Использование знаний, полученных обучающимися при изучении учебных предметов, в формировании универсальных учебных действий предметной области «Технология» - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Использование знаний, полученных обучающимися при изучении учебных предметов, в формировании универсальных учебных действий предметной области «Технология»

Сарибилялова Музейен Меметовна 1
1 ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

Изучая такую образовательную область, как «Технологии», обучающиеся должны получить первичные идеи и навыки для творческого решения возникающих практических проблем, а также преобразования материалов, энергии и информации, создания, планирования, проектирования продуктов, знаний, навыков и область технического или художественно – прикладного творчества. Также важны для учеников в представления о мире науки и искусства, влиянии современных технологий на общество и окружающую среду, о сферах жизни человека и общественного производства, спектре профессий и способах самооценки своих способностей.

Перечислим задачи, которые решаются в процессе преподавания дисциплины «Технология»:

развитие элементарных знаний, умений и навыков, которые необходимы для ведения домашнего хозяйства;

знакомство с основами современного производства и сферы услуг;

развитие самостоятельности и способности учащихся при решении творческих и изобретательских задачи;

обеспечение возможности самопознания для учащихся, изучения мира профессий и различных видов профессиональной деятельности, выполнения профессиональных проб с целью самопознания;

воспитание в учащихся таких альтруистических качеств, как трудолюбие, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честности, ответственность и порядочность, патриотизм, культура поведения и бесконфликтное общение;

использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной предприимчивости детей.

Достижение данных задач становится возможным лишь благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

1. Понятие УУД и их классификация

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности [1].

В педагогике одним из надежных способов резко повысить качество обучения является формирование общеобразовательных действий. Согласно одной известной притче, чтобы накормить голодного человека, можно поймать рыбу и накормить его. Но можно поступить и иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не будет голодать.

Планируя свою работу, учитель технологии должен:

1. Выбрать универсальные учебные действия, которые необходимы для работы в соответствии с планируемыми результатами урока, спецификой данного учебного предмета, возрастными особенностями всех учащихся.

2. Выделить время для формирования необходимых универсальных учебных действий в границах учебного занятия или урока.

3. Определить приемы, методы, средства, способы и формы организации деятельности, учащихся для развития УУД.

4. Спроектировать содержание деятельности обучающихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.

5. Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся, необходимые для рефлексии, чтобы определить уровень освоения учебного материала и универсальных учебных действий.

6. Использовать систему учебных задач и ситуаций для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Личностные УУД

Применительно к учебной деятельности необходимо выделить три вида личностных действий:

– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

– смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивацией, иными словами, между итогом учения и тем, что направляет к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

– нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

– целеполагание – постановка учебной задачи, которая соотносится с тем, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных планируемых результатов с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвидение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

– контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

– оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

– саморегуляция – способность к привлечению сил и энергии, к волевому старанию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению барьеров [3].

Познавательные УУД

Познавательные универсальные учебные действия включают:

– выделение и формулирование познавательной цели самостоятельно;

– поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ (информационные и коммуникативные технологии) и источников информации;

– структурирование знаний;

– построение речевого высказывания в устной и письменной форме, которое должно происходить осознанно и произвольно;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– смысловое чтение как осмысление цели прочитанного и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение важной и нужной информации из прослушанных текстов различных жанров (научные, художественные, официально – деловой и публицистический); определение основной и вторичной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации [2]. 

Коммуникативные УУД

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися – определение планируемых результатов, функций участников, способов сотрудничества;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в процессе поиска и сбора информации;

– разрешение конфликтов – выявление, распознание проблемы, поиск и оценивание противоположных способов разрешения конфликта, принятие решения и его осуществление;

– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с необходимой и достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, которые соответствуют задачам и условиям коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, которые соответствуют грамматическим и синтаксическим нормам родного языка, современных средств коммуникации.

Вывод: Под универсальными учебными действиями понимается саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если же понятие трактовать в узком смысле, то УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Межпредметные связи как способ использования знаний

Одним из основных дидактических принципов обучения является преемственность в обучении, т.е. установление взаимосвязей нового с уже изученным – как в области содержания, так и в области методов обучения, как внутри одного предмета, гак и между разными предметами. Последнее получило название межпредметных связей. В обыденной практике понятие «межпредметные связи» чаще используется для характеристики сопряженных полей двух – трех предметов в области содержания учебного материала. Надпредметность рассматривается как организованность качественно нового уровня, позволяющая создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) средствами разных предметов.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь естественно – научного и общественно – гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. С помощью межпредметных связей учитель в сотрудничестве с учителями других предметов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно – воспитательных задач. Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтематизирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно – воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе, для этого ему необходимо владеть теоретическими вопросами и осознанно применять методические рекомендации, находя новые пути использования межпредметных связей в обучении с учетом новых программ и требований реформы школы.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно – теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Межпредметные связи:

– активизируют познавательную деятельность учащихся;

– побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и

обобщения знаний из разных предметов;

– осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми;

– использование наглядности из смежных предметов, технических средств, компьютеров на уроках повышает доступность усвоения связей между физическими, химическими, биологическими, географическими и другими понятиями.

Таким образом, межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций: методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую, конструктивную. Рассмотрим их:

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико – материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Межпредметные связи по направлению показывают:

1) является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.

2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).

Вывод: Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Педагог, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению.

3. Межпредметные связи уроков технологии с учебными предметами школьной программы

Формирование универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно – деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Формирование универсальных учебных действий для общего образования:

– устанавливает ценностные ориентиры школьника;

– определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий учеников;

– выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

– определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Литература помогает на уроках технологии, в первую очередь, преобразить формы работы со школьниками.

Химия на уроках технологии – рассмотрение и анализ химических волокон и текстильных материалов химического производства, изучая тему материаловедение;

Физика на уроках технологии – использование, к примеру, знаний, полученных при изучении раздела «Механика». Раздел «Машиноведение» включает в себя подробное изучение устройства и работы швейных машин. Знания, приобретенные на уроках физики, поспособствуют ясному усвоению данного материала.

Биология на уроках технологии – использования знаний анатомии человека при снятии мерок для построения чертежа изделия, а также знаний о природе как источника сырья с учетом экологических проблем.

История на уроках технологии – костюмы разных эпох, архитектура и т.д.

Вывод: Исходя из выше перечисленного, мы можем сказать, что связь межпредметных аспектов с предметной областью «Технология» существует. Использование полученных знаний по учебным предметам в формировании универсальных учебных действий предметной области «Технология» актуально и в наше время.

Заключение

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что полученные знания обучающимися по учебным предметам способствуют формированию УУД предметной области «Технология».

Данные межпредметные связи помогают обучающимся конкретизировать свои знания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать воспитаннику в образовательном процессе в одном из направлении образовательной деятельности.

Межпредметные связи могут помочь школьникам понять окружающий мир, его свойства, основные явления и процессы, происходящие в нем и те закономерности, которым они подчиняются. Таким образом, взаимосвязь школьных предметов при изучении технологии убеждает учащихся в том, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что различные области науки не оторваны друг от друга, а взаимно связаны между собой. Учащиеся осознают глубокий по своему содержанию факт, что все науки с разных сторон и каждая своими методами изучают материальный мир. В своей совокупности они дают общее представление о природе. Все это имеет важное воспитательное значение.

Список литературы

Конюхова, Е.Ю. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: словарь / Е.Ю. Конюхова. – Екатеринбург : «УрГПУ», 2014. – 64 с.

Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: учебное пособие / под редакцией С.С. Татарченковой. – Санкт – Петербург: «КАРО», 2015. – 112 с.

Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах : учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – М. : «Проспект», 2016. – 160 с.

Каримова, Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у подростков во внеклассной работе: учебно – методическое пособие / Л.Н. Каримова, Р. Г. Зайнагабдинова. – Уфа : «БГПУ имени М. Акмуллы», 2019. – 54 с.

Перевалова, Т.В. Теория и методика обучения технологии : учебное пособие / Т.В. Перевалова. – Екатеринбург : «УрГПУ», 2016. – 55 с.

Просмотров работы: 13