ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Курение является одной из важных предотвратимых причин заболеваний, но, несмотря на хорошо известный риск для здоровья, распространенность курения в мире до сих пор растет. Если такая тенденция будет сохраняться, то менее чем через 30 лет курение станет ведущей причиной преждевременной смерти [2].

В России курят более 3 млн. подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 млн. девушек. Среди учащихся профессиональных училищ курят 75% юношей и 64% девушек, из них выраженная табачная зависимость имеется у каждого десятого [4].

Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения.

Табакокурение является сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические факторы, но в первую очередь целый комплекс социальных и психологических условий, особенно в подростковом возрасте: влияние семьи, сверстников, территории проживания, СМИ, рекламы, психической конституции, личностных особенностей, системы ценностей. Каждый из факторов однозначно не определяет склонности к курению, и только определенное сочетание ряда предрасполагающих факторов более или менее однозначно определяет тенденцию к этому виду аддикции.

Более детальное изучение психологических условий возникновения и распространения курения среди детей и подростков позволит выявить пусковые механизмы курения и повысить эффективность профилактики этой привычки.

Начнём с того, что дети, вырастая среди курящих, не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.

В самом раннем возрасте - с 5-6 до 10 лет - дети пробуют закурить из любопытства. В таком возрастном интервале из любопытства пробуют курить примерно 25% детей [5]. Одновременноматериалы анкет свидетельствуют: началу раннего курения способствует желание подражать взрослым, причём этот фактор воздействует не только на детей из курящих семей, но из семей некурящих [4]. В последнем варианте дети подражают курящим товарищам или дворовым «авторитетам», а так же киногероям, не выпускающим сигареты изо рта в течение всего фильма.

Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих семьях - не более 25% [3].

В 11-14 лет подростки начинают курить чаще всего из-за стремления не отстать от моды, самоутвердиться, иногда чтобы похудеть. В этом же возрасте они могут начать курить в результате своеобразного принуждения со стороны одноклассников, чтобы избежать причисления к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.

В 15-18 лет мотивы приобщения к курению могут остаться теми же, что и в предыдущих возрастных периодах, но нередко сам процесс курения превращается в форму защиты от личных неприятностей и переживаний [6]. Об отрицательном влиянии курения на здоровье в этом возрасте не задумываются.

В приобщении к табакокурению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространённых форм досуга старшеклассников и студентов. К этому времени потребность вдохнуть поглубже табачный дым возникает у молодых курильщиков всё чаще. В вузах на III курсе курят более 60% студентов.

В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц - старшеклассниц и студенток - были выявлены (путём анкетных опросов) основные мотивы их приобщения к курению.

Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явились степень популярности, модные тенденции в данный период времени. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это «красиво», это «модно». Были и другие варианты ответов: «курят, потому что хотят понравиться», «хотят привлечь к себе внимание», «лучше смотрятся», «выглядят самостоятельно», «обращают на себя больше внимания мужской части компании» и т.д.

Психология тяги девушек к курению дополняется такими данными: девушку интересует не только сам акт курения, сколько вся процедура курения, имеющая характер своеобразного ритуала. В нём - неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения.

Сравнивая стимулы приобщения к курению у мужской и женской части подростков и молодёжи, легко выявить их существенное несовпадение. Если причинами начала курения у юношей являются стремление подражания взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе мужественности, то у девушек начала курения связано со следованием моде, с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравится юношам.

Экспериментальное исследование проводилось среди студентов первого курса УККиИ города Ульяновска. Объем выборки составил 20 человек. Возраст участников выборки 16-17 лет.

Целью исследования было изучение психологических особенностей формирования никотиновой зависимости в старшем подростковом возрасте.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявление личностных качеств курящих подростков.

2. Выявление мотивации употребления сигарет.

3. Дать рекомендации для педагогов.

Для диагностических целей были использованы следующие методики:

1. Анкетирование, выявляющее отношение к курению, причины выкуривания сигарет, отношение к курению в семье и т.д.;

2. Проективная методика: «Несуществующее животное» направленная на выявление личностных качеств, эмоций, энергии, активности, конкретности действия;

3. Опросник А.Е Личко направленный на определение акцентуации личности.

В анкетирование, выявляющее отношение к курению, причины выкуривания сигарет, отношение к курению в семье и т.д., нами были включены следующие вопросы:

1. Считаете ли вы, что курение сигарет – это заболевание? А) Да, б) не знаю, в) нет.

2. Сможете ли вы устоять перед соблазном выкурить сигарету? А) Да, б) не знаю, в) нет.

3. Какова причина закурить сигарету в первый раз? А) за компанию б) почувствовать себя взрослым, В) не курю вообще.

4. С кем Вы курили в первый раз? А) со сверстниками б) старшими друзьями в) с родителями, г) не курю вообще д) один.

5. Какие сигареты Вы употребляете чаще? А) крепкие б) более слабые, в) какие стрельну г) не курю вообще.

6. Какие случаи (жизненные ситуации) приводят вас к выкуриванию сигареты? А) за компанию б) по настроению в) для снятия напряжения г) не курю.

7. Курят ли в вашей семье? А) постоянно б) очень редко.

8. Скрывают ли Ваши родные, что курят, от Вас? А) да б) нет.

9. Предлагают ли родители сигареты вам? А) да, б) нет.

10. Как Вы думаете, что сделают Ваши родители, если узнают, что Вы курите? а) не знаю, б) будут ругать, в) предложат покурить с ними.

11. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день? а) менее 5, б) менее 10, в) пачку и более, г) не курю вообще.

12. Как вы относитесь к курящим людям? а) положительно б) отрицательно в) мне все равно.

13. Как Вы думаете, мешает ли курящие некурящим людям? а) да, б) нет, в) мне все равно.

14. Многие подростки, начиная курить, уверены в том, что могут в любой момент остановиться. Согласны вы с этим убеждением? а) да, б) может быть, в) нет.

Проективная методика: «Несуществующее животное» направленная на выявление личностных качеств, эмоций, энергии, активности, конкретности действия.

Применение методики (теста) «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей и взрослых.

В отличие от большинства других рисуночных тестов, этот является одной из самых информативных рисуночных методик и может широко применяться для психологического обследования.

Опросник А.Е Личко направленный на определение акцентуации личности. Акцентуации – это крайне выраженные черты характера, которые могут иметь скрытую форму в виде тенденции, или быть явно выражены. Для подростков вполне свойственно иметь какиелибо акцентуации. Со временем они либо сглаживаются, что может говорить о личностном росте, взрослении, либо могут перейти в явную форму и проявлять себя во многих аспектах жизни.

На первом этапе было проведено анкетирование первокурсников и его анализ.

Не считают курение заболеванием более 50% опрошенных. 35% согласились с тем, что не смогут устоять перед соблазном, если им предложат покурить?». 30% из опрошенных имели опыт курения и 85% из них покурили первый раз в компании сверстников или старших товарищей. Из курящих опрошенных 50% курят с целью снятия стресса. Среди других причин: за компанию, по привычке. В экспериментальной группе у 17 подростков курят родители и у одно из этих подростков родители скрывают это. По результатам анкетирования родители не предлагают детям курить с ними. В экспериментальной группе к факту курению других людей только 25 % относятся отрицательно. Вместе с тем, при ответе на вопрос «Как вы думаете, мешает ли курение некурящим людям?» 95% ответили утвердительно. 80% из курящих опрошенных уверены, что при желании они в любой момент могут бросить курить.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных подростков не считают табакокурение заболеванием.

2. Треть опрошенных не могут устоять перед соблазном выкурить сигарету.

3. С большой вероятностью первая сигареты выкуривается в компании с другими людьми (сверстниками и более старшими ребятами).

4. Ситуации, в которых хочется закурить: для снятия напряжения, по настроению, за компанию.

5. Родители не предлагают курить своим детям, даже если сами являются постоянными курильщиками.

8. Большинство подростков уверены, что родители негативно отнесутся, если узнают о курении своего ребенка.

9. Большинство подростков считают, что смогут бросить курить в любой момент, когда захотят.

В группе респондентов в результате анализа проективной методики «Несуществующее животное» были выявлены следующие состояния: агрессивность (у 50%), высокая и средняя степени тревожности (у 70%), низкая самооценка (у 35%), высокая степень демонстративности (у 65%).

По данной методике можно сделать следующие выводы о том, что отмечаются высокие уровни агрессивности, демонстративности, тревожности, низкие уровни уверенности в себе, самооценки, рациональности и самостоятельности.

По полученным результатам обработки Опросника Е.А. Личко на определение акцентуации характера можно сделать следующий вывод: в группе преобладают подростки с лабильной акцентуацией характера (30%), гитпертимной (15%), психоастенической (25%) и с конформным типом акцентуации (30%).

На основании трёх методов исследования можно заключить, что основная причина курения подростков является стресс, низкая самооценка и высокий уровень агрессии. Среди психологических предпосылок к началу курения также отмечается низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, трудности социальной адаптации, склонность к рискованному поведению, низкую самооценку, ориентацию на мнение большинства, внешний локус контроля и т.д. Некоторые личностные особенности подростка оказывают негативное влияние на восприимчивость к неблагоприятным условиям.

Одно из важных направлений коррекционно-воспитательной работы с подростками предполагает формирование у них разнообразных, устойчивых побудительных мотивов отказа от употребления табачных изделий и мотивов морального порядка. Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.

Рекомендуется:

1. Вовлечение подростка с интересную спортивную, творческую деятельность, оказание помощи в достижении успеха в деятельности, которое будет способствовать преодолению неуверенности, лучшей социальной адаптации в коллективе сверстников и т.д.

2. Для повышения уровня адаптированности рекомендуется знакомство подростка с культурой общения, взаимоотношением между людьми; обеспечение условий для удовлетворения потребностей подростка в самоутверждении; развитие интересов, формирование познавательной мотивации; обучение адекватным способам выражения негативных чувств; расширение репертуара общения, умение сочетать роль «командира» и «подчиненного». Обучение подростка совладанию со своими эмоциями, преодолению агрессивности, вспыльчивости, обидчивости. Так как отсутствие стрессоустойчивости часто является не только причиной, но и следствием употребления табачных изделий.

3. Целенаправленное включение курящих подростков, в социально одобряемую деятельность. Особое психологическое значение приобретает методика рубежей коллективных (например, годовщина школы), лично-коллективных (окончание учебного года) и личных (день рождения). Специальная подготовка к ним, увлекая подростков своим содержанием и способами организации, вырабатывает в группе детей определенный стиль и создает тон, способствующие развитию отношений взаимозависимости, взаимоответственности, развивающие новые формы общения подростков друг с другом и со взрослыми, общение на более высоких уровнях. Вовлечение подростков в систему социально значимой деятельности приводит к реальному укреплению контактных коллективов детей, в которых сокращается число изолированных, противостоящих друг другу групп. В коллективной социально одобряемой деятельности, где реально накапливается нравственный опыт взаимного доверия, уважения, взаимной требовательности, создаются условия для ликвидации товарищества, в котором подростки коллективно курят. Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутришкольная и внешкольная социально-признаваемая деятельность ребят. Особенно возрастает значение организационного труда подростков. Выступая в его процессе не только как исполнитель, но и как ответственный организатор, подросток действительно ощущает свою реальную самостоятельность, активно включаясь в новую систему взаимоотношений и с товарищами, и с взрослыми. В процессе этой деятельности у подростка не только вырабатываются организаторские умения и навыки, но главное, формируется сознание долга. Активную воспитательную роль играет социально полезная производительная деятельность.

Список использованных источников:

Братусь Б.С., Лимин О.В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ. – 1982.

Гонеева А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.Д.Гонеева, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 280с.

Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.: ил.

Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688с.:ил. (Серия «Мастера психологии»).

Невский И.А. Трудный успех. – М.: Просвещение. 1981. – 112с.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Просмотров работы: 49