На нормативном уровне вопрос подготовки ребенка к школе и планируемые результаты дошкольного образования закреплены в ГОСО РК (Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. Приложение 1 Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669#z29).
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Согласно требованиям к содержанию дошкольного воспитания и обучения с ориентиром на результаты обучения дошкольные организации и предшкольные классы организаций среднего образования Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) типовыми учебными планами дошкольного воспитания и обучения и
2) типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения.
Для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе легкой и умеренной степенью умственной отсталости обучение проводится согласно индивидуальным и специальным типовым учебным программам. При обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования разрабатывается индивидуальный учебный план и индивидуальная программа с учетом особенностей ребенка.
В качестве Приложений к ГОСО разработаны Типовые учебные программы для детей в норме и детей особыми образовательными потребностями (с общим недоразвитием речи, с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями развития). (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235 - z16)
Цель Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи – формирование у детей с общим недоразвитием речи базовых процессов и функций речевой активности и культуры общения, которые будут содействовать общему развитию, социальной адаптации к окружающему миру и их качественной подготовке к дальнейшему усвоению родного языка по программе начальной школы.
Среди задач Программы развитие импрессивной и экспрессивной речи (обогащение и систематизация пассивного и активного словаря); развитие устной связной (диалогической и монологической) речи; формирование и активизация лексико-грамматических средств устной коммуникации; формирование навыков составления и пересказа рассказов, умения узнавать различные образцы связной речи и их признаки;.
Программа способствует развитию у детей с речевыми нарушениями устной связной речи, формированию лексико-грамматических и фонетико-фонематических средств общения, исправлению речевых недостатков, преодолению незрелости эмоционально-волевой и познавательной сферы, подготавливая дошкольников с ОНР к школьному обучению и предупреждая появление школьных проблем. (https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014235#z16)
Для детей 6-7 лет с ОНР (Класс предшкольной подготовки) Образовательная область «Коммуникация» содержит раздел «Развитие речи». Цели обучения раздела «Связная речь»:
1 Развитие диалогической речи (уметь отвечать и формулировать вопросы в процессе диалога на заданную тему; участвовать в различных ситуациях общения с соблюдением речевого этикета)
2.Развитие монологической речи (составлять и пересказывать описательные, сравнительные и повествовательные рассказы по сюжетной иллюстрации, схеме, серии картинок, по представлению, самостоятельно; иметь навыки творческого рассказывания, уметь обыгрывать заданный сюжет сказки или рассказа, эмоционально передавая образ и настроение персонажа
Развивать связную речь у детей начинают педагоги дошкольных учреждений, но больший объем работы на развитие данной функции переходит на школьное обучение.
В связи с вышеизложенным рассмотрим участие логопеда в реализации программы обучения детей с ОНР в дошкольном образовании. С какими проблемами сталкивается учитель –логопеда в своей работе?
Проблема развития связной речи детей с ОНР отражена в работах множества авторов. Они отмечали, что непосредственная связь между речевыми нарушениями и иными сторонами психического развития, создает почву для вторичных дефектов. У детей с ОНР в значительной мере хуже, чем у ровесников с нормально развитой речью, сформированы зрительные восприятия, пространственные представления, словесно-логическое мышление, внимание и память. Выделяется плохая координация движений общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики. Следовательно, у детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи.
Несмотря на различную природу нарушений, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Под связным высказыванием понимается развернутое и последовательное изложение определенного содержания, которое должно осуществляется логично и точно, образно и грамматически правильно. То есть это умение в полном объеме передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.Связная речь подразумевает владение богатым словарем; понимание и освоение языковых законов и норм (грамматический строй речи); применение грамматических норм языка в общении; умение передать содержание и смысл текста в полном объеме; самостоятельное составление связных рассказов
По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Как отмечает Н.С. Жукова, неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохраненной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [1].
Развитие диалогической и монологической форм связной речи играет важную роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном возрасте
Работа по развитию диалогической речи предполагает усвоение речевого материала и его актуализацию в разных ситуациях общения. Основное направление коррекционного воздействия определяется необходимостью развития у детей с общим недоразвитием речи запаса знаний, навыков оперирования языком как средством общения, активизацией их мыслительной и познавательной деятельности.
Особенности, характерные для диалогов детей с ОНР: недостаточная информативность; нарушение логической организации, взаимосвязанности высказываний; лексико-грамматические нарушения; неадекватность высказываний, их недостаточный объем. Выявлены факторы, влияющие на возникновение вышеуказанных особенностей: несформированность речемыслительной деятельности; недостаточный запас знаний и неумение использовать имеющиеся языковые средства; сниженные коммуникативные потребности и познавательные возможности детей.
Овладение детьми навыками монологической речи происходит в следующих формах:
1. составление высказываний по наглядному восприятию;
2. воспроизведение прослушанного текста;
3. рассказывание с элементами творчества.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности.
В дошкольном возрасте монологическая речь в основном осуществляется в описании, повествовании и элементарных рассуждениях. Основными свойствами связной монологической речи являются складность, последовательность и логичность.
Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях.
Основной формой работы с детьми с ОНР являются логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (6-7 детей). Малогрупповой метод проведения занятий позволяет осуществить индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также выявить наиболее выраженные затруднения в составлении связных высказываний. Это должно приниматься во внимание при оказании индивидуальной помощи ребенку; при определении очередности и степени участия в коллективных формах работы.
Деятельность учителя-логопеда предполагает реализацию диагностико-организационного (стартовая входная диагностика) и оперативно-прогностического и контрольно-диагностического (итоговая диагностика по результатам работы). В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние задержки речи, общего недоразвития речи (ОНР) и фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР).
Дальнейшая работа по коррекции речевых расстройств строится в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).
Задача логопеда в ДОУ — подготовить детей с ОНР к обучению в школе, как правило, это дети с 3 и 4 уровнем речевого развития (Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой).
Литература
Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей. – М.: Педагог, 2004. – 248 с.
Амирханова Г.Н. , Даркулова К.Н. К вопросу о превентивном логопедическом воздействии// Сб. науч. статей междунар. научно-практич. конфер. «Литературный научный мир второго учителя мира Абу Насыра Аль-Фараби, посв. 1150 юбилею Абу-Насыра аль-Фараби.- «Ɵӊтустiк Полиграфия»:- Шымкент.-2020.- 304 стр.С.224-228
Ергешова Ш.А., Сайдиллаханова И.В. , Даркулова К.Н. Особенности речевого развития детей с ООП для определения их готовности к школе// ХIІ Междунар. студенческая электрон. науч. конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,4-6 марта 2020 г.
Ергешова Ш.А. , Даркулова К.Н. Проблемы готовности к школе детей с задержанным речевым развитием// ХIІІ Междунар. студенческая электрон. науч. конференция «Студенческий научный форум», г. Москва,1 февраля 2021 г.https://scienceforum. ru/2021/article/2018026875.