ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КАЗАХСТАНСКИХ ЛОГОПЕДОВ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ КАЗАХСТАНСКИХ ЛОГОПЕДОВ

Жунусова Г.Е. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, магистрант
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема профессионально-педагогической подготовки специалиста всегда была в центре внимания ученых, остается она актуальной и сегодня. Обучение в вузе будущего учителя-логопеда предполагает развитие необходимых компетенций. Специфика профессиональной деятельности логопедов в цифровую эпоху требует от будущего специалиста не только теоретической и практической подготовки, но и специальной осведомленности в использовании информационно-коммуникационных технологий.

Как пишет Б.К.Игенбаева: «Неоспорима сегодня роль информационно-коммуникационных технологий, когда совсем маленький ребенок тянется к пульту, компьютеру, сотовому телефону и другим гаджетам. Используя различные интересные для ребенка программы, можно легко обучить ребенка буквам, цифрам, развить внимание, мышление, память, логику» [ 1, с.16]

В специальном и инклюзивном образовании Казахстана вопросы профессиональной и информационной компетентности педагогов-дефектолога активно обсуждаются в последнее десятилетие в работах Г. А. Абаевой, З. А. Мовкебаевой, А. А. Байтурсыновой, К. К. Омирбековой, Е. Г. Елисеевой и др.

Тематика публикаций весьма разнообразна:

1) ИКТ в личностно-профессиональной подготовке современного педагога-дефектолога:

– в повышении квалификации педагогов-дефектологов;

– в совершенствовании качества подготовки специальных педагогов в вузе;

2) Использование компьютерных технологий как средство обучения учащихся с ограниченными возможностями:

– в логопедической работе;

– в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха;

– в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения;

– в коррекционной работе с детьми с ЗПР и умственной отсталостью [2].

Так, в статье С.К. Жумагуловой с соавторами «Использование интернет-технологий в информационно-образовательной среде вуза» [3] рассмотрены вопросы применения интернет-технологий в образовательной деятельности вузов. Проанализированы основные характеристики образовательных ресурсов сети Интернет и тенденции использования современных информационных технологий. Приведен широкий спектр предлагаемых услуг в казахстанских библиотеках государственного значения. Рассмотрен процесс информатизации образования в Республике Казахстан с внедрением информационных технологий в образовательную деятельность. Авторами раскрыта сущность понятий интернет-технологий. Описаны виды интернет-технологий, такие как сервис WWW, электронная почта и листы рассылки, различные поисковые системы, ICQ, чат-беседа, html-форумы, гостевые книги, телеконференции, ftp-серверы и т.п. Выделены возможности Интернета в образовании. Рассмотрены методы организации обучения с применением интернет-технологий в процессе обучения. Представлены формы работы с интернет-технологиями.

Имеющиеся наработки по цифровой грамотности будущих логопедов более всего касаются школьного образования. Это безусловно оправдано в связи с компетентностной моделью выпускника школы. Однако в связи с необходимостью обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием необходима подготовка дошкольника к обучению в школе. А в школе уже в первом классе их ждет изучение предмета «Цифровая грамотность». В связи с этим возникает проблема развития компьютерной грамотности детей в условиях детского сада. Однако работ по созданию цифровой образовательной среды для детей дошкольного возраста почти нет, хотя еще 5 лет назад в педагогике Казахстана поднимались эти вопросы. Так, в статье М.М. Иманбеков, Р.Б. Маженова, С.М. Абылайхан Подготовка будущих воспитателей дошкольных организаций образования к использованию новых педагогических технологий [4] рассмотрены особенности первой ступени образования — дошкольных организаций —с учетом особенностей личности ребенка, формирования полноценной среды для его развития и начального уровня развития непрерывного образования. В ходе внесения изменений в систему дошкольного образования, необходимых в организации учебно-воспитательного процесса, происходит внедрение современных педагогических технологий и программ, применяемых в процессе, в частности, проектной, информационно-коммуникативной терапии, игровых, здоровьесберегающих, компьютерных технологий. Выделены предъявляемые требования по правильному применению этих технологий, необходимые будущим специалистам, воспитателям.

Еще большую актуальность проблеме цифровизации дошкольного образования придает необходимость использования цифровых продуктов для детей с особыми образовательными потребностями. В этом направлении работает Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования https://special-edu.kz, где создана Лаборатория специального и инклюзивного дошкольного образования. В 2021 г. сотрудники лаборатории завершают исследование в рамках бюджетной темы «Научно-методическое обеспечение обучения, психолого-педагогического сопровождения, социальной реабилитации детей с особыми образовательными потребностями». Одними из научных направлений центра является «Организационно-методические аспекты профессиональной подготовки логопедов дошкольных организаций образования в ВУЗе и колледже» и «Разработка электронных образовательных упражнений и тренажеров в программе Power Point для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями».

Выбор направлений научно-исследовательской деятельности обусловлен необходимостью совершенствования качества дошкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями и создания условий для их включения в общеобразовательную среду.

Особыми образовательными потребностями являются:

– потребность в специальной помощи и пси­холого-педагогическом сопровождении, созда­нии адекватного эмоционального пространства;

– потребность в специальных методах, при­емах и средствах обучения;

– потребность в специальных технических средствах обучения (компьютеры с необходи­мым программным обеспечением, синтезаторы речи);

– потребность в специальных приспособле­ниях и индивидуально адаптированном рабочем месте.

Использование педагогом цифровых образовательных ресурсов в качестве формы ор­ганизации воспитательно-образовательной деятельности позволит ин­дивидуализировать и дифференцировать обуче­ние, удовлетворяя образовательные потребности детей и их индивидуальный образователь­ный маршрут.

Можно выделить следующие основные направления использования цифровых технологий в специальном дошкольном образовании:

как средство компьютерной поддержки программы воспитания и развития дошкольников в учреждениях образования в соответствии с психофизическим состоянием детей дошкольного возраста;

как средство диагностики отклонения детей от нормального развития, коррекции и реабилитации различных функциональных систем детского организма в работе специальных педагогов: для выявления уровня общих умственных способностей детей (памяти, внимания, восприятия, умственной работоспособности, интеллекта, эмоционального состояния, нервно-психического статуса, моторики, быстроты движения, творческих способностей и т.д.); определения уровня готовности к поступлению в детский сад, в школу; помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету.

В структуре цифровой образовательной среды организации, обучающей детей с ООП, должны быть представлены три группы информационных и коммуникационных технологий:

– общедидактические средства;

– адаптивные технические и программные средства;

– дистанционные образовательные технологии.

Многие дошкольные организации Казахстана открыли Интернет-сайты, практикуют проведение занятий в формате on-linе, установили систему видеонаблюдения, где родители могут оперативно наблюдать за деятельностью ребенка в организованной учебной деятельности, участие в играх, праздниках, поведением, настроением и самочувствием своего ребенка [5]. Однако в целом, процесс цифровизации дошкольных организаций развивается медленно и связан с рядом проблем, среди которых главная – кадровая обеспеченность.

Литература:

Игенбаева Б.К. Педагогические условия применения инновационных методик и технологий в образовательном процессе дошкольных организаций // Новые тенденции внедрения современных методик и технологий в дошкольных организациях. Материалы Международной научно-практической конференции. Астана, 2016 жыл, 23 маусым. – Астана, 2016. – 203 б

Даркулова К.Н. Логопедия в Казахстане: история становления и современное состояние //Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Междунар. научно-практич. конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019). − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. − 459 с. С.146-153

Жумагулова С.К., Саданова Б.М., Сейдахматов М.Д. Использование интернет-технологий в информационно-образовательной среде вуза //Вестник Карагандинского университета,Серия «Педагогика». −2017. − № 2(86). − С.106-111

Иманбеков М.М., Маженова Р.Б., Абылайхан С.М. Подготовка будущих воспитателей дошкольных организаций образования к использованию новых педагогических технологий //Вестник Карагандинского университета, Серия «Педагогика». – 2017. – № 2(86). – С.116-124

Султангазиева Ш.С. Развитие системы дошкольного образования детей дошкольного возраста на основе инновационных технологий./Новые тенденции внедрения современных методик и технологий в дошкольных организациях. Материалы Международной научно-практической конференции. Астана, 2016 г., 23 июня. – Астана, 2016. – 203 с. С.12-13

Просмотров работы: 23