Общее недоразвитие речи носит системный характер, поэтому затрагивает не только речь, но и все другие психические процессы, в том числе познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, восприятие, мышление, память, внимание и т.д. Эти процессы характеризуются задержанными сроками развития и отличиями от нормы. У многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание психического развития. Патология речи создаёт препятствия для формирования умственных способностей и развития нормальной функции речевого интеллекта. Взаимосвязь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает образование вторичных и третичных дефектов.
В своих работах Р.Е. Левина обращала внимание на то, что речевые нарушения никогда не бывают одиноки, и тянут с собой ряд других нарушений, в т.ч. связанных с психикой и личностью ребенка.
Развитие всех психических процессов у ребенка тесно связано с развитием речи. Нарушение развития неречевых психических функций отрицательно воздействует на речь, а нарушение речи, в свою очередь, препятствует развитию познавательной сферы – получается «замкнутый круг», разорвать который можно только применяя комплексный подход к развитию и оказанию помощи ребенку, содружество логопеда, педагога-психолога, родителя.
Нарушение развития речи отрицательно влияет на развитие личности ребёнка, задерживает формирование познавательных процессов ребёнка. На личность ребенка влияет не только сам дефект, но осознание своей непохожести на других и особого отношения со стороны его окружения.
Наличие речевых нарушений всегда влияет на характер взаимоотношений с другими людьми и формирование самооценки и самоорганизации, которые обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности.
ОНР оказывает колоссальное влияние на формирование у детей эмоционально-личностной сферы. Дошкольный возраст является временем изменения проявления внешних эмоций ребенка. Ребенок в возрасте 5–6 лет может скрывать свои страхи, сдерживать слезы и т. п. А детям с речевыми нарушениями особенно трудно мимическими проявлениями передать эмоции гнева, страха, удивления. Они не способны адекватно выражать эмоционально-смысловое содержание высказывания
Речевые нарушения напрямую влияют на развитие эмоционально-волевой сферы, что зачастую негативно сказывается на поведении детей. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей логопатов могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.
Негативные особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОНР являются результатом того, что речевая неполноценность отстраняет ребенка от детского коллектива, этот факт с возрастом действует все более травмирующе на его психику и приводит к недостаточности форм коммуникации, незаинтересованности в контакте, тревожности, агрессивности, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму.
Дошкольникам с ОНР свойственна фиксированность на речевом дефекте. Основные выражения данного факта неуверенность в себе, иногда это может сказываться на речевой активности ребенка, а также на его взаимоотношении с родителями, другими детьми и окружающими.
Низкий уровень языковых и коммуникативных способностей вызывает ряд проблем в ситуациях обучения, общения с ровесниками, трудовой деятельности.
Изучение процесса общения ребенка имеет исключительное значение для понимания особенностей формирования психики ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На примере детей с дефектами анализаторов, умственно отсталых детей Л.С. Выготский показал, что ведущий дефект в развитии аномального ребенка является препятствием для общения в коллективе, для развития правильных взаимоотношений с окружающими людьми [1]. Это, говоря словами ученого, «усиливает», «питает» дефект. В нормализации общения с окружающими он видел основной путь компенсации дефектов развития аномального ребенка. Ценные положения Л.С. Выготского позволяют предположить, что изучение детей с ограниченными возможностями здоровья и организация коррекционной помощи возможны в связи с изучением ребенка как субъекта общения в контексте его взаимоотношений с окружающими.
На разных возрастных этапах у детей с тяжелыми нарушениями речи снижена потребность в общении, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия, подталкивает детей к негативным аффективным проявлениям в коммуникации
Недостаточность и ограниченность речевого общения с окружающими служит первопричиной дисгармонии психического и интеллектуального развития ребенка. Обучение общению дошкольников служит условием развития коммуникативной культуры в современной педагогической теории и практике. Недоразвитие речи снижает уровень общения, приводит к замкнутости, робости, нерешительности; способствует проявлению специфических черт общего и речевого поведения. Оно замедляет включаемость в ситуацию общения, ограничивает контактность [2].
Развитие коммуникации у детей с общим недоразвитием речи является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире, так как отражается на становлении его личности (Т. Н. Волковская, Е. Р. Мустаева, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева и др.). В исследованиях этих авторов показано, что характерными признаками детей с речевой патологией выступают: сниженная потребность в общении; отсутствие заинтересованности в контактах; отсутствие способностей к сотрудничеству; не достаточная сформировалось разнообразных способов коммуникации; присутствует речевой негативизм и др.
У детей с речевой патологией на фоне мозаичной картины речевой и неречевой симптоматики имеются трудности формирования речевой коммуникации. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Таким образом, уровень сформированности коммуникативных умений ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи. Недостаточное развитие коммуникативных умений детей с ОНР выражается в снижении потребности в общении, несформированности диалогической и монологической речи, в особенностях поведения детей, проявляющихся в незаинтересованности в контакте, неумении ориентироваться в ситуации общения.
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, происходит нарушение познавательных процессов, психического развития и формирования личности в целом. Это обусловлено затруднением общения с окружающими и отсутствием коммуникативных навыков.
Можно отметить следующие особенности коммуникации старших дошкольников с патологией речи:
1. Преобладание ситуативно-деловой формы, для нормально развивающихся детей это свойственно в 2-4-летнем возрасте, преобладающее большинство контактов носит ситуативный характер, это объясняется их общим психическим недоразвитием: невысоким уровнем знаний, не достаточной сформированностью умений саморегуляции и контекстной речи.
2. Как показали некоторые исследования, основанные на показателях межличностных отношений в дошкольной группе, среди «непринятых» и «изолированных» чаще оказываются дети, которые имеют речевые нарушения.
3. Дети, имеющие речевые нарушения, особенно чувствительны к негативным влияниям общества. Оказываясь отделенными от других детей группы, дети с речевыми проблемами не участвуют в играх, совместных мероприятиях, становятся целью для насмешек со стороны детей и педагогов, все это приводит к ухудшению чувственно-волевой сферы, рождает тревожность, снижает самооценку, в дальнейшем ведет к нарушениям в развитии личности [3, с.42]
Трудности речевого развития детей являются препятствием для полноценного общения, что снижает заинтересованность в контакте и рождает негативизм. При дефиците общения ребёнка с окружающими замедляется темп его развития речи и ряда других психических процессов.
Для гармоничного развития таких детей необходима комплексная и своевременная работа целого ряда специалистов: логопеда, дефектолога, психолога. Комплекс мер должен быть направлен на развитие всех сторон речи и познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Проблема речевых нарушений у детей обладает непреходящей актуальностью: это связано не только с влиянием речи на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка, но и с тем, что в дальнейшем нарушения речи затрудняют процессы обучения и социализации ребенка.
Литература
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с
Балабанова, В. М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. М. Балабанова, Л. В.Лопатина, Р. И. Лалаева, И. А. Чистович [и др.]. – СПб.: Детст-во-Пресс, 2001. – С. 29–37
Тубеева Ф.К., Заоева Д.З. Проблемы межличностного общения дошкольников с ОНР//Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы
сборник статей Международной научно-практической конференции. 26 января 2020 г.
Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.) (Петрозаводск). С.41-45.