Особенности инклюзивной культуры в вузе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности инклюзивной культуры в вузе

Пономарева Е.С. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, магистрант
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рамках современной системы образования особое внимание уделяется проблеме обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения число детей с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 10-12 миллионов, многие из них до сих пор находятся в маргинализованном положении и не обучаются в общеобразовательных школах, что чрезвычайно актуализирует проблему их включения в систему общего образования

Инклюзивное образование – это не просто обучение лиц с особыми возможностями, но это, прежде всего, обеспечение успешной социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Т. Бутом и М. Эйнскоу в разработанном ими для системы основного образования практическом пособии «Показатели инклюзии» предложена система критериев, которые обозначены как инклюзивная культура, инклюзивная политика и инклюзивная практика, где создание инклюзивной культуры рассматривается как фундамент реализации инклюзии в школе [1]

Инклюзивная культура основана на осмыслении инклюзивного образования как возможности получения высококачественного образования на различных уровнях для людей, которые имеют различные образовательные возможности и потребности, обучаясь совместно.

Инклюзивная культура – это уровень развития общества, выражающийся «в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности» [2].

Инклюзивное образование – это формирование толерантности всех членов социума. Толерантность является необходимой основой организации общения и взаимодействия в условиях инклюзивного образовательного процесса.

Есть мнения ученых о том, что в современных условиях развития социума термин «инклюзивное образование» необходимо трактовать шире[3, с.164] подразумевают под ним «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей», то есть следует говорить об образовательном сообществе, состоящем из людей различных этносов, религий, культур, социальных слоев, имеющих различные интеллектуальные способности, различное состояние здоровья, отличающиеся интересы, возможности и пр

Любое учебное заведение, в том числе и высшее, может быть неоднородным по составу обучающихся.

Охват инклюзивного образования должен быть несколько шире, чем трактуется на сегодняшний день, поскольку оно должно быть нацелено на лиц разных умственных или физических способностей, различных интересов, культур, социальных статусов и так далее. Охват инклюзивного образования должен быть несколько шире, чем трактуется на сегодняшний день, поскольку оно должно быть нацелено на лиц разных умственных или физических способностей, различных интересов, культур, социальных статусов и так далее. «Разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучаемых также требует достаточно широкого толкования» [4, с.185].

Широкое понимание означает, что организации образования любого уровня должны быть готовы к обучению детей/лиц, принадлежащим разным этническим группам и культурам, имеющих различный экономический и социальный статус, различные способности, состояние здоровья, интересы и цели обучения. Можно еще более глубже рассмотреть : « Инклюзивное обучение означает отсутствие дискриминации в отношении учащихся прямо или косвенно с учетом их инвалидности; возраста; заключения брака и гражданского партнерства; беременности и материнства; религии или убеждений (включая и отсутствие веры); сексуальной ориентации; смены [5]

Безусловно, принятие действительности, толерантность к инаковости, принятие многообразия есть важнейшее измерение современного мира. Но толерантность не означает придание отклонению статуса нормы. Наоборот, подлинная толерантность означает понимание и описание специфики отклонения, ответственное отношение к потребностям, связанным с отклонением, и локализацию атрибутов этого отклонения по отношению к нормам и другим отклонениям [6, с.134]( То есть должны быть и границы толерантности.

Мы считаем, что не следует расширять контингент лиц с особыми образовательными потребностями, нуждающихся толерантном к ним отношении, недопущении дискриминации. Это может противоречить миссии вуза, образовательной политике государства. И если уж расширять контингент студентов с ООП, то в вузе к ним можно причислить студентов, переведенных из других вузов (что является особенно актуальным в связи с оптимизацией и закрытием многих вузов в Казахстане), вернувшихся из академических отпусков, обучающихся по линии академической мобильности, студентов семейных, работающих в свободное от учебы время, чему способствует дистанционный и смешанный формат обучения.

Ученые по-разному трактуют понятие «инклюзивная культура»:

1) особая философия;

2) часть общей культуры;

3) особая инклюзивная атмосфера

Из этого списка, в связи с вышесказанным, мы бы выбрали последнюю трактовку.

Необходимо отметить, что процесс формирования культуры инклюзивного образовательного пространства и включения обучащихся с ООП в образовательный процесс не должен опираться на стремление или, тем более, принуждение учащегося с ООп «быть как все», поскольку в этом случае он вступает в противоречие с правом «быть самим собой».

Инклюзивная культура в высшем учебном заведении представляет собой специфическую систему взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса (руководством, профессорско-преподавательским составом, обучающимися, партнерами университетского сообщества), функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивности, способствующих их эффективному взаимодействию для реализации миссии вуза [7].

Инклюзивная культура — важнейшая составляющая инклюзивного образования. Ее несформированность отрицательно сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения детей с нормой здоровья и детей с ОВЗ, но исключить человеческий фактор невозможно.

Литература

Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.

Правдина О.А. Проблемы готовности участников образовательного процесса к внедрения инклюзивного образования в вузах / О.А. Правдина, А.А.Рассказова // материалы международной научной конференции XXII Царскосельские чтения. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. – С.111-115

Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Методика оценки сформированности инклюзивной культуры вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 8.- 2016 .- №5/3, с.163-167.

Назаренко М.А., Дзюба С.Ф., Духнина Л.С., Никонов Э.Г. Инклюзивное образование и организация учебного процесса в вузах//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2013.- №7.- С. 184-185

Килимник Е. В. Особенности инклюзивного образования в вузе и его преимущество//III международная научно-практическая конференция «Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры : формирование инклюзивной культуры в цифровом пространстве» Екатеринбург, 2021. С.71-72. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/ 100680/1/978-5-91256-524-3_2021_013.pdf (Дата обращения 15.01.2022)

Лукьянов О.В., Летуновский В.В. Фундаментальная ошибка дискуссий о толерантности //СПЖ.2014. №53.- URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/fundamentalnaya-oshibka-diskussiy-o-tolerantnosti

Tikhomirova, Е. Creating an Inclusive Culture in Higher Education / Е.Tikhomirova, E.Shadrova [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.ide-journal.org/article/2016-volume-3-number-3- creating-an-inclusive-culture-in-higher-education/

Просмотров работы: 2235