Индивидуальная работа как основной метод воспитания личного состава подразделений и служб материального обеспечения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Индивидуальная работа как основной метод воспитания личного состава подразделений и служб материального обеспечения

Щемелинин В.А. 1, Хациева И.А. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В системе воспитательной, идеологической и психологической работы наряду с массовыми способами, формами и методами воздействия на сознание, психику и поведение военнослужащих неоценимо важное место занимает индивидуально-воспитательная работа.

Актуальность и значимость данного направления воспитательной работы особо возрастает в системе комплексного воспитания личного состава войск (сил), решения учебно-боевых, организационно-мобилизационных и служебных задач на современном этапе развития армии, утверждения принципа «нулевой терпимости» к правонарушениям в самосознании должностных лиц ВС РФ.

Индивидуально-воспитательная работа позволяет дифференцированно, с учетом конкретных условий обстановки, исходя из складывающейся ситуации:

- развивать у военнослужащих чувство патриотизма, воинского долга, повышенной ответственности и дисциплинированности;

- доходчиво разъяснять и доводить до сознания всего личного состава необходимость и важность боевых, учебно-боевых, служебных и иных задач повседневной деятельности войск;

- своевременно вырабатывать эффективные (рациональные) пути и способы выполнения задач, стоящих перед органами военного управления ВС РФ.

Надо отметить, что результативность любого учебно-воспитательного процесса во многом зависит от полноты и качества индивидуальной работы, ее внутреннего содержания и идеологического наполнения, своевременного и комплексного применения должностными лицами различных форм и методов педагогического воспитательного воздействия на личность, воинский коллектив в целом.

Анализ текущего состояния индивидуально-воспитательной работы, практика действующей системы информационно-воспитательных, профилактических и правовых мероприятий, проводимых должностными лицами на местах, высветили причины и факторы, наиболее характерные для многих воинских частей и учреждений. Среди них следует выделить:

- низкий уровень педагогической культуры и обученности должностных лиц офицерского и сержантского составов практике умелого применения форм и методов индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

- наличие факторов бессистемности, неконкретности при постановке задач, недостаточного внутреннего наполнения (содержания) проводимой в войсках индивидуально-воспитательной работы, процесса воспитания в целом;

- отсутствие непрерывно налаженного и углубленного процесса изучения и анализа индивидуальных (личностных) качеств и особенностей военнослужащих;

- нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

- воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

- проявление элементов бездушия, формализма и косности со стороны отдельных руководителей органов военного управления при работе с подчиненными, не принятие действенных мер по защите их законных прав, вследствие чего происходит утрата их авторитета и уважения в коллективах;

- сведение изучения личности воспитуемого (обучающегося) к знанию лишь его биографических данных. Подобная односторонность и субъективный подход к индивидуально-воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

В свое время легендарный казахский полководец Бауржан Момышулы по этому поводу в своей книге «Психология войны» писал: «Упрека заслуживает не тот, кто в искреннем стремлении к достижению цели потерпел поражение (по причине незнания, неопытности), а тот, кто, боясь ответственности, отсиживается, занимая выжидательную позицию».

Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими. Действенность воспитательной работы в подразделении во многом зависит от глубокого знания людей. Поэтому одним из основных направлений в деятельности офицеров подразделения является всестороннее изучение морально-психологических, деловых и других качеств подчиненных, их запросов, настроений, нужд, особенностей характера и поведения, в соответствии с которыми и строится воспитательная работа.

Индивидуальная воспитательная работа - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Индивидуальный подход в воспитательной работе дает возможность:

- охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого военнослужащего;

- всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого военнослужащего и педагогически целесообразно использовать эти знания в воспитательном процессе;

- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с военнослужащими с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

- умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания военнослужащих;

- своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель - военнослужащий, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуально-воспитательной работы - создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитателя в процессе формирования всесторонне развитой и качественно подготовленной личности военнослужащего, способного эффективно решать учебно-боевые задачи.

Жизнь показывает, что индивидуальная работа позволяет повысить эффективность воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами.

Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя комплекс мероприятий:

- определение целей и задач этой работы;

- охват постоянным влиянием всех военнослужащих;

- четкое определение, кто и с кем индивидуально работает;

- продуманное планирование индивидуальной работы;

- изучение ее состояния в коллективах;

- глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

- обучение офицеров и сержантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода;

- установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих.

В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включают в себя 4 основных этапа:

1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащих, их сильных и слабых сторон.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.

3. Практическое осуществление спланированного воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств военнослужащего.

4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировки его методов и приемов, если работа недостаточно эффективна.

Особенности индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

а) офицерами.

Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера, материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.

Проявление демократичности в общении с подчиненными офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора в решении этих вопросов на офицерское собрание, женсовет части (корабля) во многом способствует повышению служебной активности подчиненных.

Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией Русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира в деле повышения эффективности воздействия на офицера.

б) с сержантами (старшинами).

Главная трудность в деятельности старшин состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант (старшина) испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов (старшин).

Индивидуальную воспитательную работу с сержантами (старшинами) желательно устремлять на:

- повышение их авторитета и престижа среди подчиненных;

- обеспечение личного примера младшего командира в службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды);

- повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»;

- использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.

в) с неформальными лидерами.

Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.

Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что офицер не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил воинской службы. В индивидуальной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.

В индивидуальной работе с неформальными лидерами важно:

1. Направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказание помощи молодым воинам и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.

2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой - приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебнобоевых задач подразделением.

3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.

4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков сослуживцами.

г) с военнослужащими «группы Риска».

К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний.

Уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.

В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам важно знать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать. Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния, и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.

Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.

В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений воинов на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, на построении, в курилке и др. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.

Для учета и анализа действенности индивидуальной работы, выработки воспитательных воздействий на военнослужащих каждый офицер ведет рабочую тетрадь (педагогический дневник).

В ней фиксируются:

1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащего и динамика их развития за каждый период обучения.

2. Конкретные факты индивидуальной работы (дата, время и краткое содержание индивидуальной беседы, выводы наблюдений по результатам беседы).

3. Характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с командиром отделения, старшиной команды, командиром группы, информации от старших командиров, начальников.

4. Выводы из результатов непосредственного и опосредованного изучения военнослужащего.

5. Успеваемость военнослужащего по результатам боевой и общественно-государственной подготовки.

6. Положительные и негативные поступки военнослужащего и мотивы их проявления.

7. Характерные суждения.

8. Выводы по результатам воспитательного воздействия.

9. Определение направлений, форм, методов, средств, приемов дальнейшего индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего.

10. Обучение должностных лиц практике воспитательной работы.

11. Работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины и правопорядка.

12. Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения.

13. Работа с семьями офицеров, старшин и матросов по контракту, родителями военнослужащих по призыву.

14. Социально-биографические данные на весь личный состав.

Планирование индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется всеми командирами, начальниками в планах личной работы на день, неделю, месяц.

Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:

- отсутствие в работе учета особенностей военнослужащих, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;

- нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;

- воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;

- сведение изучения личности обучающегося к знанию лишь биографических данных.

Подобная односторонность и субъективный подход индивидуальной воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

Формы и методы индивидуально-воспитательной работы. Качество проводимой индивидуально-воспитательной работы в значительной мере определяется глубокими знаниями командиров подразделений основных форм и методов изучения личности военнослужащих, индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, умениями применять эти знания в практической деятельности.

В целях всестороннего изучения личности военнослужащего рекомендуется использовать следующие основные формы работы: анализ документов, индивидуальная беседа, индивидуальное наблюдение, педагогический эксперимент и обобщение экспертных оценок.

Анализ документов.

Эта форма позволяет приступить к изучению личности военнослужащего даже до его непосредственного прибытия в часть. Различные категории военнослужащих имеют разный набор документов, который сопровождает их на всем протяжении службы.

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа относится к универсальной и достаточно эффективной форме изучения личности военнослужащего.

Предлагается следующая методика индивидуальной беседы.

1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.

2. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике.

3. Подобрать время и место для беседы.

4. Составить перечень интересующих вас вопросов, продумать последовательность их задавания.

При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.

5. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.

6. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.

7. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.

8. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.

Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним. Индивидуальное наблюдение.

Чтобы выработать правильное представление о военнослужащем, необходимо наблюдать за его поведением в различных ситуациях.

Можно предложить следующую методику проведения индивидуального наблюдения.

1. Определение целей и задач наблюдения.

2. Собственно наблюдение. Поведение наблюдающего не должно быть нарочитым, походить на слежку.

3. Анализ результатов наблюдения, фиксирование полученных данных.

Проводя индивидуальное наблюдение, необходимо быть как можно более естественным в своем поведении, не стараться во чтобы то ни стало добиться всех поставленных целей. Лучше повторить наблюдение несколько раз, чем позволить возникновение между вами и подчиненными атмосферы настороженности и недоверия.

Обобщение экспертных оценок.

Суть этой формы индивидуального изучения личности воина заключается в обобщении возможно большего числа сведений, поступивших от различных источников. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный.

Лабораторный эксперимент проводится по особой методике хорошо подготовленными специалистами в области психологии, педагогики и социологии. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях подразделения путем помещения военнослужащего в различные ситуации с последующим изучением наблюдаемых реакций.

Сравнение результатов изучения в начале и в конце эксперимента позволит командиру сделать конкретные выводы, получить ответ на интересующие его вопросы.

Изучив в достаточной степени личность военнослужащего, командир определяет форму индивидуально-педагогического воздействия. Целью такого воздействия может быть:

- формирование у подчиненного необходимых качеств;

- попытка избавить его от каких-либо негативных черт.

К формам индивидуально-педагогического воздействия относятся: индивидуальная беседа, индивидуальное задание, индивидуальная помощь, воздействие через третье лицо.

Индивидуальная беседа.

Согласие или несогласие военнослужащего с лицом, проводящим беседу по обсуждаемой проблеме, не означает достижения результатов или провал беседы; легкое согласие подчиненного со словами командира может быть ложным, желанием угодить, чтобы побыстрее избавиться от разговора. Несогласие, даже выраженное в категоричной форме, не всегда отражает истинную позицию подчиненного, а может свидетельствовать о его стремлении поддержать имидж самостоятельного в суждении человека.

Индивидуальное задание.

Смысл индивидуального задание заключается в создании для военнослужащего такой ситуации, когда он может раскрыть свои положительные качества или убедиться в необходимости избавиться от недостатков. Индивидуальное задание может быть выражено в виде приказания, поручения, просьбы и т.д.

Типичные ситуации для реализации индивидуального задания:

1. Назначение военнослужащего старшим при проведении занятий или работ, если его старшинство не определено уставом.

2. Направление военнослужащего с поручением к вышестоящему командиру или за пределы части.

3. Подготовка военнослужащим выступления на собрании, подведении итогов и др.

4. Индивидуальное проведение военнослужащим ремонтных работ на технике и т.д.

5. Оказание помощи товарищам в изучении техники.

6. Участие в обустройстве подразделения, оформительских работах.

Условия эффективности данной формы индивидуально-психологического воздействия:

1. Соответствие характера задания целям воспитания с учетом индивидуальных качеств военнослужащего.

2. Задание должно быть посильным и выполняться при достаточном материальном обеспечении.

3. Обязательный контроль за ходом реализации задания, помощь воину в его выполнении.

4. Объективная оценка выполнения задания, поощрения за успехи, разбор недостатков.

Индивидуальная помощь.

При оказании индивидуальной помощи подчиненному командир должен придерживаться определенных правил:

1. Установить причину необходимости оказания индивидуальной помощи: отставание или стремление к опережению: неопытность, незнание или лень; недобросовестность; сформировавшиеся черты характера или случайное влияние.

2. Выяснить отношение военнослужащего к оказанию ему помощи. Есть ли у него желание избавиться от недостатков или достичь положительных целей.

3. Воспринимает ли он помощь как Должное или считает это ущемлением своего личного достоинства.

4. Помощь не должна быть навязчивой, в грубой форме, с унижающими человека условиями. Нельзя оказывать помощь подчиненному только в целях поднятия своего престижа.

5. Помощь должна быть доброжелательной, тактичной, с опорой на положительные качества военнослужащего, понятной и бескорыстной.

Воздействие через третье лицо.

Это специфическая форма опосредованного индивидуального воздействия на военнослужащего. В качестве третьего лица могут выступать: родители, товарищи, руководители учреждений и предприятий, где учился или работал военнослужащий до службы.

Применение этой формы имеет свои особенности:

- обращение к родным и близким военнослужащего необходимо с учетом его семейных и других отношений;

- недопустимо жаловаться на подчиненного, показывать воспитательную несостоятельность командиров и начальников, превращать форму воспитания в форму наказания.

Таким образом, руководить воинским коллективом подразделения - это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучать и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Заключение.В заключении необходимо отметить, что индивидуально-воспитательная работа была и остается неотъемлемой составной частью деятельности всех должностных лиц органов военного управления по формированию у личного состава высоких патриотических, морально-боевых и психологических качеств, требующей настойчивости, терпения, навыков, знания психологии и менталитета нынешнего поколения военнослужащих.

Надо всегда помнить о том, что в индивидуальной работе лучшее средство воздействия на личность – это чуткость, внимание, заинтересованность, желание быть рядом, умение жить заботами и нуждами подчиненных, понимание сути проблем и путей их решения. Нужна обыкновенная человеческая доброта и взаимоуважение. Конечно, успех в индивидуально-воспитательной работе не достигается одной беседой, пусть даже самой задушевной. За беседой непременно должна следовать целеустремленная системная воспитательная работа, в которой должны участвовать не только командиры и начальники, но и все офицеры, сержанты, актив, общественные институты, а нередко и весь воинский коллектив.

Довольно выразительно и емко по этому поводу высказался Бауржан Момышулы, обращаясь со словами назидания к нашим командирам: «Командир должен быть сердцеведом и психологом. Он должен знать, что самый укрепленный рубеж немногого стоит, если не укреплены души бойцов». В этой короткой фразе в принципе и заложена суть индивидуально-воспитательной работы.

Тем не менее, в условиях совершенствования законодательства в сфере военного и оборонного строительства, государственного развития в целом, будут определенно возникать обстоятельства, требующие изменения применяемых способов, форм и методов воспитательной работы.

В этой связи в ходе реализации в войсках организационно-методических указаний и рекомендаций необходимо на постоянной основе оценивать степень актуальности, эффективности приемлемости тех или иных форм и методов воспитательного воздействия.

При наличии рациональных предложений по совершенствованию данного направления воспитательной деятельности следует инициативно вносить объективно обоснованные и мотивированные предложения в адрес вышестоящих органов военного управления.

Список использованных источников.

1. Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Башлакова. – М., 2008. – 504 с.

2. Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И. Алёхина. – М.: ВУ, 2007. – 414 с.

3. Марченков В., Алёхин И. Педагогика: Учебник. – М.: ВУ, 2002.

4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И. Алёхина. – М.: ВУ 2003. – 377 с.

5. Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации Приказ министра обороны РФ №70 от 11 марта 2004 г.

6. Рекомендации для офицеров полка (корабля) по совершенствованию индивидуально воспитательной работы // Информационно-методический сборник. – М., 1993. – №1.

Просмотров работы: 2389