Стили семейного воспитания и их влияние на взаимоотношения подростков с родителями - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Стили семейного воспитания и их влияние на взаимоотношения подростков с родителями

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стиль воспитания влияет на психологический климат в семье, на настроения домочадцев. От обстановки дома будет зависеть то, как сложатся взаимоотношения родителей с подростками. Родительское воспитание имеет большое значение для взаимоотношений с подростками.

Для того, чтобы подросток доверял своим родителям и всесторонне развивался необходимо подобрать наиболее оптимальный для этих условий стиль воспитания.

Стиль семейного воспитания – это вид отношения родителей к ребенку, степень контроля его поступков, способы поощрения и наказания. Проблема выбора стиля воспитания особенно обостряется перед родителями подростков [1]. Выбрать такую стратегию поведения, при которой бы обе стороны (родители и дети-подростки) были довольны достаточно непросто. Воспитание подростков немало зависит от личностных особенностей родителей.

Воспитание детей – это настоящий труд, который требует от родителей терпения, старания и тактичности. В семье должны быть созданы условия для воспитания не только детей-подростков, но и для самовоспитания родителей. Наиболее положительный эффект будет достигнут при таком стиле воспитания, при котором личностное развитие получают и подростки, и родители.

В педагогической литературе наиболее распространена классификация стилей воспитания, включающая авторитарный, либеральный, демократический и индифферентный (попустительский) стили [2].

При авторитарном стиле воспитания между родителями и подростками выстраиваются холодные отношения. Авторитарные родители не позволяют подростку делать самостоятельный выбор, принимают все важные решения без его участия. Родители во всем ограничивают подростка, приучают к строгому режиму дня. Такие родители требуют от подростка всевозможных достижений в учебе, в конкурсах, соревнованиях. Обычно при таком стиле воспитания родители больше ориентированы на материальное благополучие подростка, чем на психологическое. Родители не воспринимают всерьез проблемы подростка, считают, что «все проблемы от безделья» или «какие у тебя могут быть проблемы, ты еще жизни не видел (а)». Подростки в такой семье чувствуют себя ненужными, ничтожными. Их угнетает постоянный контроль родителей, отсутствие свободы. Родители-диктаторы могут не признавать своих ошибок в воспитании, что приводит к полной утрате контакта с подростком. Родители, воспитывающие подростка в авторитарной среде, могут препятствовать нормальному развитию личности подростка. Высок риск того, что подросток, воспитывающийся в такой строгой дисциплине будет склонен к противоправным действиям, губительному образу жизни, жестокости и агрессивности. В авторитарном стиле воспитания желания родителей важнее потребностей самого подростка.

При либеральном стиле между родителями и подростками выстраиваются нейтральные с положительным оттенком отношения. У родителей отсутствует организованная система контроля, поощрений и наказаний. Родители не дают советов, даже если они нужны самому подростку, доверяют ему, склонны считать, что в этом нет необходимости. В целом, общение при либеральном стиле воспитания доброжелательное, но подросток в таких взаимоотношениях с родителями чувствует себя одиноким. Несмотря на то, что родители при таких отношения во всем поддерживают подростка, не наказывают за ошибки, подростку не хватает эмоциональной теплоты, настоящей поддержки, участия родителей в их жизни. Подростки, воспитывающиеся либеральными родителями могут вырасти инфантильными и неуверенными в себе взрослыми людьми, либо, наоборот, импульсивными и избалованными.

При демократическом стиле между родителями и подростками выстраиваются теплые и дружелюбные отношения. Родители уважают мнение подростка, прислушиваются к нему. Подростку предоставляется право выбора, он может сам решать, что ему делать. Однако родители устанавливают некоторые правила поведения, которые подросток должен соблюдать. Родители выстраивают свою систему воспитания в соответствии с интересами подростка. Такой стиль воспитания сопровождается грамотными действиями родителей – они дают право подростку быть самостоятельным в своей жизни, но при этом вежливо требуют от подростка соблюдения принятых правил и норм в семье. Родители искренне готовы помочь подростку, поддержать его в трудную минуту. В свою очередь подростки благодарны родителям за взаимопонимание, сочувствие и помощь. Демократический стиль воспитания формирует и развивает лучшие черты характера подростка, способствует формированию адекватной самооценки. Подростки, воспитывающиеся в демократическом стиле, растут самостоятельными, активными и креативными личностями.

При индифферентном стиле между родителями и подростками выстраиваются отстраненные и холодные отношения. Родители безразлично относятся к тому, что происходит в жизни подростка. Они не хотят брать на себя ответственность в воспитании подростка. Такие родители склонны выставлять напоказ взаимоотношения с подростком, создавать иллюзию идеальной семьи. На самом же деле, в семье отсутствуют теплые отношения. Подросток предпочитает скрывать свои проблемы от родителей. К окружающим людям такой подросток проявляет недоверие, подозрительность. При таком воспитании подросток не получает поддержки и необходимой родительской любви. Подростки, воспитанные в попустительском стиле, могут вырасти асоциальными личностями, для которых не будет существовать понимания положительных эмоций и теплых чувств.

Охарактеризованные стили воспитания могут одновременно присутствовать в любой семье. Или же, в семьях воспитание подростков может происходить в одном стиле. В семьях стили воспитания могут разнообразно сочетаться. Каждый родитель выбирает то воспитание, которое на его взгляд лучше всего подойдет подростку. Разумеется, каждый стиль воспитания не может быть только положительным или только отрицательным. Однако в современной психологии оптимальным стилем воспитания признан демократический. В этом стиле сочетаются разумные и обоснованные требования и запреты, адекватный родительский контроль и эмоциональное принятие [3].

Наиболее гармоничным стилем воспитания подростков будет только тот, который способствует развитию теплых и доверительных взаимоотношений подростков с родителями. Если семейное воспитание позволяет подростку быть счастливым, открытым для всего нового, а самим родителям быть ближе к своему ребенку, то такое воспитание положительно скажется на семейных отношениях.

Данная статья была посвящена изучению стилей семейного воспитания, их влияния на отношения подростков с родителями. В процессе изучения стилей воспитания были сделаны следующие выводы:

— от стиля воспитания зависят взаимоотношения подростков с родителями;

— воспитательная среда, построенная на взаимоуважении и взаимопонимании наиболее эффективна для построения открытых взаимоотношений подростков с родителями;

— выбранный стиль воспитания влияет на формирование выбора дальнейшего образа жизни подростка.

Список литературы:

1. Черных Л.Н., Афанасьева Е.Л. Семейное воспитание и его стили [Электронный ресурс] // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 32-34. URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2017/12/МК-243-Сборник.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

2. Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. №9 (39) С. 15-18. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5113 (дата обращения: 22.01.2022).

3. Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. №3 (35). С. 71-79. URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=8174 (дата обращения: 22.01.2022).

Просмотров работы: 137