Слуховое восприятие у детей в норме и с ОНР - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Слуховое восприятие у детей в норме и с ОНР

Иристаева М.И. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, факультет истории и педагогики
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Познание окружающего мира человеком происходит через различные модальности восприятия (зрительная, слуховая, тактильно-кинестетическая), но не каждую в отдельности, а в со­вокупности, то есть полимодально [1; 2].

Модальность — (в психологии) канал, через который человек в первую очередь считывает внешние раздражители. Например, зрительная модальность (таких людей принято называть визуалами), слуховая модальность (аудиалы), кинестетическая (кинестетики) и т.д. Преобладающая модальность человека определяет, каким образом ему проще воспринимать и обрабатывать информацию.

Восприятие – познавательный психический процесс, отвечающий за отражение в сознании предметов и явлений окружающей действительности по средствам анализаторов.

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Умение слушать необходимо для того, чтобы ребенок сам научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи). Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

В отношении развития слухового восприятия, выделяют два основных направления:

1. Работа по формированию и развитию слухового восприятия неречевых звуков.

2. Работа по формированию и развитию речевого слуха.

При формировании и развитии слухового восприятия на речевом материале отрабатывается: узнавание речевых звуков и их дифференциация; различение слогов; работа над словом; работа над речевой интонацией.

При работе над узнаванием речевых звуков и их дифференциацией в качестве речевого материала рекомендуется использовать отдельные звуки и звукоподражания, имеющие определенную предметную соотнесенность (а-а-а- плачет кукла, у-у-у - гудит паровоз, ффф - фыркает ежик, шшш - шипит гусь и т.д.).

В ходе работы по формированию и развитию неречевых звуков решаются задачи развития таких процессов, как: узнавание неречевых звуков; дифференциация неречевых звуков; восприятие ритмической организации; восприятие силы и высоты голоса; узнавание и дифференциация неречевых звуков.

Согласно работам Б.М. Теплова, К.В. Тарасовой и Н.Х. Швачкина слуховое восприятие состоит из нескольких компонентов: тембрового, динамического, ритмического, фонематического, временного, пространственного [3].

В работе А.И. Максакова и М.Ф. Фомичевой [4] дается определение речевого слуха как многокомпонентного процесса. Развитие всех компонентов речевого слуха обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе.

Авторы выделяют следующие компоненты речевого слуха:

- фонематический слух как способность четко отличать одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова;

- слуховое внимание - умение определять на слух то или иное звучание и направление звука;

- звуковысотный слух - умение узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с изменением эмоциональной окраски речи (дети плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на ласковый) и по тембру (отличают по голосу мать и других близких);

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых), с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.

Слуховое восприятие включает в себя неречевой и речевой слух. Традиционно речевой слух определяется как процесс восприятия и различения фонемного состава слова, оценивание соответствия или несоответствия своего произношения установленному образцу (Н.И. Жинкин, С.Н. Цейтлин , М.Е. Хватцев)

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Лепет ребенка - активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Сензитивным периодом развития слухового восприятия является младенческий, ранний и младший дошкольный возраст, так как именно в это время происходит формирование и совершенствование основных компонентов этого процесса, позволяющих ребенку определять направление звучания, длительность, источник, высоту, громкость, периодичность, протекания и отнесенность к речи.

Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.

Физический слух – наиболее элементарный уровень слуховой функции. Благодаря ему мы слышим различные звуки окружающего нас мира. Физический слух обеспечивается первичными полями слуховой коры мозга, называемыми также корковыми концами анализаторов.

Неречевой слух, неречевой слуховой гнозис, включая музыкальный, реализуется вторичными полями височной коры правого полушария мозга. Он открывает возможность различать всевозможные природные, предметные и музыкальные шумы.

Речевой слух или, иначе, речевой слуховой гнозис, – более высокого уровня, чем физический слух: это уровень фонетики. Такой слух можно обозначить и как фонетический. Место его локализации – вторичные поля височной коры левого полушария.

Можно иметь замечательный музыкальный слух и очень плохой речевой, то есть плохо понимать речь.

Фонематический слух – наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. При недостаточности фонематического слуха фонемы смешиваются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг с другом. В результате слышимая речь плохо воспринимается (декодируется). Фонематический слух базируется на способности различать неречевые (природные и предметные) шумы, за которые ответственно правое полушарие мозга.

Таким образом, понятие речевой слух рассматривается более широко, чем фонематический слух и фонематическое восприятие, являющиеся компонентами речевого слуха.

Изучением слухового восприятия занимались такие учёные, как: В.И. Бельтюков, Л.В. Нейман, Р.Е. Левина,Н.Х. Швачкин и др.

Слуховому анализатору на начальном этапе принадлежит ведущая роль в овладении фонетическими элементами языка. Слуховой анализатор ребенка к этому периоду готов к дифференциации почти всех звуков языка, на его основе в этот период могут появляться в произношении любые звуки. Однако этого не происходит потому, что речедвигательный анализатор в своем развитии значительно отстает от слухового. 3Акустические образы звуков речи окружающих взрослых сохраняются в слуховой памяти ребенка и служат основой для их воспроизведения. Сопоставляя свое произношение с этими акустическими эталонами, ребенок путем поиска требуемых артикуляционных . движений совершенствует свое произношение, пока не добивается полного совпадениях произношением взрослых [5].

Если происходит какое-либо речевое нарушение, то это значительно влияет и на восприятие.

Эффективность работы логопеда, специальных педагогов и специальных психологов зависит от того, как сформированы процессы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия у дошкольников с нарушениями речи

Расстройство восприятия называется агнозия. Существуют различные виды агнозий.

При слуховых агнозиях у ребенка страдает различение звуков речи, узнавание и воспроизведение слышимых мелодий. Зрительные агнозии предполагают трудности в узнавании объектов из-за нарушений в основной перцепционной обработке или процессах узнавания более высокого уровня. Тактильная сфера дошкольников развита слабо. Это проявляется в нарушении опознания формы предметов.

Изучение особенностей слухового и зрительного восприятия показали, что у детей с нарушением речи данная познавательная функция слабо развита и характеризуется достаточно низким, в отличие от нормы, уровнем восприятия целостного образа предмета. У детей с общими дефектами речи слуховое и зрительное узнавание весомо отличается от детей с нормальным речевым развитием. Дошкольники с общими отклонениями речи воспринимают предметный образ с некими затруднениями: возрастает затрата времени для принятия решения, дети сомневаются в правильности своих ответов, фиксируются ошибки опознания.

Слуховая агнозия (гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия при сохранной элементарной чувствительности) включает в себя собственно слуховую агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи и речевую акустическую агнозию.

В логопедии расстройства слухового восприятия рассматриваются в структуре различных речевых нарушений, которые не связаны со снижением физического слуха и нарушениями интеллекта. Многие исследователи (Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Е. Хватцев и др.) пишут о недостаточности слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Обычно в работах по данной теме особое внимание уделяется одному компоненту слухового восприятия - фонематическому, а понятия «слуховое восприятие» и «фонематическое восприятие» отождествляются.

В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина).

Наиболее разнообразные отклонения в развитии слухового восприятия отмечаются при общем недоразвитии речи. Исследованию слухового восприятия дошкольников с общим недоразвитием речи посвящены работы Н.А. Ухиной, Е.Л. Черкасовой, А.Е. Алексеевой, И.П. Ляминой, Ю.В. Микляевой и др.

Методические аспекты развития слухового восприятия у старших дошкольников с речевым нарушением представлены в работах Г.А. Волковой, Л.Р. Давидович, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, Е.Л. Черкасовой и др. Но работ, посвященных коррекции и развитию слухового восприятия у младших дошкольников с общим недоразвитием речи имеется не так много. Одним из таких исследований является исследование Н.А. Ухиной [6].

Нарушения слухового восприятия при речевых расстройствах описаны только для отдельных категорий детей с нарушениями речи.

У лиц с врожденной открытой ринолалией имеет место снижение биологического слуха (в 80% случаев), которое обусловливает нарушение слухового восприятия.

У детей дошкольного возраста с заиканием недостаточно сформированы слуховое внимание, способность к восприятию музыки, музыкальный, тембровый, звуковысотный и динамический слух, ритмическое чувство и восприятие ритма.

Специфические расстройства слухового восприятия наблюдаются у детей с сенсорной алалией.

У детей с органическим поражением ЦНС наблюдается снижение точности, полноты, целенаправленности и обобщенности процесса восприятия.

У дошкольников с недоразвитием речи при первично сохранном физическом слухе недостаточность слухового восприятия может проявляться в нарушении способности локализации звуков в пространстве, неустойчивости восприятия звуков одинаковой высоты и громкости; нарушении восприятия интонационных характеристик речи; трудностях формирования представлений о ритме; недостатках фонематического восприятия, анализа и синтеза речевых звуков (Г.А. Ванюхина, А. Гермаковска, Н.С. Жукова, И.К. Колповская, Н.Ю. Сафонкина, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). Несформированность различных компонентов слухового восприятия проявляется у детей по-разному в зависимости от вида речевого расстройства и степени его выраженности.

В то же время сходство некоторых проявлений познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития и общим недоразви­тием речи затрудняет дифференциальную диагностику, делает необходимым сравнительное изучение этих отклонений в развитии [7].

Сформированность компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. В связи с этим изучение особенностей формирования слухового восприятия и их связей с механизмами нарушения речи является одним из условий успешной логопедической работы при недоразвитии речи у детей.

Литература

Бандурка Т. Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть грани­цы познания: монография. Иркутск : Оттиск, 2005. 203 с.

Мурашова И. Ю. Полимодальное восприятие дошкольников: как повысить эф­фективность преодоления недоразвития речи: монография. Ставрополь : Логос, 2018. 276

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 2007. – 335 с.

Максаков, А.И., Фомичева, М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - 79с

Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). [Текст]/ В.И. Бельтюков - М.: Просвещение, 2007. - 176с.

Ухина, Н. А. Характеристика слухового восприятия детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Сборник трудов молодых ученых Владимирского государственного педагогического университета. Выпуск 5. - Владимир, 2005. - С. 140 – 142

Мурашова И. Ю., Лыткина К. В. Полимодальное восприятие детей седьмого года жизни с ограниченными возможностями здоровья //Педагогический ИМИДЖ № 1 (42), январь – март 2019 . URL: http://journal.iro38.ru

Просмотров работы: 921