В соответствии с приоритетами современного образования уделяется особое внимание развитию высокотехнологичных образовательных компетенций и навыков XXI века посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий. Поиск эффективных путей формирования информационной грамотности обучающихся как не имеющих трудностей в обучения, так и детей с особыми образовательными потребностями занимает особое место среди важнейших направлений психолого-педагогических исследований.
Компьютерные технологии и цифровые ресурсы дают больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения. Цифровые учебные материалы качественно отличаются от традиционных учебных материалов своей возможностью управлять ими.
В экономически развитых странах детей нового поколения часто называют цифровыми аборигенами, поскольку они легко подключаются и используют ИКТ (дома, в Интернет-кафе, в школе, в библиотеках и т.д.), научившись использовать их в быту с самого раннего детства. Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения.
Все больше и больше детей сталкиваются с компьютером до поступления в школу и даже до того, как они приходят в учреждения дошкольного образования и испытывают как позитивное, так и негативное воздействие ИКТ. В то время как множество педагогов указывают на разнообразные и эффективные формы интеграции ИКТ в игры и обучение дошкольников, многие специалисты по дошкольному образованию выказывают озабоченность в связи с безопасностью. Время, проведенное ребенком за компьютером, должно быть сравнительно непродолжительным. Для дошкольников период непрерывной ИКТ работы обычно не должен превышать 10–20 минут .
Эффективность обучения возрастает при постоянном взаимодействии родителей, детей и преподавателей в достижении поставленных целей. Основным руководящим принципом отбора средств компьютерных технологий является их соответствие возрастному уровню, индивидуальным особенностям и целям развития. Инструменты ИКТ следует максимально полно интегрировать с другими традиционными практиками дошкольной организации (развивающими и подвижными играми, работой над проектами, конструированием, рисованием, музыкальными занятиями, беседами), обеспечивающими релевантность учебного процесса для детей [1,С.230-231]
Одним из перспективных ресурсов в этом направлении являются компьютерные учебно-развивающие программы. Сегодня компьютерные игры можно считать тем новым способом передачи знаний, которые позволяют ребенку с интересом учиться, воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Такие компьютерные игры в сочетании с различного рода электронными и электромеханическими игрушками, связанными с компьютером, способствуют развитию у детей мускулатуры пальцев, различных групп мышц тела, рук и ног, глазодвигательной координации, вестибулярного аппарата и т.п. Однако большинство из цифровых ресурсов носит ярко выраженный развлекательный характер. Главным мотивом разработки подобных программ является привлечение внимания детей с целью получения коммерческой прибыли, а не их обучение и развитие.
«Применение в образовании специально разработанных информационных технологий, технических устройств и программного обеспечения необходимо для решения компенсаторных задач в обучении», «альтернативные форматы – например, доступный HTML, говорящие книги, системы DAISI…» приобретают особую значимость для равноправного участия в образовательном процессе обучающихся с нарушением развития [2].
Компьютерные игры можно по праву считать диагностическими, поскольку опытный педагог и психолог по способу решения компьютерных задач, по стилю и способу игровых действий может многое сказать о ребенке. Однако сейчас уже созданы специализированные компьютерные методики экспресс-диагностики различных функциональных систем детского организма, позволяющие достаточно быстро выявлять патологию, отклонение от нормы с целью направления таких детей на дальнейшее обследование или лечение в специализированные медицинские учреждения.
В настоящее время уже созданы информационные технологии и компьютерные технические средства для образования детей с ограниченными возможностями. В мире накоплен достаточно солидный опыт разработки компьютерных игр, в том числе для дошкольников. Однако при наличии большого количества познавательных и обучающих компьютерных игр для детей дошкольного возраста зарубежного производства практически нет отечественных компьютерных обучающих игр, которые воспитывали бы национальное самосознание или решали бы познавательные задачи на материале казахского литературного и фольклорного материала.
Во избежание экспансии зарубежной продукции на отечественном рынке образовательных услуг, а также в целях обеспечения инновационности педагогического процесса совершенно необходимо направить усилия на разработку отечественных компьютерных обучающих игр, ориентированных на эффективное личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
Введение национально ориентированного компонента в содержание компьютерных обучающих игр – один из наиболее реальных и эффективных путей формирования национального самосознания, гражданской позиции у подрастающего поколения.
Создана казахская версия Логопедического тренажера «Дэльфа-142.1», версия 1.4, торговое наименование «Зерде», предназначенного для детей с особыми образовательными потребностями. [https://satu.kz/p66990284-logopedicheskij-trenazher-delfa.html]. На казахский язык переведены: методичка, названия меню, упражнений, управляющих клавиш, информационных окон, другие экранные тексты, справка по каждому упражнению и настройкам программы с учетом индивидуальных потребностей обучающихся. Задания детям можно давать на казахском или русском языке, а также на двух языках одновременно.
Тренажер представляет собой современную программу по коррекции разных сторон устной речи детей. Он успешно используется в системе упражнений по формированию устной речи учащихся образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи, для глухих и слабослышащих, для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей, в специализированных логопедических детских садах и логопедических группах общеобразовательных детских садов. Тренажер широко применяется в образовательных организациях с инклюзивным образованием. Тренажер поддерживает работу с сенсорными мониторами, без клавиатуры и мыши, что является удобным для детей с ООП.
Компьютерные игры для дошкольников, разработанные Национальным центром информатизации, направлены на обогащение содержания предметно-развивающей среды дошкольного воспитания и обучения и разработаны в соответствии с ГОСО РК «Дошкольное воспитание и обучение» .Национальным центром информатизации РК разработаны 20 компьютерных игр на казахском и русском языках, рассчитанные на детей дошкольного возраста (5-6 лет): «Наурыз мерекесі», «Праздник Наурыз»; «Өрмекші, Құмырысқа және Қарлығаш», «Паук, Ласточка и Муравей»; «Аққайыңның шырыны неге тәтті?» «Почему у Березки сок сладкий?!»; «Кім күштілеу?», «Кто сильнее?»? «Жолдан өту», «Перейти дорогу»; «Үйдегі және көшедегі қауіпсіздік», «Домашняя и уличная безопасность»; «Тәрбиелі болу керек», «Быть воспитанным»; «Жануарлардың айтысы», «Спор животных»; «Бұл қай кезде болады?», «Когда это бывает?»; «Піл мен маймыл», «Слон и обезьяна» [3].
Важной особенностью компьютерных игр для старших дошкольников являются задания, направленные на их подготовку к школе и на формирование:
- простых математических понятий (умение счета до 10 в прямом и обратном порядке, умение сложения и вычитания чисел до десяти, знание математических знаков сравнения, умение сравнивать разное и равное количество предметов и т.п.);
- знаний об окружающем мире (знания о временах года и их отличительных признаках, понятия о живой природе, о природных явлениях, понятия о формах приветствия и прощания с взрослыми или детьми, знание правил приветствия и прощания, знания о личной гигиене, отношение к порядку в доме, умение обращаться с электронными приборами, газом и водой и др.);
- навыков устной и письменной речи (произношение, знание алфавита, умение определить первую букву в слове, умение составить слово из слогов, умение составить небольшой рассказ из нескольких предложений, умение пересказать небольшой рассказ, умения разгадывать загадки, запоминать стихи и т.д.);
- творческих способностей (интерес к рисованию, умение различать цвета и их оттенки, способность раскрашивать рисунки по образцу и произвольно, создавать рисунки, знания ребенка о казахских национальных играх и национальных блюдах, отношение к труду, развитие трудовых навыков ребенка и др.) и т.д.
В заданиях на сложение и вычитание ребенку предлагается сначала образец выполнения задания, а затем ребенок сам, методом проб и ошибок, должен достичь правильного результата. При решении примеров создается психологически комфортный климат: ребенку не заданы жесткие рамки обязательно правильного выполнения задания. В то же время ему и не предоставляется сразу ключ с готовым решением или правильным ответом, а дается гибкая система подсказок, ненавязчиво подталкивающая ребенка к самостоятельно найденному правильному ответу. И только после трех неправильных попыток дается правильный ответ с объяснениями.
Задания на обучение чтению и письму предполагают в каждой игре в первую очередь знакомство с казахским или русским алфавитом, затем –сложение слов из букв, сложение слов из кубиков и т.д. Алфавит подается с помощью клавиатуры – таким образом одновременно происходит и формирование умения детей печатать на клавиатуре, что очень важно в современных условиях. Кроме того, виртуальная клавиатура делает возможным использование игр на планшетах.
В другом задании необходимо сложить слово из слогов. Сначала мы показываем, как собрать несложные слова, состоящие из одного-двух слогов. Например: тигр, со-ва. Затем ребенок сам должен попробовать собрать заданное слово (нарисованное и произнесенное по слогам). Слоги постепенно увеличиваются до трех-четырех.
В соответствии с педагогической технологией, каждая игра включает задания на развитие логического мышления: «найди лишнее», «восстанови последовательность действий», «сложи пазл» из фрагментов иллюстраций к сказкам и т.п.
Задания типа «Раскраски» знакомят детей с разнообразием красок, оттенков, закрепляют знания о форме предметов, величинах, цифрах. Процесс раскрашивания картинок развивает мелкую моторику и учит ребенка усидчивости и аккуратности. Также раскраски формируют эстетический вкус и прививают любовь к искусству.
Важной особенностью данных компьютерных игр являются специальные задания на развитие связной речи: после прослушивания сказки, рассказа, выполнения заданий, ребенку предлагается пересказать услышанное, вспомнить, что он запомнил, воспроизвести самые яркие моменты. Возможность записать свою речь, а затем прослушать ее, имеет колоссальное значение для развития навыков правильной, грамотной, связной речи.
В представленных компьютерных играх на основе приемов косвенного воздействия, минуя приемы прямого назидания, создаются условия для формирования базовых компетентностей личности. С помощью таких игр происходит расширение представлений об окружающем мире, социально-бытовая ориентировка.
Анализ результатов апробации компьютерных обучающих игр подтверждает факт обогащения инновационной информационно-образовательной среды, их использование позитивно влияет на расширение кругозора детей, развитие логического мышления, формирование элементарных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, навыков безопасного поведения, уважительного отношения к старшим и сверстникам и т.д., что в целом обеспечивает повышение уровня подготовки детей к обучению в школе, преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования [4].
Современные достижения ИКТ предоставляют нам все новые и новые возможности для развития личности дошкольника. Задача педагогов ‒ найти наиболее действенные и эффективные пути использования использования ИКТ в процессе дошкольного воспитания и обучения, минимизируя их неблагоприятное воздействие на психическое и физиологическое здоровье детей, сочетая с возможностями коррекции нарушений.
Литература
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 стр.
Педагогика и психология инклюзивного образования: учёб. пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Ю.Г. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. Казань: Изд-во Познание, 2013. 204 с.
Артыкбаева Е.В. Педагогические возможности компьютерных обучающих игр национального центра информатизации в подготовке детей к школе // Новые тенденции внедрения современных методик и технологий в дошкольных организациях. Материалы Международной научно-практической конференции. Астана, 2016 жыл, 23 маусым. – Астана, 2016. – 203 с.
Тажигулова А.И., Артыкбаева Е.В. Нургалиева Э.Т. Влияние использования компьютерных обучающих игр на повышение уровня подготовки детей к школе // Сб. мат. междунар. научн. конф. «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.– С.178-184.