дети, в большинстве случаев, просто не способны понять, насколько трудно ребенку с ОВЗ, что он испытывает, какая помощь ему нужна. Необходимо достаточно большое количество времени, чтобы обычный ребенок привык и освоил способы общения с ребенком, имеющим какие либо ограничения в здоровье. Все это время ребенок с ОВЗ вынужден находиться в условиях непонимания, в той или иной степени отторжения, а иногда и в ситуации опасности для здоровья.

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. У многих из них отмечается недостаточный уровень речевого развития и познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость

Для таких детей общим является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром. При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности. Обследование таких детей показало, что они, в большей степени, привязаны к мамам, с трудом вступают в контакт, отказываются выполнять задания, плаксивы при ошибках или усложнении заданий. Все это затрудняет социализацию ребенка, влияет на развитие его как личности в социуме: речь детей состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, междометий и лепетных слов, инструкцию по выполнению заданий обучающиеся понимают не сразу.

Речевые нарушения создают серьезную проблему, так как у таких детей зачастую отсутствует полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом.

Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие детей, способствуют развитию у них чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.

Нарушения речи могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Нарушения речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности препятствуют формированию полноценных навыков чтения и письма у детей, поступивших в школу, блокируют успешность освоения школьной программы

В силу перечисленных проблем, дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными, неуверенными в себе.

Развитие речи детей с ОВЗ – одна из центральных задач всей системы коррекционной работы. Ведь хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психологическое развитие.

Начальное знакомство с социальной жизнью, её законами и причинно- следственными связями происходит в образовательной среде дошкольного учреждения, где окружающие детей люди выполняют свои роли: педагоги, родители, ровесники дошкольника. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных речевых контактов.

Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От сформированности и качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности взрослого и ребенка, при рисовании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении мультфильма, сказки, спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском коллективе.

По мере устранения речевых трудностей детей с ТНР их психическое развитие приближается к норме.

Логопед – узкий специалист, занимающийся коррекцией и предупреждением различных речевых нарушений у детей, устранением нарушений письма и чтения. Речь — необходимое средство коммуникации между людьми, и лексическая работа на логопедических занятиях является основой социализации детей. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться и взаимодействовать с окружающими. Задача учителя-логопеда в общеобразовательной школе - помочь учителю начальных классов выяснить причины неуспеваемости ребёнка в школе, выявить специфические и индивидуальные особенности такого ученика, отдифференцировать нарушения и провести необходимую логопедическую коррекционную работу. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопедпомогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и овладеть школьными знаниями. Коррекция речевых нарушений и преодоление трудностей в развитии отдельных психических процессов предупреждает вторичную задержку интеллектуального и психического развития, способствуют общему развитию; целенаправленное развитие высших психических функций, в свою очередь, способствует исправлению речевых недостатков.

Таким образом, деятельность учителя-логопеда в современной школе имеет своей целью активизацию речевых, познавательных и эмоциональных особенностей детей, развитие их творческих способностей, формирование самооценки, развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Учитель-логопед общеобразовательной школы является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Логопед устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а также взаимодействует со своими коллегами и администрацией образовательного учреждения. Далеко не каждому учителю-логопеду удается добиться хороших результатов.

Одним из важных направлений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекционная логопедическая работа.

Логопедическое сопровождение осуществляется с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту человеческих социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ

Логопедическое воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учетом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников [2].

Своевременное выявление речевой патологии, правильная диагностика дефектов речи и организация соответствующего коррекционного обучения позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психоэмоциональные нарушения.

Работа по социализации детей с нарушением речи может быть структурирована по содержанию относительно следующих этапов:

диагностика проблемы;

сбор информации о причинах возникновения проблемы;

консультирование участников педагогического сопровождения;

активизация речевых, познавательных и эмоциональных особенностей детей, формирование устойчивой самооценки при помощи различных методов воздействия: вербальных и невербальных, логоритмических, игровых и др.;

формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

На первый план здесь выступают такие задачи:

развитие и совершенствование устной речи учащихся.

развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно речевой моторики.

Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, что позволит социально адаптироваться учащимся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности дошкольном учреждении. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей.

Литература

Наумов А. А. Разработка программы социальной адаптации детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе в условиях дошкольного образовательного учреждения./ А. А. Наумов, В. А. Герасимова // Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных учреждениях на этапе внедрения ФГТ и ФГОС/ФГБОУ ВПО Перм. гос.пед.ун-т. – Пермь, 2012

Логопедия: в 5 кн. Кн. IV. Нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия / под ред. Л.С. Волковой. М., 2003

Цицкиева З.М., Маженова К.К. , Даркулова К.Н. Влияние психологических факторов на развитие речи детей// ІХ Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,15 февраля – 31 марта 2017 г.

Даркулова К.Н. Вопросы развития речи детей дошкольного возраста (обзор материалов Республиканского центра «Дошкольное детство» МОН Республики Казахстан)// Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2017. –354 с.С.52-59 ISBN 978-5-91879-739-6

Бекбатыр А. Н. , Даркулова К.Н. Логопедическая деятельность по формированию навыков общения дошкольников// ХIІІ Междунар. студенческая электрон. науч. конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,1 февраля 2021 г.

Батырханова Н.А. , Даркулова К.Н. Языковые и психолого-педагогические трудности адаптации детей с речевыми нарушениями// ХIІІ Междунар. студенческая электрон. науч. конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,1 февраля 2021 г.

Просмотров работы: 268