Введение.Вооруженные силы РФ имеют, как известно, разветвленную иерархическую структуру. Их членение на виды, рода, округа, другие стратегические и тактические единицы обусловлено потребностями управления, характером задач, особенностей вооружения, другими социально-экономическими и военными причинами.
В этой сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих, входящие в состав новых подразделений, штабных и других отделов и служб. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющая их люди живут и действуют в непосредственных межличностных контактах, интенсивном групповом общении. Их деятельность носит совместных коллективный характер. Они взаимодействуют в боевой учебе, в быту, в карауле, в боевом дежурстве. Такого рода социальные общности принято называть коллективными. По мере своего становления они создают особую коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность воинов.
Актуальным в этой связи становится разработать для данных коллективов определенным методы их сплочения. Поэтому так же актуальной проблемой является проблема сплоченности воинского коллектива: методы её измерения, структура, формы и т.д.
Проблема групповой сплоченности является весьма жизненной: налицо и знания о необходимости сплочения, и незнание (не абсолютное, но значительное) путей, средств, методов социально-психологической интеграции воинских коллективов.
Проблема групповой сплоченности является достаточно хорошо разработанной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологии данную проблему разрабатывали Андреева Г.М., Бодалев А.А., наибольшее влияние данному вопросу посвятил А.И. Донцов (Проблемы групповой сплоченности). Из зарубежных исследователей можно назвать Г. Бройнинга и У. Мастенбруна.
Понятие, признаки, сущность и структура воинского коллектива. Психология воинского коллектива - это раздел военной психологии, изучающий социально-психологические явления, проявляющиеся в процессе совместной жизни и деятельности военнослужащих подразделения.
Коллектив - это объединение людей, связанных единством деятельности, ее целей, средств и организации, общностью взглядов, норм и правил поведения, единой волей и общим руководством.
Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность дисциплинированных военнослужащих, объединенных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества; - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Он представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Деятельность строится на основе уставной организации, а также специфических норм правил поведения.
Такие общности образуются в рамках организованной структуры подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организованная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.
Психология и поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами.
Признаки коллектива:
-Организация, наличие органов управления, руководства;
-Общественно-значимая цель деятельности;
-Длительность совместного пребывания;
-Определенный уровень сплоченности и дисциплины;
Основой для возникновения и проявления всех социально-психологических явлений в коллективе является совместная деятельность и общение военнослужащих. Носителем психологии коллектива выступает весь коллектив или его большая часть, но не отдельная личность.
Объективные условия, в которых находится воинский коллектив, представляет широкие возможности для формирования психологии коллектива.
Важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. Социальное взаимодействие военнослужащих (их групп) побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями жизнедеятельности. Эти потребности удовлетворяются в рамках основных форм взаимодействия - общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом и частности, то именно благодаря общению и совместной деятельности производятся условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности - большие и малые социальные группы. Особый тип взаимодействия - это противодействие, борьба, социальные конфликты, в том числе и военные.
К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:
-роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих;
-военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных;
-социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов);
-способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.
В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.
Структура воинского коллектива имеет тенденцию к стабилизации: когда позиции, роли и взаимоотношения военнослужащих определились, то существенные перемены в структуре могут быть вызваны только исключительными событиями. Если же личный состав коллектива периодически меняется, то в его структуре происходят постоянные изменения, беспрерывно идет процесс определения внутри коллективных позиций и ролей, вновь образуются связи и отношения. Следствием этого в жизни военнослужащим может создаваться значительная напряженность.
В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава (однородность — разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Одним из них является характер взаимоотношений между военнослужащими.
Взаимоотношения — специфический комплекс личностных связей и отношений, складывающихся в совместной деятельности, а также в ходе внутриколлективного общения.
Для того чтобы понять психологию воинского коллектива, прапорщику (мичману) необходимо знать какие взаимоотношения складываются в нем. При этом в управленческой деятельности каждый командир (начальник) должен учитывать направленность и содержание взаимоотношений, формы их проявления, соотношение служебных и личных контактов в малых группах и между различными категориями военнослужащих.
Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений — это позиция военнослужащего по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище. Знакомясь с сослуживцами, оценивая их поступки, знания и боевое мастерство, военнослужащий проникается уважением к ним, готовностью к совместным действиям. Позиция имеет, следовательно, и определенную действенную сторону — готовность, стремление к соответствующим действиям по отношению к своим товарищам по службе. В случае когда позиции людей характеризуются взаимностью, между ними образуется прочная двусторонняя социально-психологическая связь.
Сеть межличностных отношений в развитом коллективе объединяет всех военнослужащих. Тем не менее положение членов коллектива в этой системе отношений неодинаково. Одни из них привлекают к себе симпатии большего количества товарищей, другие — меньшего. Есть военнослужащие, слабо связанные с товарищами, находящиеся как бы на периферии или даже вне коллектива. Это те, которые почему-либо не завоевали уважения в коллективе или же потеряли его. Временный отрыв от последнего может быть обусловлен конфликтом, ссорой, а также другими причинами, которые порождают предпосылки замкнутости того или иного человека. Положение военнослужащего в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название авторитета.
Авторитет (от лат. достоинство, сила, власть) — это признание группой лиц или коллективом личностных и деловых качеств кого-либо из своих членов, отражающее его способность влиять на положение дел в этой группе (коллективе).
Взаимные отношения людей в зависимости от сфер деятельности принято подразделять на официальные и неофициальные.
Под официальными {служебными) понимаются отношения, регламентируемые законами, общевоинскими уставами, приказами начальников, инструкциями, другими руководящими документами. Они определяют порядок уставных взаимоотношений, охватывают боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы (корабельную вахту) и т.д. В этих рамках выделяются служебно-деловые, правовые, моральные, этические и другие отношения. Строятся они на основе принципов единоначалия и строгой субординации, коллективизма и гуманизма.
Служебные отношения, кроме того, подразделяются на взаимоотношения: «по вертикали» (между начальниками и подчиненными), «по горизонтали» (между равными по должности и званию).
Неофициальные взаимоотношения (неслужебные) складываются в зависимости от индивидуальных особенностей военнослужащих, симпатий и антипатий, коллективных традиций, идеалов и внутриколлективных ролей, охватывают общественную деятельность, организацию отдыха и досуга.
По субъектам взаимоотношения подразделяются на: межличностные, межгрупповые, между группой и личностью.
По соответствию предъявляемым требованиям взаимоотношения могут быть: нормативные (уставные), ненормативные (неуставные).
Взаимоотношения между военнослужащими следует рассматривать как наиболее конкретную и определенную категорию психологии, так как особенности поведения человека в воинском коллективе, результаты его воинской деятельности вызывают определенные реакции со стороны других членов этой группы (коллектива) и формируют их систему.
Взаимоотношения отличаются от других отношений прежде всего тем, что они характеризуются непосредственными контактами между людьми. Кроме этого, во взаимоотношениях проявляются индивидуальные свойства личности, сама же личность формируется в них и оценивается по результатам взаимоотношений с окружающими. В ходе этого процесса формируются социальный статус, общественная роль каждого члена коллектива.
Статус — положение военнослужащего в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же военнослужащий может иметь разный статус, так как его престиж и авторитет являются своеобразной мерой его признания окружающими.
Роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе межличностных отношений. Например: роль «лидера», «партнера», «соперника», «отверженного», «покровителя», «последователя» и т.д. Каждая роль соответствует определенному социальному статусу.
В своей деятельности прапорщикам (мичманам), как правило, приходится иметь дело с микрогруппами, т.е. малыми группами военнослужащих, насчитывающими два-три и более человек, связанных общими интересами. Практическое отношение командира (начальника) к микрогруппам должно зависеть от их направленности (положительной или отрицательной).
Микрогруппы с положительной направленностью возникают на основе стремления военнослужащих к сотрудничеству и взаимопомощи на основе общих интересов, например, к военной специальности, рационализаторству, спорту и т.д. Взгляды и мнения при этом обычно совпадают с мнением всего коллектива. Взаимоотношения членов такой микрогруппы не носят конфликтного характера и способствуют формированию коллективизма и воспитанию лучших черт личности каждого.
Микрогруппы с отрицательной направленностью чаще всего формируются на основе эгоистических устремлений одного или нескольких наиболее сильных и влиятельных среди военнослужащих личностей.
Таким образом, знание психологических основ структуры коллектива, взаимоотношений между военнослужащими способствует созданию условий, при которых подчиненные и без приказов (приказаний) активно сотрудничают в интересах выполнения поставленных задач подразделению.
Педагогические условия формирования воинского коллектива. Воинский коллектив создает необходимую для разносторонней совместной деятельности социальную среду, в которой развивается личность военнослужащего, формируются его ценностные ориентации, интересы и мотивы поведения. В активном взаимодействии члены коллектива усваивают нормы поведения в воинской среде. Осуществляя общественно ценную деятельность на основе требований воинских уставов, военнослужащие усваивают нормы поведения, привнося в них свою неповторимость. В воинском коллективе благодаря совместной деятельности возникают многообразные отношения к окружающей действительности, тем самым обеспечивается разностороннее развитие личности военнослужащего.
Хорошо организованная жизнедеятельность воинских подразделений способствует быстрейшей адаптации новобранцев, помогает легче переносить тяготы военной службы, что способствует снижению социальной напряженности.
Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Сплочение требует от командного состава знания, принятия и соблюдения в повседневной жизни воинских подразделений основных педагогических условий развития воинских коллективов:
- вовлечение всех военнослужащих в разнообразную и содержательную совместную деятельность;
- ее организация и стимулирование в целях сплочения и объединения военнослужащих в воинский коллектив;
- умелое предъявление требований к военнослужащим и воспитание актива воинского подразделения;
- организация системы перспектив в деятельности воинского коллектива;
- формирование здорового коллективного мнения;
- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
После достижения высшей стадии развитие воинского коллектива не останавливается. В этом процессе при отсутствии достойных целей движения возможно отступление с достигнутых высот и даже деградация. Поэтому для дальнейшего развития воинского коллектива большое значение приобретает организация системы перспектив или использование метода «перспективных линий». Его сущность заключается в выборе системы перспектив, которых необходимо достичь в процессе развития воинского коллектива. При этом выделяются ближайшие, средние и дальние перспективы.
Раньше других командир намечает в коллективе «линии близких перспектив». Это делают постепенно, повышая их ценность: от простого удовлетворения различных материальных потребностей к воспитанию чувства долга и ответственности, от радости завтрашнего дня к дальней перспективе, гармонизируя личные и коллективные перспективы.
«Ближайшая перспектива» начинается с лично значимых потребностей с постепенным включением в различные виды общественной жизни и учетом интересов коллектива, обусловлена желанием сделать свою жизнь интереснее и красивее с помощью коллективных усилий. Важное значение в активизации данного процесса играет организация соревнования между коллективами воинских подразделений. Это могут быть задачи, стоящие перед всеми и конкретным военнослужащим, на неделю. Постановка и уточнение ближайших задач происходит в процессе подведения итогов, совещания руководящего состава, общих собраний личного состава, на совете актива. Это может быть подготовка к таким мероприятиям, как вечер чествования лучших военнослужащих, культпоход в музей, конкурсы, КВН, состязание на лучшего специалиста своего подразделения, спортивные мероприятия и т.д. Такие воспитательные шаги помогают военнослужащим лучше узнать друг друга, найти единомышленников и друзей, проявить свои способности, выдумку, инициативу, но вместе с тем и приложить определенные трудовые усилия.
Задачи «средней перспективы» отодвинуты во времени и могут охватывать период от одного месяца до периода обучения. Они приобретают реальные очертания в сознании военнослужащих в процессе воспитательных бесед, при планировании действий, подборе исполнителей и отчетах о проделанной работе. На такую деятельность способен коллектив, в котором уже сложились отношения ответственных зависимостей, где есть взаимовыручка и товарищеский дух взаимоотношений, где действует актив подразделения, способный организовать и контролировать общие действия с учетом общественно значимой цели, направлять и регулировать поступки членов коллектива. Это могут быть задачи по подготовке к соревнованиям на лучшее воинское подразделение, по повышению и подтверждению квалификации военных специалистов, встрече молодого пополнения и т.д.
«Дальняя перспектива» определяет задачи долгосрочного развития. Они связаны не только с повышением и поддержанием боевой готовности воинских подразделений (частей), но и со служебным и личностным ростом военнослужащих, определением направлений их дальнейшего развития и т.д.
Существенным фактором развития и зрелости коллектива выступает формирование здорового коллективного мнения. Под таковым понимают совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение большинства членов коллектива к различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива в целом, так и каждого его представителя.
Задача формирования здравого коллективного мнения решается в процессе и с помощью хорошо налаженной практической деятельности военнослужащих, которая охватывает все стороны существования воинских подразделений. Если все ее основные виды организуются содержательно, при активном участии военнослужащих, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к имеющимся недочетам и стремятся их преодолеть. Но это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные события и явления в жизни воинской части (подразделений), давать им правильную общественную оценку.
В организации и воспитании воинского коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio – передача). Они развивают воинский коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют формы деятельности военнослужащих, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет сплоченность, поддерживает чувство гордости.
Таким образом, при педагогически правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с воинским коллективом, всемерном развитии его здравого общественного мнения в нем формируется определенный психологический климат, морально-психологическое состояние. Наиболее существенные психологические и нравственные черты этого климата – оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищества, дружбы, ответственности и высокой активности всех военнослужащих в решении задач по защите своего Отечества; чувство защищенности каждого в коллективе.
Основная работа начальника службы материального обеспечения по изучению психологии коллектива.Как известно, полноценное руководство воинским коллективом (подразделением) не ограничивается собственно организаторской деятельностью офицера. Оно еще включает и регулирование внутренних (социально-психологических) процессов, предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов, решение ряда других психологических проблем. Все это — своего рода «внутреннее руководство». Оно заключается в воздействии на основные элементы коллективной психологии (взаимоотношения, коллективное мнение, традиции и др.) и выступает важным фактором, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие психологии коллектива.
Известно, что способы (приемы и средства) управления социально-психологическими явлениями коллективов отличаются от тех, которые широко используются в организации групповой деятельности. Здесь, например, ограничены возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета. Тем не менее, внутреннее управление возможно и необходимо. Если от этого устраняется руководитель, то оно переходит к кому-то из других членов группы, который, занимая место лидера в структуре психологии группы, может при этом преследовать не всегда благородные цели.
По мнению отечественных военных психологов, управление психологией коллектива (группы) может осуществляться тремя способами. Прежде всего управляющий эффект достигается тем, что руководитель стремиться выявить и использовать благоприятные психологические факторы. Например, в своей деятельности он может опираться на поддерживающее или совпадающее с его требованиями коллективное мнение, давать возможность здоровым элементам коллективного настроения проявить себя в действии. В результате, не только обеспечивается необходимая поддержка руководителя, но и эволюционирует сама коллективная психология. Игнорирование же упомянутых и других факторов может привести к тому, что психологические механизмы внутриколлективной жизни слабеют или изменяют свою содержательную направленность. Следовательно, первый способ управления психологией коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых реализуется положительная составляющая ее содержания. При этом первостепенным условием является доверие членам коллектива, поручение его активу решения задач, регулирующих внутриколлективную деятельность, внимательное отношение к проявлениям инициативы и т.д.
Вторым способом управления психологическими явлениями воинского коллектива выступает корректировка групповых установок и позиций, налаживание и укрепление взаимоотношений между его членами и микрогруппами, облагораживание традиций, подъем настроения и др. Эти задачи вполне разрешимы, если учитываются закономерности, свойственные внутриколлективным процессам. Например, динамика коллективного мнения по конкретному вопросу поддается корректировке, если руководитель открыто не навязывает подчиненным свою волю, а дает им возможность совместно разобраться в существе дела, сформулировать и высказать свой взгляд, ознакомиться с позициями сослуживцев, уточнить свое восприятие проблемы и благодаря этому сформулировать взаимоприемлемое решение.
Не исключается и более приемлемый для военного руководителя третий способ управления социально-психологическими явлениями коллективов. Его суть заключается в том, что основные идеи исходят именно от него, а затем разъясняются и внедряются в сознание подчиненных. Однако следует учитывать, что этот подход малоэффективен, если командир (начальник) не пользуется авторитетом, а требующая решения проблема не терпит отлагательства. В то же время, этот способ предпочтителен в том случае, если офицер недостаточно знает подчиненный коллектив, или психология организованной группы находится не выше среднего уровня своего развития.
Вместе с тем следует иметь в виду, что предложенными способами управления не ограничиваются психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности офицера. В их перечень входит еще немало социально-психологических явлений, требующих активного участия командира (начальника). К их числу, прежде всего, относятся проблемы, вызванные национальными и некоторыми другими особенностями военнослужащих.
Офицер, как должностное лицо со своими функциональными обязанностями, несет ответственность за то, как налажено общение и взаимодействие воинов в подчиненном подразделении, а также за содержание, структуру и состояние коллективной психологии в целом. Он не сможет эффективно руководить, если будет действовать методами административного давления и голого принуждения, пока не разберется в особенностях климата своего подразделения, не учтет его моральное состояние, не поймет расстановку людей и характер их взаимозависимостей и влияний. Более того, полноценное руководство коллективом не ограничивается собственно организаторской деятельностью, состоящей в планировании и обеспечении совместной боевой и другой работы и мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач.
Все это — своего рода «внутреннее руководство». Оно заключается в воздействии на основные элементы коллективной психологии: общественное мнение, взаимоотношения, традиции, настроения и связанные с ними коммуникативные процессы (общение и взаимодействие). Внутреннее руководство является важным фактором, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие психологии воинского коллектива.
В настоящее время, по мере того как психологический нигилизм в командно-организаторской деятельности исчезает, внимание командиров подразделений все больше поворачивается к психологии коллектива. Все отчетливее осознаётся необходимость взять под свой контроль социально-психологические процессы, освободить их от аморальных и противоправных влияний, обеспечить их здоровое развитие и поставить на службу интересам боевой готовности и благополучия личности воина.
Методы регулирования социально-психологических явлений отличаются от тех, которые широко используются для организации воинской деятельности. Здесь, например, очень ограничены возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета. Еще никому не удавалось добиться, скажем, укрепления воинской дисциплины приказом, запрещающим впредь какие бы то ни было нарушения уставного порядка. Приказом нельзя создать или ликвидировать традицию, то или иное общественное мнение, настроение. Тем не менее управление социально-психологической сферой коллектива возможно и необходимо. Если от этого дела устраняется командир, то оно переходит к кому-то из рядовых воинов, который, как водится, может преследовать при этом не всегда благородные цели.
Руководство коллективной сплоченности осуществляется двумя основными способами. Прежде всего управляющий эффект достигается тем, что командир стремится выявить и использовать психологические факторы, благоприятствующие решению стоящих задач. Он опирается на готовность общественного мнения к определенным переменам и действиям, поддерживает полезные тенденции, вытекающие из внутри-коллективных традиций, учитывает сложившиеся взаимоотношения при расстановке личного состава, дает возможность здоровым элементам коллективного настроения проявить себя в действии. Благодаря такой тактике командирского поведения не только обеспечивается мощная психологическая поддержка его планам, не только более успешно решаются учебные, боевые и другие задачи, но и изменяется сама коллективная психология. Коллектив начинает играть более активную роль во всех вопросах службы и быта. Напротив, игнорирование социально-психологических факторов приводит к тому, что механизмы внутриколлективной жизни слабеют или же меняют свою содержательную ориентацию: общественная мысль и воля перестают служить делу боевой подготовки и воинской дисциплины. Коллективный интерес переключается на побочные явления и принимает нередко извращенные, социально вредные формы. Следовательно, первый способ управления психологией воинского коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых она активно работает. Первостепенным из необходимых условий является доверие к возможностям общественности, поручение ей серьезных задач, внимательное отношение к предложениям актива, решительный отказ от демонстрации показного демократизма.
Управление взаимоотношениями — это работа, направленная на обеспечение их законности, нравственности и гуманизма, на соблюдение уставных норм общения и взаимодействия подчиненных. Осуществляя регуляцию взаимоотношений, офицер заботится о том, чтобы они были функциональными, конструктивными, т.е. способствовали успешному выполнению задач боевой учебы, поддержанию боеготовности, укреплению дисциплины. Эта работа включает:
-непрерывный контроль за состоянием и качеством отношений между воинами и группами, накопление, анализ и обобщение сведений, позволяющих сделать вывод об определенных тенденциях в этой области, о наличии слабых мест, угрожающих конфликтами и всякими эксцессами, и принять необходимые меры;
- введение в состав коллектива новых людей, молодого пополнения, ознакомление его с нормами и традициями подразделения, помощь в установлении служебных и личных контактов, предупреждение неправильного отношения со стороны «старожилов»;
-предупреждение и преодоление деструктивных эмоциональных конфликтов, не решающих какой-либо проблемы, а являющихся продуктом минутного раздражения, низкой культуры общения;
-организацию дискуссий для достижения согласия, принятия взаимоприемлемых решений по принципиальным вопросам, разделяющим коллектив на группы с конфликтными интересами и целями;
-индивидуальную и групповую работу с военнослужащими, восприимчивыми к традициям «дедовщины», склонными к проявлению власти над сослуживцами;
-поддержку традиций и норм, которые закрепляют гуманные, товарищеские отношения, забота о том, чтобы эпизодические проявления помощи, выручки, поддержки военнослужащими друг друга становились традиционными формами коллективной жизни.
Как показывают исследования, проведенные военными психологами, одним неэффективных средств диагностики и коррекции сплоченности в воинском коллективе может стать активное социально-психологическое обучение военнослужащих, комплексным методом которого является социально-психологический тренинг (СПТ). Он отличается явной практической направленностью, позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач, связанных не только с совершенствованием личности воина, но и с формированием таких важных характеристик подразделений, как их сплоченность, здоровый психологический климат, социально-психологическая устойчивость.
Заключение. Научное понимание сущности, динамики формирования коллектива и его психологии помогает командиру воинского подразделения, как руководителю, полнее охватить служебные проблемы своей деятельности, организовать ее на принципах системности. Командование подразделением в психологическом смысле — это специфическое, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных связей в группе, руководство индивидуальной и коллективной психологией.
Это также высокая требовательность в деятельности военного руководителя, основанная на понимании им психологических законов жизни коллектива. Особенно это важно учитывать офицеру-связисту Вооруженных Сил Российской Федерации. Ведь за действиями подчиненных ему необходимо видеть не только порождающие их элементы индивидуальной психологии, но и протекающие социально-психологические процессы, взаимосвязи и влияния, потребности и проблемы. Командиру (начальнику) крайне важно обладать способностью прогнозировать социально-психологические процессы и направлять их на решение служебных задач, на благо каждого подчиненного.
Как нам кажется, психологические явления в любой социальной общности, в том числе в воинских коллективах, оказывают существенное влияние на качество всех видов групповой военно-профессиональной деятельности. Для того чтобы сформировать в подчиненном коллективе положительный социально-психологический климат, офицеру-руководителю необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных.
Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в первичном воинском коллективе, офицер-связист сможет быстро и достаточно глубоко их диагностировать (изучать), оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед воинским коллективом боевых и других служебных задач.
Список использованных источников.
1. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. – М., 1986.
2. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
3. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания / Ф.Е. Василюк. Учебное пособие. М.: Ахилл, 1991.
4. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
5. Амелин В.Я. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. — Ч. 1. — М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. — 312 с.
6. Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика: Учебное пособие. Гл. 3−6. М.: Совершенство, 1998. С. 49−126.
7. Калюжный А.С. Психология коллектива: Учеб. пособие. — Н. Новгород: ВМИ ФПС России, 2002. — 43 с.
8. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения. Учеб. пособие. — Н. Новгород: НГТУ, 2004 — 41 с
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. — Кн. 1. М.: Просвещение, 2000.
10. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005.
11. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. — М.: Воениздат, 1989.