ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Мараимова Д.Ш. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, магистрант
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наблюдающиеся тенденции совершенствования системы общего и специального образования влияют на изменение подходов и методов в области исследования проблем нарушенного развития и организации специальной помощи детям, в том числе и с недостатками речи. К инновационным формам организации процесса обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии относится инклюзия. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные логопедические детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с недостатками речи составляют наиболее многочисленную группу в популяции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В данном случае обучение проблемных детей переносится из специализированных учебных заведений в общеобразовательные учреждения.

В современном казахстанском образовании сохраняется традиция специального дифференцированного обучения детей разных категорий нарушенного развития (с учётом структуры первичного дефекта, дети обучаются в соответствующих типах учебных заведений) и опыт интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивается инклюзивная образовательная практика, которая предполагает определенную гибкость системы общего и специального образования. В казахстанской педагогике проблемами инклюзивной педагогики занимаются З.А.Мовкебаева, Г.А.Абаева, К.К.Омирбекова, Г.М.Коржова, А.К.Жалмухамедова и др. Исследования этих ученых направлены на выявление специфики и создание модели инклюзивного образования.

В практике обучения в начальной школе первоклассники с речевыми нарушениями испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Это говорит о том, что для обеспечения готовности ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП) к школе, требуется специальная система, которая бы готовила его к обучению в начальной школе. Поэтому изучение вопроса инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (далее- ТНР) является, на наш взгляд, актуальным.

Актуальность проблемы обусловлена двумя противоположными мнениями:

Нежелательностью включения детей с ТНР в массовые школы

Благоприятный прогноз и необходимостью разработки педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

Есть различные мнения по поводу включения детей с речевыми патологиями в массовую школу.

В работах Кирилловой Е.А. [1;2] автор исследует инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и приводит к выводу о благоприятном влиянии инклюзивного образования на развитие детей с речевыми патологиями. В общеобразовательной среде они получат возможность ориентироваться на правильную речь сверстников, что, несомненно, будет иметь благоприятный прогноз в отношении обучения детей с ТНР и их социализации в общество

Коваленко О. М. [3] считает, что при обучении детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития церебрально-органического генеза и лёгкой степенью умственной отсталости не приемлема форма инклюзии. Для таких детей должна сохраняться традиционная система обучения в специальных (коррекционных) учреждениях

Наше мнение: по степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Однако дети с нарушениями в развитии, обучающиеся среди нормально развивающихся сверстников, могут производить впечатление более социально адаптированных, чем дети того же возраста, обучающиеся в коррекционных учреждениях. Во-первых, они постоянно видят образцы иных форм поведения и периодически, прилагая все возможные усилия и с максимальным напряжением, пытаются понять причины этих форм. И иногда им это удаётся, но постоянно находиться в состоянии такого напряжения они не могут. Во-вторых, если ребёнок даже не понимает причины той или иной формы поведения, но видит, что она ведёт к положительному результату, или, что она одобряется взрослым, то он просто запоминает эту форму механически и воспроизводит в тех ситуациях, в которых он её наблюдал. Однако, учитывая снижение интеллекта, он не может "перенести" эту форму поведения на другие ситуации, которые напоминают предыдущие ситуации по содержанию, но отличаются от них по форме.

Нарушения речи у детей разнообразны по выраженности, симптоматике и структуре и становятся главной причиной неподготовленности их к обучению в школе. Под недостатками развития речи следует понимать отклонения от нормального формирования языковых средств общения. Основной признак тяжелого нарушения речи ‒ резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Дети с ТНР – самая распространенная группа среди детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в развитии. Коррекционная помощь им оказывается в группах и организациях компенсирующей и комбинированной направленности учителем-логопедом, психологом, воспитателем. Они, как и все дети с ООП, нуждаются в здоровом социальном окружении, психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальных образовательных маршрутах.

Какими бы успешными не были результаты коррекционной работы в дошкольном возрасте, дети, имевшие в анамнезе речевые нарушения, нуждаются в психолого-педагогической поддержке и компенсирующей помощи при обучении в школе. Поэтому детям желательно обучаться в школах, имеющих логопедические пункты. Логопедическое сопровождение ребёнка-школьника нацелено на закрепление навыков правильной, полноценной речи, развитие и совершенствование предпосылок учебной деятельности, снижение трудностей, связанных с обучением русскому языку и чтению.

Максимально точное соблюдение данных условий позволит обеспечить равные стартовые возможности начала обучения в школе для детей с речевыми нарушениями и их здоровыми сверстниками, снизить риск школьной неуспешности, минимизировать трудности освоения школьной программы.

В отношении детей с нарушениями речи (легкой и средней степени тяжести), поступающих в учреждения общего образования (ДОУ, массовая школа), логопедами, педагогами и медицинскими работниками должны быть проведены следующие мероприятия.

Своевременное выявление нарушений в речевом развитии у детей (задержки речевого развития у детей 3 лет и нарушения звукопроизношения или голоса у детей после 4 лет).

Объективное разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) недостатков речи, общего недоразвития речи (ОНР) и временной задержки в формировании речи (у детей дошкольного возраста).

При обнаружении у детей от 3 до 7 лет серьезных речевых нарушений направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для решения вопроса о направлении ребенка на специальное или инклюзивное обучение.

Все дети с нарушениями речи (вне зависимости от характера речевой патологии) должны состоять на учете у логопеда, пройти медицинское обследование

Речевые нарушения встречаются как у детей с нормальным развитием, так и у детей с нарушениями в развитии. Причем дошкольники с речевыми расстройствами составляют наиболее многочисленную группу среди детей с ограниченными возможностями. Практикой школы доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических нарушений в развитии, может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал [4].

Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка важно, потому что речевые недостатки не всегда являются проявлением патологии речевого развития, следовательно, не каждому ребенку нужна логопедическая помощь, в ряде случаев достаточно бывает поместить в адекватную речевую среду.

Логопедическая помощь состоит из логопедической диагностики, основной части – логопедической коррекции ‒ и подведения итогов коррекционной работы. В данной проблеме значительную роль играет диагностика, потому что именно правильная и организационная логопедическая диагностика начинает эффективное коррекционное логопедическое воздействие.. Логопедическая диагностика имеет схожие характеристики с педагогической диагностикой, однако главным ее предназначением является выявление речевых нарушений у детей того или иного возраста [5].

Для выбора правильного коррекционного маршрута по развитию устной или письменной речи необходима организация эффективной логопедической диагностики. Установив наличие речевой патологии, логопед должен выявить, какой характер имеет неполноценность речевой деятельности: первичный, вторичный или речевая патология является компонентом сложного (сочетанного) дефекта. В данном случае большое значение имеют анамнестические сведения. Какими бы успешными не были результаты коррекционной работы в дошкольном возрасте, дети, имевшие в анамнезе речевые нарушения, нуждаются в психолого-педагогической поддержке и компенсирующей помощи при обучении в школе. Поэтому детям желательно обучаться в школах, имеющих логопедические пункты.

Без педагогической диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Доказано, что каждый школьник, который не имеет органических нарушений в развитии, может усвоить знания в объеме общеобразовательной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал.

Недоразвитие речи является одним из мощных факторов риска школьной неуспешности и неуспеваемости по отдельным предметам, поэтому уровень развития речи будет определять организационную форму обучения. Опытные учителя начальных классов своевременно выявляют учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной и письменной речи и достигают хорошей успеваемости. Однако чаще педагогами недостатки речи у учащихся не связываются с их успеваемостью по письму и чтению. Неуспеваемость или слабая успеваемость в большинстве случаев объясняется либо невниманием учеников, их рассеянностью, либо недобросовестным отношением к учебной работе. В связи с этим учащиеся с недостатками речи не всегда получают необходимую помощь, что нередко приводит к стойкой неуспеваемости. Наблюдаются и такие случаи, когда учителя, стремясь помочь учащимся исправить их речевой недостаток, используют те же приемы обучения, что и при работе с нормально говорящими учащимися.

Только при своевременно принятых мерах: своевременной комплексной диагностике, адекватной коррекционной методике, интегрированном, личностно ориентированном подходе к проблемам, среди которых большую распространенность имеют речевые нарушения, – можно максимально скорректировать все недостатки развития, что предоставит ребенку с ООП возможность успешно развиваться, обучаться и адаптироваться в школе, в обществе сверстников и взрослых.

Литература

Кириллова Е. А. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в России// Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика: сборник научных трудов IX Международная научно – образовательной конференции: 23 апреля 2015 г. / Под ред. А. И. Ахметзяновой. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015. – Вып. 9. – с. 54-60

Кириллова Е. А. Теоретические аспекты обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Материалы Всероссийского форума Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии 26-28 февраля 2015 г; Кириллова Е. А. Социальная адаптация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Научные исследования в сфере общественных наук: вызовы нового времени. Екатеринбург: МНЦ Сфера общественных наук, 2014 № III. с. 43-46

Коваленко О. М. Современные тенденции организации системы обучения и воспитания детей школьного возраста с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития и лёгкой степенью умственной отсталости //Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика/Материалы IX Международной научно-образовательной конференции. Под редакцией А.И. Ахметзяновой. Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань) 2015 Страницы: 148-151

Ергешова Ш.А., Сайдиллаханова И.В., Даркулова К.Н. Особенности речевого развития детей с ООП для определения их готовности к школе // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021614 (дата обращения: 13.01.2022)

Даркулова К.Н., Ергешова Ш., Смаилхан Ж. Роль логопеда в формировании готовности к овладению навыками чтения и письма у детей с нарушениями речи// Сб. науч. статей междунар. научно-практич. конфер. «Литературный научный мир второго учителя мира Абу Насыра Аль-Фараби, посв. 1150 юбилею Абу-Насыра аль-Фараби.- «Ɵӊтустiк Полиграфия»:- Шымкент.-2020.- 304 стр.С. 231-234

Просмотров работы: 222