ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ЗА РУБЕЖОМ

Нагоркина Ю.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это связано с тем, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Основные функции воспроизводства, защиты и устойчивого развития общества связаны с феноменом семьи. Она обладает мощным потенциалом влияния на процессы общественного развития, воспроизводства труда и формирования гражданских отношений. Семья имеет укрепляющее, объединяющее значение, противостоит социальному противоборству и напряжению.

Важным фактором, способным поддерживать, адаптировать и укреплять эти функции, несомненно, является социальная политика государства, закрепленная в эффективно функционирующей специально организованной системе государственной семейной политики и практики.

В современном обществе инновации играют ведущую роль в развитии производства и общества. Наиболее заметным аспектом термина «инновация» является положительный эффект от внедрения новшества. Воздействие может быть, например, социальным, экологическим, основная цель которого – принести пользу обществу в целом.

Во всем мире социальные инновации используются для повышения качества и уровня жизни, улучшения благосостояния граждан и решения социальных и экологических проблем.

Инновационные технологии социальной работы представляют собой новую модель алгоритмов действий и операций, направленных на удовлетворение общественно гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, использование которых позволяет достичь более социально значимых результатов.

Мировое сообщество накопило большой опыт в сфере оказания социальных услуг самого разного уровня и масштаба.

В повседневной практике социальной работы в США одним из направлений является оказание разного рода помощи семьям с различными социальными проблемами.

Традиционное направление связано с рутинным предоставлением социальных услуг, отвечающих законодательным, политическим и организационным требованиям в рамках официально утвержденных программ социальной помощи. Здесь семьи обращаются за советом конкретной услугой. И в этом случае чаще всего требуется лишь некая последовательность действий. Другое направление социальной работы с семьей обращено на решение психолого-педагогических и терапевтических задач. В рамках различных специализированных агентств социальные работники могут оказывать разного рода психолого-педагогическую помощь тем семьям, чьи трудности не могут быть решены обычными услугами, куда и относятся семьи, оказавшиеся в социально опасном положении [3].

Наряду с классическими методами, социальные работники семейного профиля в США используют такие инновационные технологии, как работа в паре с коллегой, работа в междисциплинарной команде, метод «супервизорство», метод «вхождение в семью», метод «социальная история» и т. д.

Наиболее эффективный результат в социальной работе с семьями дает включение в нее волонтеров из числа благополучных, «здоровых» семей. Активизация собственного потенциала «здоровой» семьи позволяет не только стабилизировать и устойчиво развивать семью, но и является примером для подражания другим типам семей.

Примером включения таких семей в деятельность социальных служб является существующая в США оригинальная модель «контактных семей».

Суть данной программы заключается в том, что конкретный специалист по социальной работе в интересах семьи подбирает для него такую семью, с которой она могла бы поддерживать долговременный контакт. В этой форме помощи семьям заключено большое социально-педагогическое содержание.

Во-первых, клиент расширяет рамки общения, зачастую разрывая изоляцию всей семьи либо конкретного ребенка. Во-вторых, клиенты узнают жизнь, потребности других людей, в том числе и детей, подростков. В-третьих, дети из неполных семей получают хорошую возможность установления контактов с другими взрослыми, чтобы иметь в качестве образца для подражания человека, отсутствующего в собственной семье. В-четвертых, родители получают шанс провести выходные дни по своему усмотрению в те часы, когда их дети встречаются с детьми из контактной семьи. В-пятых, ребенок может наблюдать поведение других родителей, сравнивать его с действиями собственных отца и матери, родители же тем самым поддерживаются в их родительских ролях.

Педагогическая миссия социального работника не завершается подбором контактной семьи и контролем над осуществлением этой деятельности. Специалист по социальной работе осуществляет также обучение клиентов правильным способам поведения в собственных семьях, организует групповые встречи семей для обсуждения опыта и проблем общего и конкретного характера [1].

Работа с ближайшим окружением ребенка, или сетью его социальных контактов является эффективным методом работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, который в последние десятилетия стал широко распространяться как в Швеции, так и в других странах. Это связано с тем, что специалисты различных социальных служб заметили, что для получения стойких изменений недостаточно работать только с ребенком, оказавшимся в социально опасной ситуации, или только с его семьей. Чтобы найти истоки проблемы и решить ее необходимо расширить работу так, чтобы увидеть все окружение ребенка.

Суть данной модели заключается в том, что местные комитеты страны социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основная их цель - поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет:

1) расширить сеть обслуживания клиента;

2) предотвратить отчуждение родителей и детей;

3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и иметь в качестве образца человека мужского или женского пола;

4) дать родителям возможность провести выходные по собственному усмотрению;

5) поддерживать родителей в их родительской роли.

Подбираемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать (так называемые секретари по контактам). Подходящие семьи подбираются исходя из потребностей клиента. Для того чтобы найти подходящую контактную семью необходимо обдумать все, даже самые, казалось бы, незначительные факторы. Секретари контактного обслуживания проходят специальную подготовку. Она включает в себя индивидуальное консультирование, а также групповую работу в форме тренинга. Данная модель сходна по своим целям и функциям с функциями целями, которые в средние века в России выполняла община [2].

Таким образом, можно утверждать, что существует широкий спектр методов помощи семьям, доступных для использования специалистами по социальной работе в семьях. Однако особое внимание следует уделить инновационным методам, направленным на оказание адресной помощи семьям, находящимся в группе риска. Растет потребность не только в адресной и специализированной помощи, но и в интеграции различных социальных ресурсов в систему охраны семьи и детства.

Большое значение также имеет открытость и быстрый обмен информацией, практиками и технологиями в этой области на уровне различного национального опыта работы.

Литература

1.Торохтий, В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для вузов / В. С. Торохтий. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 488 с. — URL: https://urait.ru/bcode/472129 (дата обращения: 18.01.2022).

2.Холостова, Е. И. Социальная работа: учебник для вузов / Е. И. Холостова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 755 с. URL: https://urait.ru/bcode/457211 (дата обращения: 16.01.2022).

3.Шалаева, С.Л. Зарубежные социальные практики в семейной политике / С.Л. Шалаева // Вестник Марийского государственного университета. – 2016. – Т.10. - №2. – С. 50-56.

Просмотров работы: 208