Введение. Терроризм в начале XXI столетия превратился в одну из основных угроз безопасности для всего человечества, что потребовало консолидации наиболее прогрессивного мирового сообщества в направлении противодействия этому социально-политическому феномену как на глобальном, так и на региональном уровне. Так, в области противодействия международному терроризму были созданы и успешно функционируют ряд универсальных и региональных организаций; принят ряд конвенций, резолюций, ведется двустороннее и многостороннее сотрудничество в этой области. Актуальность темы определяется сохранением в качестве постоянного фона значительного числа актуальных вызовов военно-политического характера центральноазиатского и закавказском сегментах постсоветского ареала, в том числе очагов неурегулированной конфликтности, нарастанием роли внешних институциональных акторов (НАТО и ЕС) в сфере безопасности; сохранением тренда в большинстве постсоветских государств на диверсификацию своих военно-политических связей за пределы ареалы Содружества.
Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом в рамках СНГ. Идея объединения усилий стран Содружества в борьбе против общего противника – терроризма была активно встречена государствами-членами СНГ. Был заключен ряд договоров о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, важнейшими из которых стали: «О сотрудничестве в области борьбы с терроризмом», «О создании объединенного банка данных», «О сотрудничестве в области предотвращения въезда на территорию государств СНГ лиц, не имеющих на то законных оснований», «О сотрудничестве в области обеспечения безопасности стратегических объектов».
Стороны договорились вести совместную борьбу с актами терроризма, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контрабандой ядерных материалов, радиоактивных взрывчатых и отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, созданием незаконных вооруженных формирований, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя или насильственного захвата власти, незаконной миграцией и т.д. Данные нормативно-правовые акты развивали на уровне СНГ положения базовых документов ООН, касающихся борьбы с преступностью – Каракасской декларации, принятой Шестым конгрессом ООН, и Миланского плана действий, принятого Седьмым конгрессом ООН. 28 марта 1997 г. решением Совета глав государств был создан Совет руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) с более широким, чем у Совещания полномочиями. Членами СОРБ стали руководители спецслужб десяти государств, главы которых подписали Решение о создании Совета. Оно не было подписано президентами Туркмении и Узбекистана. Руководители спецслужб этих республик участвуют в работе СОРБ в качестве наблюдателей. Основной формой деятельности Совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год поочередно в каждом из государств СНГ. Рабочими органами СОРБ, как задумано, являются исполнительное бюро и комиссии руководителей соответствующих подразделений органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ по отдельным направлениям работы. Исполнительное бюро как рабочий межгосударственный орган все еще не создано, хотя практическая потребность в его учреждении становится все более актуальной. Функции исполнительного бюро пока возложены на один из отделов Службы международных связей ФСБ России. Органами безопасности и специальными службами государств Содружества в рамках СОРБ принят ряд важных документов, касающихся борьбы с терроризмом, в том числе Протокол о порядке обмена информацией о каналах въезда, выезда и перемещения установленных членов террористических формирований в государствах СНГ, а также ввоза оружия, взрывчатых веществ и других средств террористических акций, протокол о сотрудничестве в области борьбы с наемничеством (июнь 1999 г.).
Среди нормативно-правовых актов, регулирующих противодействие данному виду преступления в рамках СНГ, необходимо выделить такие как: Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом; Договор о коллективной безопасности; Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Новым этапом в борьбе с проявлениями терроризма в масштабах СНГ стало заключение в 1999 г. Договора о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом. Этот документ стал предвестником заключения Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Сотрудничество по противодействию терроризму в формате СНГ. С момента создания СНГ борьба с терроризмом была отнесена к области совместной деятельности государств, и это нашло законодательное закрепление в Уставе Содружества. Уже 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил первую Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ. В дальнейшем существенное развитие получила международно-правовая база сотрудничества. Были приняты основополагающие документы, Концепция и Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества в борьбе с преступностью. Как уже отмечалось ранее, каждые три года принимаются Программы сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма. Так, на смену действующей Программе на 2017–2019 гг. от 16.09.2016 г. пришла принятая 11.10.2019 г. Программа на 2020-2022 гг.
Подписаны международные договоры о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств – участников Содружества.
Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ разработала и приняла модельный уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы, модельные законодательные акты о борьбе с терроризмом, коррупцией, организованной преступностью, о борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств, о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем.
Активизировалась работа по присоединению государств – участников Содружества к основным договорам, касающимся уголовно-правовой сферы, в рамках ООН, ее специализированных учреждений и Совета Европы.
Решением Совета глав государств СНГ периодически утверждаются очередные Межгосударственные программы совместных мер борьбы с преступностью.
Ежегодно в рамках Межгосударственной программы правоохранительными органами государств – участников Содружества проводятся согласованные на двусторонней и многосторонней основе оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.
Осуществляется работа по формированию специализированных банков данных и обмену информацией по линии министерств внутренних дел, пограничных служб, органов безопасности и спецслужб государств – участников Содружества.
Решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. была одобрена Концепция взаимодействия государств – участников СНГ в борьбе с преступностью.
Концепция – базовый документ, с учетом положений которого могут разрабатываться и заключаться двусторонние и многосторонние соглашения и договоры о взаимодействии правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с преступностью.
Важнейшая задача взаимодействия – согласованная деятельность правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с терроризмом, бандитизмом, захватом заложников.
Заключены многосторонние договоры с 12 государствами – участниками СНГ. Реализация двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве спецслужб государств – участников СНГ позволяет решать следующие задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности сотрудничающих государств:
а) осуществление совместной деятельности с целью наиболее эффективного и взаимовыгодного использования оперативных и других возможностей в интересах обеспечения безопасности сторон.
б) информирование о выявленных разведывательных устремлениях спецслужб и враждебных проявлениях организаций государств, не являющихся участниками Содружества, в отношении сторон.
в) совместное осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений, отнесенных внутренним законодательством к компетенции сторон, в частности по защите экономических интересов, борьбе с контрабандой, незаконным вывозом культурных ценностей, коррупцией и организованной преступностью межгосударственного и межрегионального характера, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
г) осуществление в интересах друг друга оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на территории своих государств.
д) осуществление взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности находящихся на территории своих стран объектов оборонной промышленности, атомной энергетики, специальных и воинских перевозок.
е) обмен оперативными данными. Оперативное информирование о возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, затрагивающих суверенитет, территориальную целостность, обороноспособность, экономическую и экологическую безопасность.
ж) оказание помощи в решении вопросов технического и информационно-аналитического обеспечения оперативно-технической и криминалистической деятельности, совместное осуществление разработок, изготовление, поставка, внедрение специальных технических средств.
з) взаимодействие в области подготовки и переподготовки кадров.
Работа в названных восьми направлениях координируется Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ. Совет на своих ежегодных совещаниях определяет стратегию сотрудничества, принимает нормативные акты, регулирующие его конкретные направления. Были приняты соглашения:
- об обеспечении безопасности гражданского воздушного сообщения;
- о предотвращении въезда на территорию государств – участников СНГ лиц, не имеющих на то законных оснований;
- об обеспечении экономической безопасности;
- о борьбе с терроризмом.
Основной рабочий орган взаимодействия органов безопасности стран СНГ – Антитеррористический центр государств – участников СНГ, созданный на основании решения Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г.
Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Решения по принципиальным вопросам деятельности Центра принимаются Советом глав государств СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ.
Основные задачи и функции Центра:
- выработка предложений Совету глав государств Содружества Независимых Государств и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
- обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
- анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах – участниках СНГ и других государствах;
- формирование на базе объединенного банка данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств – участников СНГ специализированного банка данных о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах; о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах – участниках СНГ и других государствах; о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам; предоставление информации на регулярной основе и по запросам компетентным органам государств – участников СНГ, участвующим в формировании специализированного банка данных;
- участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств, а при необходимости – по поручению глав заинтересованных государств – участников СНГ в соответствии с установленным порядком;
- содействие заинтересованным государствам – участникам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
- содействие заинтересованным государствам – участникам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора;
- установление и поддержание рабочих контактов с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, а также соответствующими специализированными структурами других государств.
АТЦ СНГ оказывает значительную поддержку работе ряда органов ООН. Речь идет, прежде всего, о так называемых санкционных комитетах Совета Безопасности ООН (Комитет по запрещенным в РФ ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам и группам, предприятиям и организациям, и Комитет, учрежденный резолюцией 1988), а также Исполнительном директорате Контртеррористического комитета (КТК) ООН. Кроме того, АТЦ СНГ – активный партнер Глобальной исследовательской сети, работа которой реализуется Контртеррористическим комитетом при поддержке ИД КТК ООН и охватывает научно-исследовательские центры и институты из стран Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америк, Ближнего Востока, а также Океании.
Сегодня на постсоветском пространстве представительства ОБСЕ различного уровня расположены в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине. В Таджикистане, например, в непосредственной близости от региона, где вопросы борьбы с терроризмом остаются актуальными уже многие годы, помимо программного офиса ОБСЕ, расположен также Пограничный колледж ОБСЕ.
Организуя учебные занятия для руководящего состава пограничных и таможенных ведомств стран – членов и партнеров ОБСЕ, колледж привлекает в качестве лекторов высококвалифицированных представителей региональных организаций, имеющих опыт в профильной области. Среди них – Координационная служба Совета командующих пограничными войсками и АТЦ СНГ. Проведенные экспертами Центра в 2018–2019 гг. занятия для слушателей колледжа положительно оценены руководством офиса ОБСЕ в Таджикистане. Представители АТЦ СНГ регулярно участвуют и в других мероприятиях ОБСЕ (конференциях, семинарах) как на пространстве СНГ, так и за его пределами, что говорит о реальном авторитете и статусе этой региональной структуры, а также потенциале ее задействования странами Содружества в продвижении интересов СНГ на различных международных площадках.
С учетом актуальности проблемы противодействия финансированию терроризма большое значение приобретает международное взаимодействие органов безопасности и подразделений финансовой разведки. Такая работа сегодня проводится Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Совместно с ЕАГ АТЦ СНГ налажена ежегодная подготовка представителей компетентных органов, непосредственно связанных с противодействием финансированию терроризма, на базе Международного учебно-методического центра финансового мониторинга. Кроме того, организуются совместные семинары по обмену практическим опытом. В 2017 г. такой семинар был проведен вместе с ИД КТК ООН, а семинар 2018 г. проводился совместно с Интерполом. К участию в семинарах приглашаются и эксперты из стран, не входящих в СНГ. Стоит заметить, что уникальность этой работы была отмечена в пятом и шестом докладах Генерального секретаря ООН.
Следует подчеркнуть практические результаты, которые демонстрирует взаимодействие двух органов отраслевого сотрудничества СНГ – АТЦ СНГ и СРПФР (Совет руководителей подразделений финансовой разведки СНГ). На основании предоставленной Центром информации о находящихся в межгосударственном розыске террористах и экстремистах только в 2017 г. в рамках операции «Барьер», проводимой совместно с подразделениями финансовых разведок государств СНГ, было выявлено 99 лиц, причастных к финансированию терроризма.
Сотрудничество по противодействию терроризму в формате ОДКБ. Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте, между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и в дальнейшем присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. На новый пятилетний срок участвовали 6 государств СНГ: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Заключение данного Договора было обусловлено стремлением государств на изломе истории совместными усилиями обеспечить территориальную безопасность и целостность бывших советских республик, воссоздать единое для них оборонное пространство.
Договор о коллективной безопасности, планировавшийся как механизм военного сотрудничества в масштабе всего СНГ, долгое время не получал практической реализации и как бы дрейфовал в русле происходивших в СНГ процессов, действуя, по существу, в рамках уставных органов Содружества.
Перелом наступил в конце 90-х годов прошлого столетия с обострением ситуации вокруг Киргизии, вызванной террористической активностью, а также возникновением прямой угрозы со стороны афганских талибов в отношении Таджикистана, что потребовало задействовать механизм военной и прочей помощи указанным государствам в соответствии с положениями Договора.
Именно в этот период было принято кардинальное решение об адаптации ДКБ к меняющейся геополитической ситуации. Договор вышел на приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам. Во исполнение Договора о коллективной безопасности главы государств СНГ 7 октября 2002 г. приняли Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности.
Одним из важнейших этапов в этом процессе стало создание в 2003 г. на базе Договора международной региональной структуры – «Организации Договора о коллективной безопасности» (ОДКБ) со своим Уставом (в декабре 2003 г. он был зарегистрирован в Секретариате ООН, а Организация получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН).
В итоге за время своего существования ОДКБ превратилась в многофункциональную интеграционную структуру безопасности.
С окончательным оформлением ОДКБ в качестве полноправной международной региональной организации были созданы необходимые условия для успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений. Занимая свою нишу в мировом сообществе, ОДКБ активно развивает рабочие контакты и взаимодействие с другими международными организациями, занятыми в сфере безопасности. На сегодняшний день можно уверенно говорить об устойчивых связях со структурами ООН, включая Секретариат ООН и Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. Организация участвует в проводимых под эгидой Генерального секретаря ООН встречах высокого уровня по координации усилий ООН и региональных организаций и в деятельности вновь созданного для целей такой координации Постоянного комитета ООН.
В соответствии с принятым в 2004 г. решением ОДКБ выступила с предложением о налаживании диалога с НАТО, прежде всего в вопросах противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков. Значительно активизировались рабочие контакты и взаимодействие между ОДКБ и ОБСЕ.
Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.
При полном учете геополитических реалий, в которых действует Организация, необходимый акцент делается на дальнейшем укреплении политического взаимодействия, прежде всего в плане мониторинга военно-политической и криминогенной обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных и конфликтных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В этих целях создан цельный механизм внешнеполитической координации (руководящие, исполнительные и координирующие органы), включающий систему обмена информацией, межгосударственные консультации на различных уровнях, выработку коллективных позиций, взаимодействие в международных организациях.
Организация также сориентирована на противодействие коллективными усилиями терроризму и наркоугрозе, на борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии.
Работе по вызовам и угрозам все больше подчиняется и взаимодействие в военной сфере.
В соответствии с Уставом ОДКБ органами Организации являются:
Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган Организации, в состав которого входят главы государств – членов. Совет на ежегодных сессиях рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами – членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации, который представляет собой постоянно действующий рабочий орган ОДКБ для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. В его составе функционируют управления политического и военного сотрудничества, управление противодействия вызовам и угрозам, другие структурные подразделения.
При КССБ сформированы рабочие группы по противодействию терроризму, экстремизму и нелегальной миграции.
Главной военной составляющей системы коллективной безопасности являются коалиционные группировки войск в регионах, предназначенные для сдерживания или отражения агрессии против государств-членов, а также для проведения других операций в интересах обеспечения безопасности государств-членов от внешних угроз.
В августе 2001 г. сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) численностью до 4 тыс. человек. С октября 2003 г. в составе КСБР начала функционировать российская авиабаза с местом дислокации г. Кант (Кыргызстан).
Завершено создание Объединенного штаба ОДКБ. Начало его деятельности с 1 января 2004 г. позволило организовать более качественную работу по дальнейшему развитию военного сотрудничества.
Новым вектором в работе ОДКБ стало парламентское измерение. Созданная в ноябре 2006 г. Парламентская ассамблея ОДКБ позволила систематизировать и активизировать работу по гармонизации и унификации национальных антитеррористических законодательств государств – членов Организации.
Геополитическая ситуация, в которой действует Организация Договора о коллективной безопасности, по-прежнему вызывает озабоченность, прежде всего, в связи с нестабильностью в регионе, с явно предкризисной или кризисной динамикой обстановки.
При выработке единых для государств – членов Организации подходов к проблеме международного терроризма в полной мере учитываются международно-правовые документы (декларации, конвенции, резолюции), принятые мировым сообществом.
Одним из существенных актов, положенных в основу деятельности ОДКБ по антитеррору, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая в сентябре 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Применительно к Стратегии деятельность ОДКБ направлена на дальнейшую синхронизацию своих действий с усилиями международного сообщества в борьбе с терроризмом, что нашло отражение в принятой в 14.10.2016 г. «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года».
Крайне важным для Организации представляется правовой аспект борьбы с терроризмом и экстремизмом. Правовую основу деятельности ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом составляют уставные документы Организации и решения ОДКБ по данной проблеме, конвенции и другие многосторонние акты ООН, ШОС, Совета Европы и СНГ, национальное законодательство государств – членов ОДКБ.
Во всех государствах – членах ОДКБ приняты специальные законы по борьбе с терроризмом, а также установлена уголовная и административная ответственность за деяния террористической и экстремистской направленности. Принимаются меры по инкорпорированию в национальное законодательство положений, запрещающих подстрекательство к совершению террористических актов.
В последние годы сделан акцент на совершенствовании правовых основ противодействия финансированию терроризма, антитеррористической пропаганде, мерах по обеспечению неотвратимости наказания, как самих террористов, так и их спонсоров.
В рамках ОДКБ налажен обмен информацией об организациях, признанных террористическими на территории каждого из государств-членов, а также соответствующими судебными решениями.
Другое важное направление – реализация комплекса мер по укреплению контртеррористического и антинаркотического потенциалов государств-членов, оснащению их сил для борьбы с терроризмом и наркотрафиком спецтехникой и спецсредствами, обучению кадрового состава. Организация наращивает усилия и в сфере обеспечения информационной безопасности от террористических угроз.
Среди конкретных мер по координации контртеррористических усилий в рамках ОДКБ стало создание Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. В апреле 2017 г. начал свое существование Центр кризисного реагирования.
ОДКБ взаимодействует с институтами гражданского общества и СМИ. Победить терроризм можно только при активной поддержке институтов гражданского общества. Возрастающую роль в утверждении нетерпимости к терроризму призваны играть средства массовой информации. Поэтому столь важно наладить партнерство между государственными органами, СМИ и структурами гражданского общества. В этой связи у Организации имеется определенный позитивный опыт. Под эгидой ОДКБ и по инициативе представителей гражданского общества в 2004 г. была создана постоянно действующая общественная организация под названием «Международный антитеррористический медиафорум», учредителями которой выступили информационные агентства, общественные и журналистские объединения, видные общественные и политические деятели. Медиафорум выдвинул конкретные инициативы, направленные на создание широкого информационного и общественного фронта против террора и распространения наркотиков. В его работе участвовали представители Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, других международных организаций.
Достигнутые за время существования результаты деятельности ОДКБ доказали ее эффективность и жизнеспособность. В настоящее время представляется актуальной и политически востребованной задача дальнейшего совершенствования военно-политических механизмов сотрудничества государств-членов в сфере обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Реализации этой цели служит идущий сейчас процесс трансформации ОДКБ в универсальную международную структуру безопасности, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз.
Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом (на примере ШОС). Резкий качественный и количественный рост терроризма но всему миру дал серьезный импульс не только международному сотрудничеству государств в борьбе с этим злом в рамках уже существующих международных организаций, но и созданию новых международных организаций, прежде всего региональных.
Именно региональные международные организации позволяют наиболее эффективно и оперативно согласовывать воли своих членов в различных регионах мира. Особую опасность терроризм представляет в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Средней Азии, на постсоветском пространстве, где в условиях правового нигилизма и острых межнациональных противоречий сложились идеальные условия для развития экстремизма и сепаратизма. Именно поэтому создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) можно считать исторически предопределенным.
Шанхайская организация сотрудничества была создана из так называемой «Шанхайской пятерки», образованной Россией, Казахстаном, Киргизией, Китаем и Таджикистаном после подписания Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы в 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы в 1997 г.
В июне 2001 г. в Шанхае на встрече глав шести государств – России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана – было официально объявлено о создании ШОС. Тогда же была принята Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, именуемая ныне Шанхайской конвенцией 2001 г. Исторический саммит ШОС в Астане 8-9 июня 2017 г. открыл новый этап развития Организации. Одним из его важнейших итогов стало предоставление Индии и Пакистану статуса полноправных членов объединения. Вступление в ШОС двух мощных и авторитетных государств Южной Азии расширило потенциал и спектр возможностей работы Организации, в том числе в сфере совместного противодействия традиционным и новым вызовам и угрозам.
При этом ШОС стала организацией, которая первой на международном уровне предложила нанести удар по терроризму, а сама Шанхайская конвенция в ст. 1 впервые на международном уровне закрепила определение неотъемлемых элементов терроризма – сепаратизма и экстремизма как насильственных деяний, преследуемых «в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством договаривающихся сторон».
Содержащийся в приложении к Конвенции перечень многосторонних соглашений о борьбе с преступлениями международного характера является своеобразным «путеводителем» по деяниям, относящимся к терроризму.
Сотрудничество в борьбе с терроризмом является важнейшим направлением деятельности ШОС и даже системообразующим элементом этой международной организации.
Проблема международного терроризма и религиозного экстремизма особо остро стоит на территории Центральной Азии в силу значительной активизации экстремистских организаций исламского толка в Средней Азии и ставшего затяжным военного конфликта в Афганистане.
Как справедливо отмечают аналитики: «… для Казахстана, Киргизии и Таджикистана участие в Шанхайской организации сотрудничества дает возможность привлечь военно-политические ресурсы России и Китая для отражения угроз, что немаловажно, учитывая ограниченные возможности бывших среднеазиатских республик Советского Союза».
Именно благодаря этому ШОС является международной организацией, активно использующей механизмы как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества государств – участников.
Именно обозначившееся стратегическое партнерство России и Китая как двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН определяет значимость и международный вес ШОС в более значимой мере, чем даже совокупный демографический и территориальный потенциал всех государств – членов этой международной организации.
Именно ШОС как крупная региональная структура в настоящее время решает задачу усиления влияния и Китая и России и в Центральной Азии и в сопредельных странах.
Основы регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом были заложены 7 июля 2002 г., когда в Петербурге главами государств – членов ШОС были подписаны Декларация глав государств – членов ШОС и Хартия ШОС, в которой четко зафиксированы цели, принципы и новые направления сотрудничества ШОС, по сути, новая международно-правовая база этой организации.
Основными задачами и функциями РАТС являются:
- разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом для соответствующих структур ШОС;
- содействие компетентным органам сторон в борьбе с терроризмом;
- сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от сторон по вопросам борьбы с терроризмом;
- формирование банка данных о международных террористических организациях;
- предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;
- содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений (по просьбе сторон);
- содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом (по просьбе сторон);
- содействие в осуществлении международного розыска лиц, предположительно совершивших деяния, указанные в п. 1 ст. 1 Конвенции;
- участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом;
- содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;
- участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров и т.д.;
- установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом.
Практическими шагами к обеспечению безопасности и стабильности стали проводимые при взаимодействии ООН и ШОС специальные мероприятия. Речь идет о совместных спецмероприятиях высокого уровня: «ООН и ШОС: совместное противодействие вызовам и угрозам» в ноябре 2016 г. в Нью-Йорке, а также организованного совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности – «ООН и ШОС в борьбе с наркотиками: общие угрозы, совместные действия» в марте 2017 г. в Вене.
Особенность РАТС заключается в том, что, будучи региональной межправительственной организацией – субъектом международного права – вместе с тем, согласно ст. 4 Хартии ШОС, РАТС отнесена к системе органов ШОС.
Таким образом, один субъект международного права входит в структуру другого субъекта международного права.
Помимо РАТС основными органами ШОС являются:
1. Совет глав государств, проводящий ежегодные саммиты ШОС в столицах стран – участниц.
2. Совет глав правительств.
3. СМИД – Совет министров иностранных дел, решающий задачи в преддверии встреч на высшем уровне, согласования позиций стран – участниц ШОС и подготовки ключевых документов ШОС для их подписания главами государств.
4. Совещание руководителей министерств и ведомств.
5. Секретариат – постоянно действующий орган, расположенный в Пекине.
Об эффективной деятельности Региональной антитеррористической структуры наглядно свидетельствуют следующие данные. С 2006г. по настоящее время в рамках РАТС на территории государств-членов ШОС проведено более 16 совместных антитеррористических учений.
Только в 2013–2019 гг. компетентными органами государств-членов ШОС при координирующей роли РАТС ШОС на стадии подготовки предотвращены 20 терактов; пресечены около 650 преступлений террористического и экстремистского характера; ликвидированы 440 баз подготовки террористов и около 1700 членов международных террористических организаций; задержаны более 2700 участников незаконных вооруженных формирований, их пособников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности; экстрадированы 213 лиц, причастных к деятельности террористических и экстремистских организаций, многие из которых осуждены на длительные сроки лишения свободы; 180 лиц объявлены в розыск; выявлены 600 схронов и тайников с оружием, изъяты более 3250 самодельных взрывных устройств, около 10 тысяч единиц оружия, около 450 тыс. единиц боеприпасов и более 52 тонн взрывчатых веществ. На постоянной основе ведется целенаправленная работа по противодействию использованию сети Интернет в террористических, сепаратистских и экстремистских целях.
В 2018 г. пресечено более 360 преступлений террористической направленности, задержано более 600 членов международных террористических организаций. В 2019 г. прошли учения «Сары-Арка-Антитеррор-2019» в Казахстане, киберучения в Индии и Китае «Сямынь-2019».
Нарастающая террористическая активность в различных регионах мира диктует необходимость совершенствовать и развивать методы и приемы совместной борьбы с этим злом. Принятое в Астане в 2017 г. Заявление глав государств-членов ШОС о противодействии международному терроризму является важным политическим документом, включившим в себя оценки состояния дел, подходы к укреплению международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и призыв к мировому сообществу объединиться в рамках широкой международной антитеррористической коалиции в противодействии глобальному терроризму.
В современных условиях особую опасность представляет распространение террористической идеологии и пропаганды, включая публичное оправдание терроризма с целью подстрекательства к совершению террористических актов. В этой связи ШОС намерена наращивать совместные усилия по противодействию радикализации общества, ведущей к проявлениям крайних форм экстремизма, в том числе к терроризму, прежде всего среди молодежи, а также по профилактике религиозного, этнического, идеологического и политического экстремизма, этнической и расовой нетерпимости, ксенофобии. Наряду с сотрудничеством по линии правоохранительных и судебных органов особый акцент в этой работе будет сделан на усилении ведущей роли государств в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму с добровольным и ответственным привлечением потенциала структур гражданского общества, в том числе традиционных религиозных организаций, образовательных и научных учреждений, СМИ, общественных и неправительственных объединений государств-членов ШОС, действующих на их территориях в соответствии с национальным законодательством.
Государства-члены намерены также развивать сотрудничество по противодействию деятельности физических и юридических лиц по вербовке, обучению и использованию террористов, публичным призывам к террористической деятельности или оправданию актов терроризма, финансированию террористической деятельности.
ШОС не является военно-политическим блоком, однако бескомпромиссная борьба с террористической угрозой диктует необходимость развития и укрепления механизмов, направленных на радикальное искоренение террористической деятельности. В этой связи ШОС продолжит практику проведения на регулярной основе совместных антитеррористических учений, в том числе учений «Мирная миссия».
Государства – члены ШОС обязались «не предоставлять убежища лицам, обвиняемым или подозреваемым в совершении террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности и выдавать таковых в случае соответствующих обращений со стороны государства – партнера».
Было принято решение создать и ввести в действие единый розыскной реестр лиц, объявленных в международный розыск за совершение преступлений террористического характера и сепаратизма или по подозрению в этом. Чтобы ликвидировать материальную базу преступников, главы государств договорились выработать в рамках ШОС единые подходы и стандарты мониторинга денежных переводов, движения финансовых средств неблагонадежных лиц и организаций.
Практическая работа ШОС продемонстрировала готовность и способность данной организации эффективно противостоять терроризму и экстремизму. Реализация механизма проведения совместных военных учений за несколько последних лет показала потенциал этой организации, ее возможности и, что самое главное, положительную динамику других стран участвовать в ней.
Очевидно, что государства ШОС намерены наращивать свой вклад в пресечение террористической угрозы, активнее используя потенциал региональной антитеррористической структуры ШОС, а также практику совместных антитеррористических учений. Здесь в полной мере проявился тренд переформатирования центров безопасности на евразийском пространстве. Принятие в 2015 г. Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. еще раз подтвердило практическую направленность деятельности организации в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Военно-политическое сотрудничество в сфере противодействия террористической угрозе осуществляется на постсоветском пространстве как в рамках СНГ в целом, так и в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в частности. Кроме того, центральноазиатские республики СНГ вместе с Россией и Китаем участвуют и в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), для которой совместное противодействие терроризму является приоритетным направлением взаимодействия.
Заключение. В начале XXI столетия международное сотрудничество по борьбе с терроризмом осуществляется как на глобальном, так и на региональном уровне. В настоящее время прогрессивным мировым сообществом проделана огромная работа: создан и функционирует ряд международных, универсальных, региональных организаций; принят ряд конвенций, резолюций, ведется двустороннее сотрудничество в этой области. Все чаще звучат мнения, что противодействие терроризму на глобальном уровне на деле не столь эффективно, как предполагалось, а значит, в стремительно меняющемся мире правовая основа антитеррористической борьбы требует постоянного укрепления. Находясь в общем спектре мировых тенденций развития современного терроризма, терроризм на постсоветском пространстве сопровождается проявлением многих особенностей, которые в значительной мере усиливают его опасность. Именно поэтому трудно переоценить роль и значимость тесного сотрудничества всех стран СНГ в этой сфере.
Международная стратегия противостояния терроризму выходит за границы национальных государств, так как терроризм выступает разрушительной силой XXI-го века, носит наднациональный характер, распространяясь по всему миру в зависимости от наличия у террористов ресурсов, их мобильности, количества сторонников из числа оппозиции существующей легальной власти в национальном государстве.
Список использованных источников.
1. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г. // Действующее международное право [Текст]. – Т. 3. – С. 94-99.
2. О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принятая на ее 39-й сессии в 1984 г. [Текст] // Международная жизнь. – 1985. – № 6. – С. 144-145.
3. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. [Текст] // Действующее международное право. – Т.3. – С. 90-94.
4. Устав ОДКБ. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ [Текст] // Содружество. – Минск, 1992. – № 5. С. 170-172.
5. О противодействии терроризму: Закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35 – ФЗ [Текст] // ФЗ РФ. 2006. Ст. 153.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Текст].
7. Абдуллаев, М.И., Комаров, С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник [Текст] / М.И. Абдулаев, С.А. Комаров. – Москва – СПб., 2003.
8 Абдулмуталинова, Т.А., Азин, В.С., Григорьев, Я.В. Политический терроризм и его разновидности. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: // Сборник материалов XI международной научно-практической конференции [Текст] / Т.А. Абдулмуталинова, В.С. Азин, Я.В. Григорьев. – М.: Изд-во «Перо»; – Вольск: ВВИМО, 2017. – С. 8-10.
9. Азимов, А. Распутье ОБСЕ [Текст] / А. Азимов // Международная жизнь. – 2005. – № 2.
10. Александров, А. Сила – в единстве [Текст] / А. Александров // Красная Звезда.– 2016. – 13 ноября.