ИНТЕГРАЦИЯ В ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ИНТЕГРАЦИЯ В ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Абильмажинова А.О. 1, Даркулова К.Н. 2
1Южно-Казахстанский государственный педагогический университет, магистрант
2Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мы живем в цифровую революционную эпоху: цифровизируется все - государственное управление, экономика, образование, в том числе специальное.

Категория детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) имеет свои специфические особенности и образовательные потребности, которые в значительной степени затрудняют процесс получения образования. Особенностью педагогических условий, формируемых с помощью цифровых технологий, становится доступность образования лицам с ограниченными возможностями здоровья и с особенностями их психофизического развития. «Цифровая инновация» помогает готовить учащихся всех возрастов с особыми потребностями (инвалидов, мигрантов, людей из бедных семей) к овладению компетенциями, которые позволят им в дальнейшем интегрироваться в общество.

Вопросами использования ИКТ-технологий в последнее время активно занимаются казахстанские ученые И.А Денисова, Г.С.Оразаева, Г.М.Коржова, А.Ю.Жевакина и др. [1].

Пока же доступ­ность цифрового образовательного контента для лиц с различными видами нарушений здоровья в Казахстане обеспечивается слабо. Пожалуй, лишь на сайте Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования (https://special-edu.kz/) в рубрике «Методическая копилка» можно найти видеоуроки для детей с ООП (нарушениями слуха, зрения, речи), электронные тренажеры с интерактивными заданиями и упражнениями на различные темы и упражнениями на автоматизацию звуков. А для детей, говорящих на родном языке таких обучающих электронных материалов, можно сказать, нет. Во-первых, компьютерные игры на казахском языке, созданные Национальным центром информатизации Казахстана, имеют другую направленность, во-вторых компьютерные продукты недоступны в финансовом плане. Например, тренажер «Дельфа» на казахском языке для детей с ООП или мультимедийный интерактивный обучающий программно-методический комплекс EduQuest, состоящий из мультимедийного обучающего программного обеспечения на казахском, английском и русском языках, интерактивного рабочего стола для выполнения заданий программного обеспечения, дидактических материалов [см. Центр социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития - Центр САТР https://www.satr.kz].  

Министерством образования и науки РК сформирован перечень электронных форм учебников, допущенных к использованию в образовательных организациях, создан сайт электронных учебников opiq.kz издательства «Алматыкiтап баспасы». Уже сегодня оцифрованы не только учебники и художественная литература, но и разработаны и внедряются в образовательную практику интерактивные карты по географии и истории, коллекции интерактивных заданий к учебно-методическим комплексам, аудиоприложения к учебникам иностранных языков, онлайн-тренажеры, сервисы для учителей для быстрой подготовки и проведения классных работ. Следующей задачей выступает разработка и создание новых форм дидактических средств и интерактивных образовательных ресурсов.

В настоящее время в казахстанском образовании согласно программе «Цифровой Казахстан» идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрению в учебный процесс. Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ГОСО нового поколения. С января 2022 года казахстанских первоклассников будут обучать цифровой грамотности. Уже создан учебник для учащихся 1 класса общеобразовательной школы, рекомендованный Министерством образования и науки Республики Казахстан. Предназначен учебник) для овладения информационными технологиями, овладения азами программирования и робототехники. Потому так остро стоит проблема цифровизации дошкольного образования: надо подготовить детей к обучению в школе.

Можно также упомянуть о нескольких относительно успешных казахстанских Интернет-ресурсов: ЦОР для начальной школы www.imektep.kz, крупнейшая коллекция электронных ресурсов для средней школы www.bilimland.kz, возможность использования лучших видеоуроков мира www.twig-bilim.kz и др.

Однако все эти модули предназначены для школьников.

Проблема — в отсутствии разработок по цифровой грамотности для дошкольников и детей с ООП, о чем писали А.М. Рахметова, Г.С. Ашимханова, А.С. Кударинова [2, c.3], предлагая использование электронного пособия для развития и совершенствования речевой и коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития. Отмечено, что с помощью такого пособия можно эффективным образом воздействовать на познавательные и мыслительные процессы, коммуникативную функцию, личностные и нравственные качества детей данной категории. В формировании и развитии речи детей с задержкой психического развития использование электронного пособия повышает способности к познавательной активизации, поиску нужной информации и позволяет сделать данный процесс непрерывным, интересным, связанным с потребностями повседневной реальной жизни.

Для детей с ООП характерно недоразвитие всех психических процессов. Отмечается сниженная умственная трудоспособность, низкий темп восприятия, неустойчивость внимания, конкретность мышления, низкая точность и прочность запоминания. А также серьезные трудности в обучении создает интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательного интереса. Ввиду этих особенностей педагогу коррекционной школы необходимо грамотно, с учетом образовательных потребностей детей проводить процесс обучения. В этом серьезную роль играет использования цифровых образовательных ресурсов. Благодаря использованию ЦОР педагог имеет возможность демонстрировать дополнительные иллюстрации, таблицы и схемы, им необходимо многократное повторение и разнообразие форм подачи. Применение интерактивных технологий особенно хорошо сказывается на интересе к обучению. Дети с удовольствием играют в компьютерные игры, выполняют задания на интерактивной доске или созданные по средствам других электронных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы на разных этапах коррекционной работы: в организационном моменте, физкультминутках, подведении итогов, как информационно-обучающее пособие, а также для контроля усвоения материала учащимися.

В обучении дошкольников с ООП казахстанским специальным педагогам рекомендуют использование созданных самостоятельно электронных ресурсов (презентации, речевые карты, пособия, диагностический материал, логопедические интернет-страницы и пр.), поскольку это позволяет учесть индивидуальные особенности учеников. Наиболее распространенным является создание презентаций в программа PowerPoint. Используются также готовые электронные ресурсы, разработанные российскими компаниями или логопедами (компьютерные логопедические тренажеры и игры, электронные пособия, рассылки, логопедические порталы, логопедическая литература и др.). Например, Портал для специалистов коррекционного профиля «Мерсибо» [Мерсибо [Электронный ресурс]. – URL : https://mersibo.ru (дата обращения : 12.01.2022).]. Его основа - развивающие игры для детей от двух лет. На сайте детских компьютерных игр «Логозаврия» [Логозаврия [Электронный ресурс]. – URL : http://www.logozavr.ru/ (дата обращения : 12.01.2022).] представлены игры для обучения и развития детей от 3 лет. Возможности интерактивной доски сочетаются с организацией совместной предметно-практической и экспериментальной деятельностью детей с ОВЗ в «Цифровой лаборатории для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии» [.Электронный ресурс]. – URL : https://nau-ra.ru/education/nachalnaya-shkola/naurasha-v-strane-naurandii-copy/(дата обращения:12.01.2022)]. Другие интернет-ресурсы; персональные блоги и сайты логопедов в социальных сетях. Но они не соответствуют казахстанским государственным стандартам образования, а потому не могут быть использованы в полной мере.

Перечисленные компьютерные продукты больше подходят под нужды школьного, чем дошкольного образования. Это естественно: по отношению к обучающимся школы даже в рабочей программе воспитания уже введены меры по формированию «информационных компетенций» и «медийной культуры». Однако простой перенос этих требований на работу с детьми дошкольного возраста, тем более, с ограниченными возможностями здоровья, невозможен. У дошкольников с особыми образовательными потребностями только формируется структура коммуникативной и познавательной, речевой деятельности, поэтому опосредование данного процесса цифровыми технологиями может притормозить формирование психологических новообразований, которые складываются на основе механизмов интериоризации, переноса внешних ориентиров и способов действия со взрослыми и сверстниками во внутренние. Поэтому обучающий взрослый будет на первом месте, а компоненты цифровой среды – на втором [3].

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) позволяют разнообразить процесс коррекции звукопроизношения, повысить интерес к занятиям у детей с интеллектуальными нарушениями, расширить знания учителя-логопеда. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали цифровые ресурсы, их цель дополнить, а не заменить коммуникативную деятельность педагога с учащимся. Внедрение ЦОР в коррекционную деятельность позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы речевой коррекции с новыми, оптимизируя процесс коррекции речевых нарушений школьников [4].

Литература

Даркулова К.Н. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии

в специальной педагогике Казахстана (обзор работ казахстанских исследователей за 2010-2021 гг.)//Специальное образование и социокультурная интеграция: сборник научных статей.- Саратов: Саратовский университет, 2021.- Вып.4: Материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция- 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» 15-15 октября 2021 г., г. Саратов. – 521 с. С.26-31

Рахметова А.М., Ашимханова Г.С., Кударинова А.С.. Значение электронного пособия в развитии речевой деятельности учеников начальной школы с задержкой психического развития//Вестник Карагандинского университета, Серия «Педагогика». 2016. № 3(83). – С. 93-97.

Микляева Н.В. Цифровая образовательная среда в специальном и инклюзивном образовании // Специальное образование и социокультурная интеграция : сборник научных статей /редакционная коллегия: Ю. В. Селиванова (главный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет [издание], 2021. – Вып. 4 : материалы Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» 15–16 октября 2021 г., г. Саратов. – 521 с.С.14-21 : ил. – URL: https://sgu.ru/node/180946 Режим доступа: Свободный. Продолжающиеся издания СГУ на сайте www.sgu.ru.

Маковей С.А. Использование ЦОР для коррекции речевых нарушений у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями// Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.3.. Электронный научный журнал Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – №01 (70). –2021 г. [Электронный ресурс].- http://infed.ru/articles/1013/ (дата обращения 12.01.2022)

Просмотров работы: 45