ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Газрати Самая Вали Гызы 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, магистрант
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, индивидуальных особенностей ребенка, темы занятия и т.д..

Новые цифровые технологии уже прочно вошли в мир дошкольников, все больше и больше детей сталкиваются с компьютерной техникой даже раньше, как они приходят в детский сад, и испытывают как позитивное, так и негативное воздействие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Цифровизация образования – одна из самых обсуждаемых проблем в связи с неоднозначным к ней отношением

В современном мире поколения iGen (internet-generation) существуют различные мнения относительно влияния применения цифровых технологий на познавательное и эмоциональное развитие ребёнка. Это совсем другие дети, потому что они в другом совсем мире живут, отзывается о современных детях профессор Т.Черниговская.

Одни ученые доказывают негативное влияние компьютера на детей. Согласно исследованиям Г. В. Солдатовой [1], наибольший интерес среди детей дошкольного возраста представляют цифровые игры. Подобные игры нельзя отнести к традиционным, т. к. цифровое устройство является лишь «прибором» между игроком и игрой. Увлекаясь такими играми, дошкольники в большинстве случаев пренебрегают традиционным и онлайн-общением, в том числе по видеосвязи, считая его скучным. Всё это может негативно сказаться на развитии коммуникативных навыков дошкольников, гаджеты подменяют физическую активность, игры и общение с близкими и сверстниками. В будущем для детей школьного возраста, активных пользователей таких устройств, компьютер становится средством получения сенсорных впечатлений, а не источником получения информации. М. Шпитцер [2] считает, что использование цифровых ресурсов в раннем возрасте может привести к «цифровому слабоумию». Более детальное исследование Е. К. Ягловской [3] показало, что у дошкольников, увлекающихся играми на компьютере, снижены показатели уровня развития воображения.

Другие учёные, наоборот, отмечают положительный эффект от применения цифровых ресурсов в жизни дошкольников и их больше. Они благотворно влияют на развитие познавательной сферы, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребёнка. При этом отмечается, что подобное положительное влияние возможно при применении обучающих и развивающих цифровых игр, которые не исключают использование игр традиционных, ролевых. Е. А. Куликова, Н. В. Белинова [4] среди всевозможных информационных технологий выделяют использование аудио- и визуальных материалов как средств, увеличивающих восприятие обучающей информации.

Помимо исследований и наблюдений практикующих специалистов в области образования, положительное влияние цифровых технологий подтверждается медицинским сообществом [5].

Для некоторых детей цифровые технологии входят в их жизнь на уровне внутриутробного развития, когда будущая мама включает классическую музыку, для своего ещё не рождённого, ребенка Есть исследования [6], подтверждающие эффективность применения цифровых технологий уже с младенческого возраста. Причинами раннего внедрения информационных технологий являются наличие приложений для смартфонов, рассчитанных на возраст от 0 до 3 лет и использование таких приложений как универсального помощника родителя в развитии и организации досуга ребёнка.

В настоящее время цифровые технологии следует рассматривать как средство повышения эффективности и качества дошкольного образования. Эти ресурсы, как и любой другой инструмент, если его неправильно и беспорядочно использовать, сможет привести к нежелательным последствиям. При этом они не должны заменять педагога и (или) родителя, а лишь дополнять его. Задача педагога – раскрыть полезные свойства новых технологий, использовать их как помощь в образовательном процессе, как средство, улучшающее качество обучения и повышающее интерес к занятиям. Нецелесообразно включение цифровых технологий в каждое обучающее или развивающее занятия. И тогда использование цифровых технологий в дошкольном возрасте при рациональном использовании и помощи педагога и родителей, будет выполнять следующие функции:

1) познавательную, т. е. стремление узнать новое;

2) обучающую, т. к. выполнение обучающих программ способствует развитию личности;

3) развивающую, т. к. работа на компьютере может способствовать развитию мелкой моторики, самостоятельности, усидчивости, творческой способности и другому;

4) коммуникативную, т. к. работа в группах и использование сетевых технологий учит общаться и работать в коллективе, способствует развитию коммуникативной и культурной функции;

5) воспитательную, т. к. выполнение заданий педагога дисциплинирует детей;

6) престижную, т. к. владение компьютерными технологиями может повлиять на повышение статуса дошкольника в коллективе;

7) прогностическую, т. к. в процессе будет осуществляться подготовка ребёнка к жизни в информационном веке.

В современных условиях нет смысла искать плюсы и минусы использования компьютеров, телефонов и других гаджетов. Применение цифровых ресурсов в образовательном процессе является основой для подготовки ребёнка к жизни в информационном веке Самое важное для ребёнка дошкольного возраста – научиться рациональному и целесообразному их использованию.

Литература

Солдатова Г. В., Шляпников В. Н. Новые образовательные и воспитательные технологии. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование, 2015. –№ 3. – С 78–85.

Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. – М.: АСТ, 2014.

Ягловская Е. К. Развитие воображения дошкольников в различных видах деятельности. / Педагогика способностей. К 70-летию О. М. Дьяченко: материалы Всероссийского научно-практического семинара. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – С. 20–26

Куликова Е. А., Белинова Н. В. Особенности использования ИКТ в дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М.: Мозаика-Синтез, 2015

Кучма В. Р. Гигиеническое обоснование безопасного использования электронных планшетов на занятиях дошкольников / Российский педиатрический журнал. – 2015. – №4. – С. 51–55

Смирнова Е .О. Специфика современного дошкольного детства. //Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2 (34). – С. 25– 32

Просмотров работы: 66