Метод кейсов как форма профилактики правонарушений среди несовершеннолетних - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Метод кейсов как форма профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Радыгина Ю.В. 1, Хайруллина К.М. 1
1Лысьвенский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Пермский национальный исследовательский политехнический
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы, которые порождают неблагополучие детей, свойственны сегодня всем развитым странам, не говоря уже о государствах менее развитых. Наркомания, алкоголизм, табакокурение, ВИЧ-инфекция и другие социально-опасные факторы поражают особенно интенсивно молодежную среду. В России, где в прошлом десятилетии протекали болезненные социальные процессы, вместе с перечисленными недугами наблюдался еще и резкий всплеск детской и подростковой преступности.

Целью нашего исследования выступает использование метода кейсов как формы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Одним из методов, активно используемых в современной образовательной деятельности, является метод case-study. Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель метода case-study: совместными усилиями группы студентов должны проанализировать ситуацию – «case», возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных. Рассмотрим компоненты кейс-стади, представленные в рис. 1 [2].

 

Рис 1. Обязательные компоненты кейс-стади

Определим типы кейсов:

1 Тренировочный кейс - тренировка обучаемых навыков деятельности в различных ситуациях.

2 Обучающий кейс - овладение знаниями относительно динамичных формирующихся объектов.

3 Аналитический кейс - выработка умений аналитической деятельности.

4 Исследовательский кейс - получение новых знаний относительно развивающихся объектов.

5 Систематизирующий кейс - систематизация ситуационных навыков и умений.

6 Прогностический кейс - получение сведений о развитии данной системы.

Существуют виды кейсов различных видов:

- Печатный кейс (обычно содержит графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, текст).

- Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время: аудио и видео информация).

Рассмотрим методы кейс-технологии:

1 Метод инцидентов. В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода - поиск информации учеником, и обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Учащиеся получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

2 Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»). Метод основан на работе с документами, которые относятся к той или иной проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

3 Игровое проектирование. Цель - процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия желательно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект или идею.

4 Метод дискуссии. Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более установленными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

5 Кейс-стади. Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной акцент в работе над случаем делается на анализ проблемы, выбор и принятие решений. Цель метода - общими усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбрать лучший из них.

Существуют несколько этапов работы с кейсами:

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями и структурой;

2 этап - разбор случая, выделение основной проблемы, выделение персонажей, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

3 этап - предложение тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения [3].

Рассмотрим порядок работы с CASY-методом:

1) Учащихся знакомят с кейс-ситуациями заранее.

2) Далее дается время на анализирование и обсуждение кейс-ситуации в группе от 5 до 10 минут, а также обучаемые получают список наводящих вопросов для разбора случая.

3 После того, как участники готовы отвечать каждая группа зачитывает свои варианты ответов, которые получились.

4 Выбор одного наиболее подходящего варианта разрешения ситуации [1].

1 Рассмотрим несколько образцов casy-ситуаций

1 ситуация. Петр – студент 1 не успевает по 5ти предметам и винит в этом всех кроме себя. На уроках он играет в телефон, кидает бумажки и отвлекает одноклассников. Не реагирует на просьбы преподавателей и агрессивно себя ведёт. Раздражение учителя математики привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

2 ситуация. Денис – студент 1-го курса, отличник и олипиадник, а его одноклассник Никита - двоечник и не успевающий по всем предметам. У них произошел конфликт: Никита забрал телефон у Дениса и не хотел отдавать, все ребята в классе смеялись над ним и никто не хотел остановить Никиту. После этой ситуации Денис пытался совершить суицид, но его во время спасли и теперь он лежит в больнице.

3 ситуация. Саша учится на первом курсе, ему нравится боевое искусство и он хочет ходить в кружок "карате". Родители Саши не одобряют его увлечений и напротив хотят отправить в кружок шахмат и английского языка. Из-за данной ситуации происходят разногласия между Сашей и родителями.

Таким образом, метод кейсов как форма профилактики правонарушений среди несовершеннолетних позволяет созидательно думать и действовать, кейс-метод может выступать инструментом творческой деятельности, связанной с проектированием и разработкой кейсов. В кейсе актуальные проблемы довольно сильно воздействуют на эмоциональную сферу, развивая интерес и мотивацию к познанию.

Список литературы

1 Баженов В.Г. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб. пособие для академического бакалавриата, 2-е изд- М:Юрайт, 2019. - 262 с.

2 Попова С.Ю., Пронина Е.В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования изд.«СКФ-офис», 2015. – 114 с.

3 Стрекалова, Н. Д., Беляков, В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство — CПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ 2017. — 80 c

4 Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб.пособие для среднего профессионального образования / С. А. Ветошкин, канд. мед. наук. – М: Юрайт, 2019. — 242 с.

5 Холостова Е. И. Социальная работа: учеб.пособие / Е. И. Холостова. - М: «Дашков и К», 2019. 764 с.

Просмотров работы: 358