В настоящее время занятия спортом становятся все более требовательными и ориентированными на результат. Большинство исследователей считают, что группа с высокой степенью сплоченности с большей вероятностью будет объединена и стремится к успеху, чем группа с низкой сплоченностью [1].
Групповую сплоченность можно описать как силу связей между членами группы, единство группы, чувство притяжения между членами группы и степень, в которой участники концентрируют свои усилия на достижении групповых целей [2]. Поэтому мы считаем, что данное определение подходит лучше всего: групповая сплоченность — это динамический процесс, который отражается в тенденции группы держаться вместе и оставаться единой в своем стремлении к инструментальным целям и / или удовлетворению аффективных потребностей членов.
Как динамический процесс групповая сплоченность показывает, что группа стремится вместе для достижения цели по удовлетворению аффективных потребностей группы.
Считается важным наличие высокой сплоченности в группе повышения эффективности. Взаимосвязь между сплоченностью и эффективностью изучалась исследователями, и большинство пришло к выводу, что связь между сплоченностью и эффективностью взаимна. Следовательно, высокая сплоченность производительности, а успешная работа увеличивает сплоченность. Однако и задача, и социальная сплоченность связаны с коллективной работой.
Командная сплоченность существует там, где игроки объединены общей целью. Члены группы проводят время и разделяют общие интересы вне групповой деятельности. Сплоченность задач относится к группе, объединенной для выполнения данной задачи. Это определение определено на двух важных концепциях задачи и социальной сплоченности.
Таким образом, сплоченность обычно играет важную роль в функциональности каждой группы. Другая сила сплочения, которая часто развивается с течением времени — это социальная сплоченность членов группы. Сплоченность задач или групповая интеграция является показателем того, насколько хорошо команда работает как единое целое, в то время как социальная сплоченность или индивидуальная привлекательная относится к тому, насколько члены команды нравятся друг другу, а также к личности команды [3].
Гипотеза:мы предполагаем, что групповая сплоченность спортивных команд - один из факторов достижения высоких результатов.
Цель исследования: изучить групповую сплоченность спортивных команд как важнейшую переменную в достижении высоких результатов.
В исследовании приняли участия 2 команды по 7 человек в каждой, которая представляла собой девочек, занимающихся синхронным плавание в возрасте от 11 до 14 лет.
Первая команда (менее успешная) в соревновании по Приморскому краю «Русалочка» заняла третье место, во Всероссийском соревновании в Крыму девятое место, в первенстве Находкинского городского округа третье место, в Международном соревновании Белорусь «sSUZOR’ECUP 2019» пятое место, в Первенстве Приморского края второе место, в четвертом Международном турнире «Жемчужинка Темиртау» четвертое место.
Вторая команда (более успешная) в соревновании по Приморскому краю «Русалочка» заняла первое место, во Всероссийском соревновании в Крыму седьмое место, в первенстве Находкинского городского округа второе место, в Международном соревновании Белорусь «sSUZOR’ECUP 2019» третье место, в Первенстве Приморского края первое место, в четвертом Международном турнире «Жемчужинка Темиртау» второе место.
Мы проанализировали данные, полученные по «Методике на определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора». В исследовании приняли участие две команды, состоящие из семи девушек в каждой, занимающиеся синхронным плаванием.
Уровень групповой сплоченности первой команды равен 17 баллам, что означает, что в исследуемом коллективе уровень групповой сплоченности высокий. Это говорит о том, что члены группы разделяют общие цели и интегрированы наилучшим образом.
Во второй команде уровень групповой сплоченности равен 16,6 баллам, что так же свидетельствует о высоком уровне групповой сплоченности. Данный результат свидетельствует о том, что члены команды имеют общие интересы и о слаженности их работы.
Далее, мы попытались проверить, является ли групповая сплоченность первой и второй команды, статистически значимой при помощи U-критерия Манна-Уитни. Эмпирическое значение для шкалы ситуативной тревожности U-критерия для нашей выборки составило 19,5, в то время как критические значения 19,5 для р=0,05 (табл. 3). Таким образом, при сравнивании двух команд не было выявлено статистически значимых различий.
Таблица 3 – Таблица расчета критерия U-Манна-Уитни «Методике на определение индекса групповой сплоченности К.Э.Сишора» в первой и второй команде.
Название шкалы |
Среднее значение в группе «Первая команда» |
Среднее значение в группе «Вторая команда» |
Эмпирическое значение критерия |
Уровень значимости |
Групповая сплоченность |
16,571 |
17 |
19,5 |
0,502 |
Анализ результатов по методике «Определение опосредованной группой сплоченности В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева», мы отразили в виде наглядной таблицы 4.
Таблица 4 – Результаты по методике «Определение опосредованной группой сплоченности В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева»
Показатель |
1 команда |
2 команда |
Общее количество выборов |
115 |
110 |
Процент выборов, приходящийся на эмоциональные качества |
13,3 |
11,3 |
Процент выборов, приходящийся на деловые качества |
58,3 |
65,2 |
Процент выборов, приходящийся на моральные качества |
28,4 |
23,5 |
Групповая сплоченность |
высокая |
высокая |
Самые популярные качества |
ТрудолюбиеИсполнительностьОрганизованность Общительность Активность |
ТрудолюбиеИсполнительностьОрганизованность Дружелюбие Активность |
Количествовыборов, приходящихся насамыепопулярныекачества |
78 |
70 |
Количествовыборов, приходящихся на самыенепопулярныекачества |
1 |
0 |
Коэффициент ЦОЕ |
65,4 |
66,2 |
КоэффициентЦОЕ,рассчитанныйподаннойметодике,увсехгруппвысокий.Этосвидетельствуетоединствемненийотносительнокачествчленов группы. Четыре из пяти популярных качеств повторяются в каждой группе.
Чтокасаетсягруппкачеств,товсеспортсменкиотдаютпредпочтениеделовым качествам, что значит для них прежде всего трудолюбие, упорство, исполнительность, организованность и активная работа. Данные качества помогают для успешной работы в команде. Особенно большой процент выбора, приходящегося на деловые качества, во второй команде. Моральные и эмоциональные качества успортсменокданнойгруппысоставляютпрактическиодинаковыйпроцентпочастоте выбора. Девочки из первой и второй команды ставят на второе место моральныекачества, такие как дружелюбие, принципиальность и справедливость.
Таким образом, мы смогли проанализировать групповую сплоченность и групповые отношения в командах. Мы отметили, что команды имеют хорошие отношения, они все коммуницируют друг с другом, оказывают помощь и поддержку. Учитывая результаты соревнований и методик двух команд, можно сделать вывод, что групповая сплоченность не является условием достижения высоких результатов.
Литература:
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. 4-е изд., испр. и. доп. / Л.П.Матвеев. – СПб.: Издательство «Лань», 2005.- 384 с.
Крюгер, В. Руководство командой / Вольфганг Крюгер. - 2-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2006.- 118 с.: ил., табл.
Хилько M.E. Возрастная психология: Краткий курс лекций: / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2013. – 200 с.