РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «КАТАТИМНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБРАЗОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ «КАТАТИМНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБРАЗОВ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

Грамотина М.И. 1, Гуремина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО "Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности здоровья человека, которое является одним из важных объективных условий его жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики социальной активности, большую роль играет психическая устойчивость индивида к стрессовым ситуациям и расстройствам личности.

Кататимное переживание образов (КПО) представляет собой метод глубинно-ориентированной психотерапии, который известен также как метод «сновидений наяву» или «символдрама» [4]. Метод КПО является клинически эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности [3]. Данный метод признан объединением врачей Германии и врачебной комиссией Швейцарии, которые признают КПО и рекомендуют его для образовательных учреждений, готовящих врачей-психотерапевтов и психологов [2].

Одним из ссновоположников методик глубинно-психологически ориентированной психотерапии является немецкий психиатр, доктор медицины Ханскарл Лёйнер [2-4]. Предложенный Х. Лёйнером метод КПО базируется на концентрации глубинной психологии и психоанализа. Этой концепции соответствуют и такие обширные сферы практической деятельности, как сбор анамнеза, установление показаний и выработка целей терапии, а также работа с бессознательными конфликтами и нарушениями личности. Отличие заключается во введении новой парадигмы – представления в воображении «сновидений наяву», которая следует иным психотерапевтическим правилам и требует иного стиля воздействия, приспособленного к сновидениям наяву. При этом психолог может структурировать сновидения наяву в соответствии со специально разработанными правилами. Полное эмпатии (сочувствия) сопровождение психолога имеет особое значение в этом диалогическом методе. Тем самым КПО отличается от аутистических техник использования образов в психологии и психотерапии, например таких, как образная медитация, активное воображение по К. Юнгу и высшая ступень аутогенного тренинга по И. Шульцу [1].

Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на на изучение феномена КПО как эффективной методики борьбы со стрессом и развития личности, будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость.

Целью данной психологической практики является развитие личности и повышение стрессоустойчивости на основе метода КПО.

К основным задачам психологической практики относятся:

1). Проведение теоретического анализа феномена КПО.

2). Разработка проектного инструментария, включающего в себя аффинную диаграмму, интеллект-карту понятия, эскиз персоны клиента.

3).  Составление плана-графика консультационных встреч и определение их тематики.

4). Определение организационно-управленческих условий реализации практики.

Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей и данных путем сортировки идей по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).

Рисунок 1. Афинная диаграмма метода КПО.

Из рисунка 1 видно, что аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:

1. Кто находится в проблемном поле практики?

2. Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?

3. Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?

4. Где наша ситуация разворачивается?

5. Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?

Ответы на эти вопросы подразумевают определение конкретных действий, которые нужно предпринять для разработки и реализации психологической практики.

Для понимания феномена КПО составим интеллект-карту понятия (рисунок 2). При разработке психологической практики интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия КПО можно увидеть специфику данного феномена, его теоретико-методологические основания, какими темами и типами переживаний он задается, сферы его исследования, изучения и применения.

Рисунок 2. Интеллект-карта феномена КПО.

Далее составим эскиз персоны потенциального клиента. Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента [5].

На рисунке 3 представлен эскиз персоны потенциального клиента.

Характеристики, черты:

ФИО: Елена

Возраст: 46 лет

Гражданство: Россия

Пол: Женский

Род занятий: домохозяйка

Семейное положение: в разводе

Дети: сын 16 лет, дочь 23 года

Поведение:

Работает онлайн (дистанционно).

В свободное время занимается творчеством (рисование, живопись).

3. Занимается воспитанием детей.

4. Посещает спортзал 3 раза в неделю.

5. Любит готовить и вкусно поесть.

6. Любит животных (дома живет кот).

Задачи:

Найти способы преодоления экзистенциального кризиса.

Преодоление навязчивых мыслей и фобий.

Борьба с тревожными состояниями.

Гармонизировать личность.

Найти подходящий способ контроля своего психического здоровья.

Убрать ограничивающие убеждения

Разобраться в себе.

Найти методики, которые позволят наладить общение с окружающими.

Цели:

Избавиться от навязчивых состояний.

Вести здоровый образ жизни.

Поддерживать здоровье.

Иметь хорошую работу и возможности для развития.

Завести новые отношения (с перспективой создания семьи).

Рисунок 3. Эскиз персоны потенциального клиента.

После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.

Таблица 1 –План-график проведения тематических консультационных встреч

Тема встречи

Цель

Методы и

приемы работы

Результат

Для клиента

Для психолога

1

Первое

вводное занятие

(время

сессии –

50 минут)

Знакомство с клиентом («первое интервью»), сбор глубинно-психологического анамнеза. Определение первичного запроса.

Беседа, опрос, активное слушание, анализ полученной информации.

Время сессии –

50 минут.

Определение первичного запроса.

Заполнение листа участников, диагностика и определение первичного запроса клиента.

2

Второе вводное занятие

(время

сессии –

50 минут)

Сбор глубинно-психологического анамнеза. Определение рабочего запроса на терапию.

Объяснение работы по методу КПО.

.

Беседа, опрос, активное слушание, анализ полученной информации.

Тест «Цветок» (Пробное переживание имагинации).

Определение рабочего запроса на терапию (Приложение 1).

Первый опыт переживаний сновидений наяву.

Работа с образами, проверка возможности дальнейшей терапии, наличия образного мышления. Построение плана будущей работы.

3

Первое образное занятие:

«Работа с тайной»

(время

сессии –

90 минут)

Работа с рабочим запросом клиента. Включение в систему КПО. Переживание образов волнующего страха / события, навязчивого ощущения. Расслабление.

Опрос, итоговые вопросы, применение метода психического расслабление клиента, эмпатическое проникновение в сущность клиента, работа с «запросом» клиента в расслабленном состоянии, визуализация ощущений.

Анализ сеанса, рефлексия ощущений.

Переживание сновидений наяву. Глубинное расслабление, улучшение настроения и общего самочувствия. Разрешение тревожащего конфликта.

.

Работа с образами, расшифровка внутренних конфликтов клиента, работа с подсознанием (проверка возможности дальнейшей терапии, наличия образного мышления), выявление фрустраций, анализ и планирование дальнейшей работы.

4

Второе образное занятие: «Работа с мотивом «Луг»

(время

сессии –

90 минут)

Работа с рабочим запросом клиента.

Проведение КПО как проективного теста с целью диагностики общего состояния клиента. Осознанного настроения клиента, диагностика глубинных конфликтов.

Переформулирование запроса клиента или его конкретизация.

Опрос, применение метода психического расслабление клиента, эмпатическое проникновение в сущность клиента, визуализация ощущений – проработка мотива «Луг».

Фиксирование имагинаций,

рефлексия ощущений.

Расслабление, ресурсное насыщение, рефлексия ощущений.

Задание: начать вести «дневник записей» навязчивых мыслей и состояний без их анализа. Практика фиксации ощущений в теле.

Работа с образами, расшифровка внутренних конфликтов клиента, работа с подсознанием, выявление фрустраций, анализ и планирование дальнейшей работы.

5

Выявление уровня удовлетво-ренности клиента и прогресса в решении запроса

(время

сессии –

50 минут)

Выявление уровня удовлетворенности клиента от практик, корректировка / обсуждение сформированного на предыдущих сеансах запроса. Обсуждение и анализ «дневника записей». Формирование запроса клиента на будущие практики.

Беседа, опрос, активное слушание. Анализ сеанса, рефлексия ощущений.

Конкретизация проблемы/запроса, рефлексия ощущений.

Сформированная цель дальнейшей работы, определение главной боли клиента.

6

Третье образное занятие: «Работа с мотивом Ручей»

(время

сессии –

90 минут)

Проведение занятия средней ступени КПО, с целью улучшение общего состояния и настроения клиента. Диагностика и изменение базовой укоренившейся настроенности.

Опрос, психическое расслабление клиента, эмпатическое проникновение в сущность клиента, визуализация ощущений – проработка мотива «Ручей». Фиксирование имагинаций, рефлексия ощущений.

Переживание новых ощущений, расслабление, ресурсное насыщение, рефлексия ощущений. Ведение дневника

фиксации ощущений в теле без их анализа.

Работа с образами, расшифровка внутренних конфликтов клиента, работа с подсознанием (корректировка дальнейшей терапии), выявление фрустраций, анализ и планирование дальнейшей работы.

7

Четвертое образное занятие: «Работа с мотивом Гора»

(время

сессии –

90 минут)

Проведение занятия средней ступени КПО, с целью улучшение общего состояния и настроения клиента. Диагностика и изменение базовой укоренившейся настроенности.

Опрос, анализ дневника фиксации ощущений в теле, рефлексия ощущений клиентом.

Применение метода психического расслабление клиента, эмпатическое проникновение в сущность клиента, визуализация ощущений – проработка мотива «Гора».

Фиксирование имагинаций, рефлексия ощущений.

Переживание новых ощущений, расслабление, ресурсное насыщение, рефлексия ощущений. Задание: Практика сосредоточенности на ощущениях. Ведение дневника

фиксации ощущений в теле без их анализа.

Работа с образами, расшифровка внутренних конфликтов клиента, работа с подсознанием (корректировка дальнейшей терапии), выявление фрустраций, анализ и планирование дальнейшей работы.

8

Выявление уровня удовлетворенности клиента и прогресса в решении запроса

(время

сессии –

50 минут)

Выявление уровня удовлетворенности клиента от практик, корректировка / обсуждение сформированного на предыдущих сеансах запроса. Обсуждение и анализ дневника фиксации ощущений. Формирование запроса клиента на будущие практики.

Беседа, опрос, рефлексия, активное слушание клиента. Анализ предыдущих сеансов, рефлексия ощущений.

Конкретизация проблем/

запросов, рефлексия ощущений.

Сформированная цель дальнейшей работы, определение главной боли клиента.

9

Пятое образное занятие: «Работа с мотивом Дом»

(время

сессии –

90 минут)

Проведение занятия средней ступени КПО, с целью улучшение общего состояния и направленности клиента. Диагностика и изменение базовой укоренившейся направленности личности.

Опрос, анализ дневника фиксации ощущений в теле, рефлексия ощущений клиентом.

Эмпатическое проникновение в сущность клиента, визуализация ощущений – проработка мотива «Дом».

Фиксирование имагинаций, рефлексия ощущений.

Переживание новых ощущений, расслабление, ресурсное насыщение, рефлексия ощущений. Ведение дневника

фиксации ощущений в теле без их анализа.

Работа с образами, расшифровка внутренних конфликтов клиента, работа с подсознанием (корректировка дальнейшей терапии), выявление фрустраций, анализ и планирование дальнейшей работы.

10

Итоговая встреча

(10 сессия).

Подведение итогов по результатам работы средней ступени КПО.

Опрос, анализ предыдущих сеансов, диалог, рефлексия ощущений клиентом, консультирование.

Продолжительность сеанса 50 сессии.

Фиксация результатов, рефлексия, эссе. Практика сосредоточе-ния на возникающих ощущениях (практика осознанности).

Фиксация результатов.

Воспроизведение психологической практики возможно при следующих условиях:

1. Наличие клиента с запросом;

2. Квалифицированный психолог,

3. Наличие собственного опыта групповой терапии и прохождение своего индивидуального анализа по методу КПО;

4. Комплекс практических (проективных) методик;

5. Организация среды взаимодействия офлайн – кабинет с кушеткой; онлайн- возможность выхода в Интернет с мобильных или стационарных устройств (ноутбук, смартфон, планшет), наушники;

6. Сессия/практика проводится 1 раз в 3 недели, или по запросу клиента;
7. Продолжительность сессии/практики от 30 до 90 минут в зависимости от запроса клиента.

Таким образом, предложенный проект психологической практики имеет практическое значение и может быть рекомендован к внедрению в деятельность практикующих психологов.

Список использованных источников

1. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://psyjournals.ru/cppp/2005/29973_full.shtml

2. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. – М.: «Эйдос» 1996. – 253 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.phantastike.com/symboldrama/katatim/doc/

Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.studmed.ru/leyner-h-osnovy-glubinno-psihologicheskoy-simvoliki_bf5124fa6e3.html

4. Лёйнер Х. Творческая составляющая символдрамы: развитие креативности и творческое решение проблем // Символдрама. – 2010, № 1 (4). – С.4-27.

5. Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.b17.ru/article/7710/

Приложение 1

Матрица рефлексивного анализа

Каков Ваш запрос на терапию?

(опишите, охарактеризуйте свою проблему)

 

Устраивает ли Вас Ваша текущая жизненная ситуация? (опишите, охарактеризуйте свою проблему)

 

Каково желаемое состояние после прохождения терапии?

 

Что с Вами будет после разрешения проблемы / запроса в следствии терапии?

 

Что будет с Вами если Вы не решите свои проблемы, не начнете терапию по своему запросу?

 

Что будет с Вами если Вы не решите свои проблемы, не начнете работать со своим запросом в ближайшие 5 лет?

Что в Вашей жизни будет, а чего не будет?

 

Что будет с Вами если Вы не решите свои проблемы, не начнете работать со своим запросом в ближайшие 10 лет?

Что в Вашей жизни будет, а чего не будет?

 

Что будет с Вами если Вы не решите свои проблемы, не начнете работать со своим запросом в ближайшие 15 лет?

Что в Вашей жизни будет, а чего не будет?

 

Каковы последствия Вашего выбора?

 
Просмотров работы: 101