Введение
Актуальность. Творчество – происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте». Творчество – происходит от слова «творить» и означает «искать, изобретать и созидать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте». Творчество – это процесс создания нового и прекрасного, которое наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли.
Учебный творческий проект по технологии – это творческая идея, которая выполняется самостоятельно, но непосредственно под руководством преподавателя. Творческий проект является неотъемлемой частью нашей мыслительной деятельности и творчества. Она развивает фантазию, усидчивость, целеустремлённость, память и мелкую моторику рук. Творческий проект – самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизной.
Творческим проектом может быть что угодно, начиная с бисероплетения, заканчивая строительством дома. В наше время актуально выполнять подсвечники и светильники. Но так как это всегда выполнялось по отдельности, мне пришла идея скомбинировать данные два изделия.
Цель работы: заключается в выполнении комбинированного изделия из светильника и подсвечника.
Задачи:
Изучить историю светильников и подсвечников.
Продумать каким образом будут скомбинированы светильник и подсвечник.
Подготовить материалы и инструменты.
Выполнить изделие.
Оформить документацию на изделие.
Составить рекламу изделия.
ГЛАВА I. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Генерация идей.
Выделим преимущества и недостатки:
+/- |
Декоративные зеркала |
Ночник из изолона |
Подсвечник из стеклянной бутылки |
Топиарий |
Комбинированный подсвечник-светильник «CANDLESTICKLAMP» |
Преимущества |
Красивое изделие. Применимо в интерьере. Практичное изделие. Могу выполнить. |
Красиво. Эстетично Практично Могу сделать. |
Красиво. |
Актуально Эстетично Применим в интерьере. |
Новое. Интересное. Актуальное. Имеет практическое использование. По ТБ проходит. |
Недостатки |
Нет оборудования для вырезки зеркал нужной формы. Если использовать готовые, то не будет считаться «ТП». |
Изолон от перегрева становится ломким. Изделие может разрушиться. |
Не подходит по ТБ. |
Изделие было выполнено выпускниками ТО-17. |
Не обнаружено. |
Мой выбор сделать: Комбинированный подсвечник – светильник«CANDLESTICKLAMP».
1.1. Обоснование проекта
Обоснование проекта. При выборе темы проекта я остановилась на выборе – выполнить изделие комбинированного подсвечника – светильника. Было много разных идей выполнения подсвечников и светильников по отдельности. Да, это все было выполнено очень красиво и эстетично, но идеи готовых выполненных работ встречались намного чаще, чем я себе могла предположить. Таким образом, сделав вывод, я решила для себя, что буду создавать, что-то новое, интересное, имеющее практическое предназначение. Важным условием для меня было, чтобы выполненное проходило по всем параметрам техники безопасности (ТБ).
1.2. Историческая справка
Подсвечник – декоративная подставка под свечи. Несколько столетий назад именно свечки были основным источником освещения помещения, соответственно, подсвечники были практически в каждом доме. Они позволяли надежно фиксировать горящую свечу и переносить ее с одно места на другое. Делали их преимущественно из дерева, металла и камня, причем внешнему виду такого изделия мало придавали значение. Но со временем подсвечники превратились в настоящие предметы искусства, и теперь их делают даже из драгоценных металлов.
С огласно историческим данным, первые подсвечники появились в Древнем Египте и культуре этрусков. В те времена данный предмет использовался для выполнения ритуального культа. Он был выполнен в виде цветка лотоса, из которого родился Бог Ра и считался источником жизни и олицетворением солнца. Для изготовления первых подсвечников использовался тростник, глина и дерево, то есть подручное сырье. Выполнялись они в виде шеста или гладкого ствола, на верхушке украшались листьями. В таких неглубоких сосудах было удобно держать свечи. Приносили такие «светильники» в храмы, также они были в домах богатых людей.
Д екоративную функцию подсвечники приобрели в эпоху Возрождения. Подставки для свечей вдруг стали объектом внимания художников и скульпторов, которые украшали их рельефной резьбой, скульптурами, драгоценными камнями и роскошными орнаментами. В музее Венеции можно сегодня посмотреть на красивейшие бронзовые подсвечники того периода. Также в моду вошли изделия, покрытые позолотой и украшенные рисунками, ангелами, вензелями. В 18-м веке для их производства начали использовать металл, латунь, бронзу, серебро и золото. Ими освещали площади, улицы и залы в домах.
С мена эпох: использование новых материалов
Смена эпох вносит свои коррективы в развитие подсвечников. Так, в 19-м веке материалом для их производства служит недорогой, но долговечный чугун. Хотя изделия из кованого железа также пользуются популярностью. В середине 19 века появляются мраморные и алебастровые изделия. А спустя несколько десятилетий - изделия из прозрачного и цветного стекла, а также хрусталя и фарфора. Их стиль соответствовал моде того времени. Так, популярностью пользовались небольшие подсвечники с широким поддоном в виде блюдца и ручкой. Они были удобны в плане того, что капли воска не падали на мебель и пол, а собирались в поддоне. Габаритные высокие изделия, имеющие несколько гнезд для свечей, использовались во время ужина.
Сегодня подсвечники выполняют декоративную функцию. Они высокого ценятся любителями антикварных вещей и необычных интерьеров. Он незаменим при оформлении помещения в колониальном и классическом стиле. Используется в современных интерьерах для придания колорита помещению В продаже есть изделия:
керамические;
деревянные;
кованные;
стеклянные;
хрустальные.
Самыми популярными считаются кованые изделия. Они имеют красивый внешний вид, прочные и надежные. Хорошо вписываются в помещение, где преобладает этностиль. Керамические изделия используются обычно на обеденных столах. Подсвечники также используют во время семейного застолья и на Рождество, для создания в помещении романтического настроения.
П ервые светильники.
Первым источником искусственного освещения служил костер или очаг в пещере первобытного человека. Необходимость местного освещения возникла с развитием ручных ремесел. Первыми точечными светильниками стали факелы – палки, обмотанные просмоленной паклей.
Масляные лампы.
Г линяные масляные лампы были изобретены в III тыс. до н. э. в античной Греции. В обожженные чаши наливали оливковое масло или расплавленный жир, затем опускали туда фитиль и зажигали свободный конец. За счет капиллярного эффекта масло поднималось по фитилю вверх и горело. В I тыс. до н. э. появились медные, латунные и бронзовые масляные лампы. Чтобы осветить помещение по всей высоте, использовались опоры и подвесы.
С тационарные светильники-лампидарии оснащались треножниками, которые позже были заменены канделябрами. В общественных местах устанавливали многорожковые светильники (шандал, менора). Переносные светильники с горючей жидкостью назывались лампадами и лампионами.
Свечи и люстры
С альные и восковые свечи начали изготавливать в Древнем Риме 2000 лет назад. С XVII века вошли в моду вычурные металлические люстры с многорядным расположением свечей. Свет становился ярче, отражаясь в каждой грани хрустальных подвесок.
Газовые и керосиновые лампы.
Г азовое топливо использовалось для заправки ламп с XV столетия, однако массовое распространение газовые фонари и рожки получили в начале XIX века, когда была освоена газификация угля. Получение керосина путем перегонки нефти вдохновило изобретателей на создание керосиновых ламп. Серийное производство, налаженное в 1856 году в США, взяло за основу конструкцию с плоским фитилем, предложенную Рудольфом Дитмаром из Вены. Позже для увеличения тяги и защиты пламени от ветра горелку убрали под стеклянный колпак.
Электрическое освещение.
И зобретение лампы накаливания Томасом Эдисоном в 1879 г. дало начало эпохе электричества. Источником света здесь выступала раскаленная вольфрамовая нить, через которую протекал электрический ток. С середины ХХ века лампы накаливания постепенно замещают более яркие и экономичные газоразрядные источники света. У самых ранних моделей ток пропускался через пары ртути, натрия, помещенные в запаянную колбу. Экологические риски осложняют утилизацию отработанного материала.
В конце ХХ века начали производить люминесцентные лампы. Оптическое излучение создается путем воздействия газового разряда на люминофорный состав, нанесенный на стенки колбы. Ресурс этих ламп в 4–10 раз выше, чем обычных. Основные недостатки – сильное мерцание, шум и хроматические аберрации.
С ветодиодное освещение – технология XXI века, практически исключающая нагрев токопроводящих элементов. Светодиоды служат в 50 раз дольше ламп накаливания при минимальных затратах энергии, не мерцают и не искажают передачу цветов.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2.1 Аналоги изделия.
2.2 Материалы и инструменты.
Требуемые материалы:
Круглая стеклянная ваза ( 1 шт).
Свеча-цилиндр(1 шт).
Лампочки для новогодней гирлянды (6 штук).
12 многожильных проводков длиной по 2-3 см.
USB – кабель.
Блок питания.
Набор фоамирана.
Клей – стержни.
Бусины.
Диск.
Двойное зеркало (обычное + увеличительное).
Стразы на клейко-ленточной основе.
Небольшая игрушка (в моем случае пони).
Пенопласт.
Изолента (прозрачная) ПВХ.
Требуемые инструменты:
Клей – пистолет.
Ножницы.
Плоскогубцы.
Деревянная шпажка.
Утюг.
ГЛАВА III. КОНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП.
3.1 Техника безопасности.
Правила техники безопасности при работе с клеем
1. Не допускать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
2. Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
3 При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
4 Излишки клея убирать мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
5 Кисточку и руки после работы хорошо вымыть с мылом.
Правила техники безопасности с клей – пистолетом
1. Перед началом работы необходимо организовать свое рабочее место. Защитить рабочую поверхность от попадания термоклея при помощи силиконового коврика или листов картона.
Оператору необходимо надеть защитные перчатки, убрать волосы.
Оградить рабочее место от детей и домашних животных.
Помещение для работы должно быть хорошо вентилируемым.
2. Установите пистолет вертикально на подставку, носиком вниз. Сопло термопистолета должно быть направлено на защищенный участок поверхности, так как во время разогрева часть клея вытечет (около 5-7 мм).
3. Подключите термопистолет к электросети и нажмите кнопку включения (если имеется).
4. Поднесите клеевой стержень к отверстию, находящемуся в торцевой части корпуса. Плавно продвиньте стержень до упора. Важно помнить, что нельзя засовывать в термопистолет инородные предметы. Можно использовать только клей, подходящий по диаметру. Повторное использование термоклея запрещено.
5. Время нагрева термопистолета у всех производителей различается, в среднем это от 5 до 7 мин. Во время разогрева сильно нажимать на спусковой курок не рекомендуется, потому что это может привести к поломке термопистолета.
6. У термопистолетов, оборудованных регулятором температуры, необходимо выставить рабочую температуру. Старайтесь при работе придерживаться диапазона от 170°C до 200°C. Более низкие температуры потребуют более длительного времени расплава термоклея в камере. Более высокие приведут к кипению клея и, как следствие, появлению «нитей».
7. Если термопистолет оборудован регулятором хода курка, то необходимо выставить объем подаваемого клея, плавно подкручивая винт.
8. Для подачи клея нужно медленно нажимать на спусковой курок, аккуратно дозируя количество клея. Количество подаваемого клея зависит от силы нажатия.
9. После нанесения клея соедините поверхности между собой. При совершении данного действия соблюдайте осторожность, так как клей горячий.
10. Когда клеевой стержень закончится (перестанет выходить из сопла при нажатии), вставьте через торцевое отверстие следующий стержень. Во время первого нажатия стержень нужно немного придержать рукой до момента попадания в захватывающий механизм.
11. После окончания работы отключите термопистолет от сети. Затем необходимо остудить термопистолет в вертикальном положении (около 10 мин). Будьте осторожны, во время остывания небольшая часть клея из форсунки может вытечь.
12. Остывший пистолет можно хранить в любом положении, но избегать попадания мусора и пыли.
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
2. Хранить ножницы в определенном месте, класть сомкнутыми острыми концами от себя.
3. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Нельзя резать на ходу.
5. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
Правила техники безопасности при работе с утюгом
1. Перед включением утюга необходимо проверить исправность проводки и корпуса.
2. Под ногами утюжильщицы должен быть резиновый коврик.
3. При легком покалывании рук во время работы следует срочно отключить утюг и вызвать наладчика – покалывание происходит при замыкании на корпус.
4. Во время работы необходимо следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга во избежание порчи изоляции.
5. Необходимо следить за нагревом утюга в соответствии с указателем терморегулятора.
6. В случае перегрева утюга нужно выключить его и охлаждать, проводя по влажной ткани.
7. Необходимо выключать утюг во время перерыва и по окончании работы.
8. При обнаружении неисправности утюга, розетки, вилки или шнура прекратить работу и вызвать электромонтера.
Техника безопасности при работе с розеткой
1. Не вынимайте вилку электроприбора из розетки, потянув за шнур. Он может оборваться, оголив провода, находящиеся под напряжением.
2. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра. Особенно утюги, фены, настольные лампы, телевизоры и т. п.
3. Не включайте в одну розетку несколько вилок электроприборов , это может вызвать короткое замыкание и пожар.
4. Не используйте электроприборы с поврежденной изоляцией. В противном случае это может привести к электротравме или пожару.
5. Не вскрывайте с целью ремонта электроприборы, включенные в электросеть .
6. Исключите возможность доступа детей к электроприборам и открытым розеткам.
7. Нельзя мокрыми руками включать электроприборы.
3.2 Технологическая карта.
№ п/п |
Наименование операции |
Эскиз |
Инструмент (оборудование) |
||||||||
Выполнение цветков из фоамирана + готовая игрушка |
|||||||||||
1. |
Для изготовления цветков подготовить шаблоны. Приложение 1 |
Карандаш, ножницы, лист бумаги 5см*5см. |
|||||||||
2. |
Прикложить шаблон на лист фоамирана и обвести контур. Для изготовления 1 цветка нужно 2 модуля разного цвета . |
Шаблон цветка, деревянная шпажка. |
|||||||||
3. |
Далее вырезать цветок по обведенному контуру, положить на заранее нагретую поверхность утюга. Центр цветка придерживать деревянной шпажкой и ждать 10 секунд. Также изготовить второй цветок из листа фоамирана другого цвета. |
Шаблон цветка, ножницы, утюг. |
|||||||||
4. |
Впоследствии нагрева образуются такие цветочки. Теперь нужно склеить их клей-пистолетом и добавить бусину в центр. Получаются вот такие цветы. |
. |
Клей-пистолет, ярусы цветов. Бусина. |
||||||||
5. |
Далее цветы, прикрепить на пенопласт (флористическую основу-диск). |
Цветки из фоамирана, клей-пистолет, флористическая основа. |
|||||||||
6. |
На готовую основу с цветами прикрепитьс помощью клея-пистолета игрушку – пони. |
Игрушка-пони, клей-пистолет, флористическая основа с цветами. |
|||||||||
Изготовление подсветки (снизу) |
|||||||||||
7. |
У USB-кабеля отсечь ножницами вход в телефон. |
Ножницы, USB-кабель. |
|||||||||
8. |
Далее соеденить 6 лампочек с помощью одинарных проводков (параллельно), проводки изолируем изолентой. Подсоединить к USB-кабелю (с блоком питания). Проверить работу электрической цепи. |
||||||||||
Основание изделия |
|||||||||||
9. |
Разобрать готовое двойное зеркало на три части: ободок , два зеркала и ножка. |
Двойное зеркало. |
|||||||||
10. |
Уложить огоньки в ободок зеркала, защелкнуть сверху вторым ободком. |
Провод с огоньками, ободок. |
|||||||||
11. |
К низу ободка с огоньками приклеить с помощью клей – пистолета диск. Поместить вовнутрь основания изделия игрушку в цветах. Огоньки разместить между цветками. |
Клей-пистолет, диск, цветы, игрушка. |
|||||||||
Сборка декорированного зеркала |
|||||||||||
12. |
На центр 1 зеркала приклеить обычную крышку пластиковой бутылки. Далее нанести клей на второе зеркальце и склеить их. |
Клей-пистолет, Зеркала, крышка. |
|||||||||
13. |
Края двойного зеркала по кругу декорировать стразами на клейко-ленточной основе. |
Стразы на клейко-ленточной основе, зеркала. |
|||||||||
Сборка изделия |
|||||||||||
14. |
Перевернуть шарообразную вазу вверх дном. Поместить в нее игрушку с цветами +основание. Подклеить основание вазы клей -пистолетом. |
Шарообразная ваза, клей-пистолет, нижняя часть изделия. |
|||||||||
15. |
На верхнюю часть перевернутой вазы приклеить клей – пистолетом декорированное зеркало. |
Клей-пистолет, декорированное зеркало. |
|||||||||
16. |
Украсить по кругу нижний и верхний ободки цветками на клеевой основе. |
Изделие, цветы на клейкой основе |
|||||||||
17. |
В декорированное зеркало вкладываем ароматическую свечу. |
Изделие, свеча. |
|||||||||
Изделие готово! |
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
4.1 Экономическое обоснование
№ п/п |
Материал |
Количество |
Цена, руб |
|
1 |
Фоамиран |
1 упаковка |
60 руб |
|
2 |
Круглая стеклянная ваза |
1 шт |
320 руб |
|
3 |
Лампочки для новогодней гирлянды |
6 шт |
120 руб |
|
4 |
Ароматическая свеча |
1 шт |
120 руб |
|
5 |
Многожильные провода |
6 шт по 3 см |
30 руб |
|
6 |
USB провод |
1 шт |
200 руб |
|
7 |
Блок питания |
1 шт |
200 руб |
|
8 |
Клей - стержни |
3 шт |
30 руб |
|
9 |
Бусины |
1 набор |
180 руб |
|
10 |
Двойное зеркало |
1 шт |
100 руб |
|
11 |
Диск |
1 шт |
20 руб |
|
12 |
Стразы на клейко-ленточной основе |
1 шт |
70 руб |
|
13 |
Маленькая игрушка пони |
1 шт |
56 руб |
|
14 |
Пенопласт (флористическая основа «Диск») |
1 шт |
30 руб |
|
15. |
Изолента (прозрачная) ПВХ. |
1 шт |
50 руб |
|
Итого: |
1586 рублей |
4.2 Экологическое обоснование
Изделие «CANDLESTICK LAMP» соответствует всем требованиям техники безопасности. Использованные материалы не выделяют неприятные запахи, не токсичны. Изделие вреда организму человека и экологии не приносит. Проводка проведена по всем правилам ТБ. Ароматическая свеча изготовлена из качественного материала, побочных реакций при использовании нет. «CANDLESTICK LAMP» может работать, как от сети, так и от устройств с USB-разъемом. При отсутствии электричества и гальванического элемента (Power Bank и т.д.) можно зажечь свечу.
4.3 Реклама
Ничто так не разбавляет и не дополняет атмосферу в доме, как креативные элементы декора. Приобретите «CANDLESTICK LAMP». Универсальный и комбинированный светильник и подсвечник подойдет для любого уголка вашего дома. «CANDLESTICK LAMP» озарит теплом и светом сказочной атмосферы.
Для заказа обращайтесь по тел.: +79782688673 Сарибилялова Музейен Меметовна.
4.4 Вывод
В ходе работы над творческим проектом я научилась технике выполнения проекта, что развило во мне умение, раскрыло творческие способности, воображение, а самое главное я усвоила методику работы над творческим проектом.
В процессе выполнения творческого проекта мы продумали, каким образом будут скомбинированы светильник и подсвечник. Подготовили ряд материалов и инструментов. Выполнили изделие «CANDLESTICK LAMP». Оформили документацию на изделие. Составили рекламу изделия. Поставленная цель достигнута, задачи реализованы.
4.5 Рефлексия
Во время выполнения творческого проекта столкнулась с изготовлением мелких деталей, над которыми мне пришлось приложить максимум усилий, это воспитало во мне усидчивость и трудолюбие. Так же работа с цветным фоамираном воспитала во мне эстетический вкус при выборе цветовой гаммы изделия, что является не маловажным в данной работе.
Работа над данным творческим проектом заняла немного больше времени, чем планировалось. Сам процесс выполнения занял немного времени, а вот генерация идеи больше. С выбранным мной материалом легко работать, сам результат радует и вдохновляет на развитии в данном направлении.
Список литературы и источников
1.Балабанова, Ф.Б. Техника безопасности в учебном процессе и научно-исследовательской работе: учебное пособие / Ф.Б. Балабанова, К.В. Голованова, А.Р. Ахтямова. – Казань: КНИТУ, 2019. – 232 с.
2. Ракоч, А.Г. Декоративная обработка поверхности металлов. Анодные защитные и декоративные покрытия на поверхности легких конструкционных сплавов. Курс лекций : учебное пособие / А.Г. Ракоч, И.В. Бардин, В.Л. Ковалев. – Москва : МИСИС, 2012. – 140 с.
3. Кашкаров, А.П. Электрика своими руками : руководство / А.П. Кашкаров. – Москва : ДМК Пресс, 2012. – 128 с.
4. Мульги А.Я. Рукоделие в школе. / А.Я. Мульги . – М.:Просвещение, 1971г. – 173 с.
5. История светильников: от факела до светодиода. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.msveta.ru/advices/istoriya-svetilnikov-ot-fakela-do-svetodioda.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 08.10.2021).
6. Подсвечник: история возникновения и роль в интерьере.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ukrcandle.com.ua/blog/podsvechniki-istorija-sozdanija/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 10.10.2021).
7. История освещения.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vladasvet.ru/materials/istoriya-osveshcheniya/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 11.10.2021).
8. Правила техники безопасности при работе с утюгом. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ktps24.ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-s-utyugom/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения 13.10.2021).
Приложение 1
Карта материалов
№ п/п |
Материал |
Образец |
1 |
Фоамиран |
|
2 |
Лампочки |
|
3 |
Многожильные провода |
|
4 |
Бусины |
|
5 |
Стразы на клейко-ленточной основе |
|
6 |
Цветы на клеевой основе |