Отношение к лошади как к субъекту спортивного взаимодействия у спортсменов, занимающихся конным спортом - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Отношение к лошади как к субъекту спортивного взаимодействия у спортсменов, занимающихся конным спортом

Глинская А.Р. 1
1ФГБОУ ВО "МГУ им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития спорта повышается значимость исследований направленных на изучение психолого-педагогических проблем управления в спорте. В профессиональном спорте перед спортсменами ставятся физически особенно трудные задачи, с которыми им необходимо справляться, дабы получить наибольшую результативность на соревнованиях.

Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов выражается, прежде всего, в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном и соревновательном процессе. В команду спортсменов, занимающихся конным спортом, входят не только их коллеги – другие люди, но и животные, а именно – лошади. Отношение внутри команды имеет большое значения для успешного выступления на соревнованиях и достижения высоких результатов в спортивной деятельности.

Наше исследование раскрывает аспекты понимания того, по какому принципу выстраиваются отношения между спортсменами и лошадьми. Для достижения наилучшего результата в спортивной деятельности, принципы развития этих отношений необходимо учитывать. В таком случае тренеры, спортивные психологи и сами спортсмены смогут организовать свою работу и действовать наиболее результативно.

Истоки понятия «отношение» лежат с одной стороны в философии и логике, а с другой стороны – в биологии. В дальнейшем появилась третья сторона изучения данного явления – интроспективно-психологическая линия. Как итог – психологическая категория «отношение» развивалась в соответствии изменения характера философии, логики и психологии. [3]

Понятие «отношение» в психологии наиболее целостно описывал в своих трудах В.Н. Мясищев. Он понимал отношение как психологическую связь человека с окружающим его миром вещей и людей. [4]

Отношения представляют собой целостную систему сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. [4]

Отношения человека – это именно целостная структура, как подчеркивает В.Н. Мясищев в своих трудах. Предмет или лицо, которое вступает в отношения с субъектом, не является простым раздражителем или даже системой этих раздражителей. Это определенный синтез, единство раздражителей и разного рода ответных реакций человека. Основную роль в выборе реакций и создании определенного отношения несет прошлый опыт индивида. При этом важен не только личностный опыт, но и опыт общественно-исторический. Он, в свою очередь, обуславливает опосредованный характер реакций индивида, а так же его поведение. [4]

В последнее время необходимость учета психологических качеств спортсмена для максимальной реализации его возможностей становится все очевиднее. Для изучения психологических возможностей спортсмена и прогнозирования реализации конкретного человека в спорте используется такой инструмент как спортограмма. [2]

Та часть спортограммы, которая описывает психику спортсмена называется психограмма. В структуру психограммы спортсмена входят такие личностные качества как темперамент, ценностные ориентации, мотивы, качества эмоционально-волевой сферы. Так же психограмма дает понимание о том, как человек выстраивает межличностные отношения и насколько успешно он сможет реализовать себя в конкретном спортивном коллективе. [2]

Цель нашего исследования – изучить отношение к лошади как к субъекту спортивного взаимодействия у спортсменов, занимающихся конным спортом.

Выдвигаемая гипотеза: спортсмены, занимающиеся конным спортом, относятся к лошади как к зависимому животному, которое находится в подчинительной позиции.

В исследовании приняли участие 20 спортсменов, занимающихся конным спортом, в возрасте 25 – 36 лет.

Для исследования отношения спортсменов к лошади было взято две методики:

1) Диагностика интенсивности субъективного отношения, опросник «Натурафил» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин);

2) «Интерперсональная диагностика индивидуального стиля межличностного поведения» (Т. Лири). ДМО Л.Н. Собчик.

Анализ результатов исследования по двум методикам:

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе. [1]

Данные отношения понимаются в структурно-динамической характеристике, показывающей, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение испытуемого к природе.

На рисунках 1-4 представлены результаты всех испытуемых по основным шкалам. Данные величины демонстрируют нам, каким образом проявляется отношение к природе у спортсменов, занимающихся конным спортом.

Рис 1 – Результаты испытуемых по перцептивно-аффективной шкале.

Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диаг­ностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального ха­рактера (результаты представлены на рис. 1).

Большинство испытуемых проявляют этичное отношение к объектам живой природы и даже некоторую эмпатичность, отличаются повышенной восприимчивостью к их чувственно-выра­зительным элементам. Они так же в некоторой степени свободны от стереотипов, связанных с природными явлениями и объектами и относятся к ним не предвзято. 6 человек обладают средним уровнем выраженности по этой шкале. [1]

Рисунок 2 – Результаты испытуемых по когнитивной шкале.

Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности  познавательной активности, связанной с объектами природы (рис. 2).

У большинства испытуемых результаты соответствуют среднему уровню по данной шкале, что говорит о готовности к получению, поиску новой информации о природе, но при этом слабо выраженному стремлению к данной деятельности. У остальных испытуемых результаты выше среднего и высокие, что говорит о более выраженно стремлении к изучению новой информации о природных объектах. [1]

Рисунок 3 – Результаты испытуемых по практической шкале.

Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятельности с природными объектами (рис. 3).

Испытуемые в половине случаев (10 человек) относятся к людям среднего уровня развития аспектов практической шкалы. Это говорит о равной направленности их стремлений как к прагматическому, так и непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами. [1]

Рисунок 4 – Результаты испытуемых по поступочной шкале.

Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений в поступках личности, обусловленных отношением к природе (рис. 4).

Испытуемые разделились на более равномерные по количеству группы. Большинство испытуемых (6 человек) показали средние значения, что говорит о среднем уровне активности личности в вопросах изменения окружающей природы. 5 человек показали очень высокий уровень развития аспектов данной шкалы, другие 5 респондентов показали уровень выше среднего, то есть, их личностная активность очень высокая. Остальные респонденты показали результаты выше среднего (3 человека) их личностная активность достаточно высокая. [1]

Так же, методика предлагает шкалу интенсивности отношения.

Интенсивность отношения рассчитывается по следующей формуле:

Интенсивность отношения = ПА+К+Пк+Пс.

Результаты испытуемых по данной шкале показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты испытуемых по шкале интенсивность отношения.

Следует заметить, что почти по всем шкалам испытуемые показали результаты от средних до очень высоких, что говорит о достаточной интенсивности отношения к природе и природным объектам, то есть об эмоциональной включенности. [1]

Результаты по методике «Интерперсональная диагностика индивидуального стиля межличностного поведения» (Т. Лири). ДМО Л.Н. Собчик» отражают тот или иной вариант межличностных отношений и соответствующий тип межличностного поведения. [5]

После подсчета индивидуальных результатов каждого испытуемого, мы высчитали среднее арифметическое количество балов по каждой октанте, они отражены в рисунках 6 и 7. Таким образом, мы получили два профиля: образ «Я-спортсмен» и образ «лошади», которые раскрывают общие представления всех спортсменов о себе и о лошади.

Рисунок 6. Отношение испытуемых к себе как к спортсмену.

Рисунок 7. Отношение испытуемых к лошади как к партнеру.

Октанты соответствуют типам межличностного поведения:

I. Властный-лидирующий;

II. Независимый-доминирующий;

III. Прямолинейный-агрессивный;

IV. Недоверчивый-скептический;

V. Покорно-застенчивый;

VI. Зависимый-послушный;

VII. Сотрудничающий-конвенциальный;

VIII. Ответственно-великодушный.

Показатели по октантам, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. [5]

В образе «Я», по представлениям спортсменов о себе, наблюдаются акцентуации по следующим октантам: властный-лидирующий и ответственно-великодушный. Данные результаты свидетельствуют о нетерпимости спортсменов к критике, завышенных представлениях о собственных возможностях, выраженная потребность командовать и занимать лидирующую позицию. При этом спортсмены проявляют готовность помогать окружающим, обладают развитым чувством ответственности, высоким уровнем альтруизма и сверхобязательностью.

Образ «лошади» отличается единственной акцентуацией по октанте сотрудничающий-конвенциальный тип. Спортсмены видят в лошади животное, которое стремится взаимодействовать с человеком, который является для нее референтной группой, отличается большой дружелюбностью, идет на компромиссы, хотя и имеет свои собственные желания. [5]

Стоит заметить, что по октанте «зависимый-послушный», результаты по обеим диаграммам совпадают. Это говорит о том, что спортсмены и лошади находятся в созависимых отношениях.

Анализируя результаты по проведенным методикам, мы можем заметить, что спортсмены, занимающиеся конным спортом, имеют представления о лошади как о сотрудничающем животном, которое готово взаимодействовать с человеком. Так же лошадь, по мнению спортсменов, отличается дружелюбностью и склонна к компромиссам, несмотря на то, что имеет свои желания, которые могут отличаться от желаний и планов человека. Лошадь не является для спортсменов беззащитным животным, которое всегда занимает позицию подчинения и даже некоторую жертвенность. Наоборот, испытуемые относятся к этому животному, как к умеющему проявлять несогласие в некоторых моментах и способному вести за собой (помогать, учить) спортсменов.

Несмотря на выраженную потребность командовать и доминировать в отношениях, к лошади спортсмены относятся чутко, проявляют заботу и эмпатичность.

Поставленная ране гипотеза не подтвердилась. Спортсмены берут на себя ответственность за животное и становятся лидерами в этих отношениях, но при этом, не пытаются доминировать над животным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

2. Ильин Е. П. Психология спорта. / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.

3. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений / Е.В. Левченко. – СПб.: Алетейя, 2003. – 313 с.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: НПО 'МОДЭК', 1998. – 368 с.

5. Финькевич, Л.В. Психодиагностика межличностного взаимодействия: практикум. / Л.В. Финкьевич. Мн; БГПУ им. М. Танка, 2002. – 43 с.

Просмотров работы: 35