Введение. Совершенствование системы социального обеспечения военного строительства, повышение социального статуса военнослужащих определены руководящими документами в качестве важнейших направлений военной реформы. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300, в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере все большую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому, подчеркнуто в Концепции, одной из первоочередных задач в обеспечении национальной безопасности российского государства является осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих.
Реализация этих мер сопряжена сегодня с большими трудностями. Это обусловлено тем, что еще нигде в мире меры по выходу из кризиса не обходились без свертывания социальных программ, без снижения уровня социального обеспечения граждан. Жизнь, практика свидетельствуют, что факторы и обстоятельства, порождаемые более широкой социальной средой, всегда в той или иной степени, в той или иной форме проявляются в жизнедеятельности составляющих ее элементов. Армия, как неотъемлемая составная часть общественного организма, неизбежно переживает те же процессы, те же потрясения, что и общество в целом; более того, в силу специфики военной организации эти потрясения проявляются в армии особенно остро, воспринимаются людьми особенно болезненно.
Недостаточная ориентация государственных социально-экономических программ на Вооруженные Силы, их финансовая необеспеченность поставили российских военнослужащих на одну грань со многими социально незащищенными слоями населения России. Согласно данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей около 30,8 процента семей военнослужащих по уровню доходов находятся ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации3.
Учитывая реалии прошлого и настоящего, можно утверждать, что добросовестная, с полной отдачей военная служба человека в значительной степени обусловливается его материально-бытовыми условиями, уровнем социальной защищенности. Следовательно, деятельность по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих является необходимым и существенным фактором качественного решения задач боевой готовности, повышения боеспособности войск в условиях военной реформы.
Термин «военно-социальная работа», введенный в научный оборот сравнительно недавно, в настоящее время широко используется в теории и практике военного строительства в качестве понятия, обозначающего относительно самостоятельное направление деятельности государственных органов, органов военного управления и должностных лиц, общественных объединений по обеспечению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Об институционализации военно-социальной работы в качестве самостоятельного социального института свидетельствует и тот факт, что она в последние годы стала предметом ряда диссертационных исследований в области философской, исторической, социологической и юридической наук.
Определение и основные задачи военно-социальной работы.Военно-социальная работа - система правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, проводимых с целью гарантированного обеспечения материально-бытовых условий и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.
Военно-социальная работа в армии и Военно-морском флоте - это деятельность командиров и начальников всех степеней по обеспечению социальных прав военнослужащих, членов их семей или компенсации определенного социального, физического или психического ущерба, которые мешают военнослужащим и членам их семей пользоваться своими правами
Ее главная цель - создание нормальных социальных условий, в которых военнослужащие, гражданский персонал могли бы эффективно решать возложенные на них обязанности.
Основными функциями военно-социальной работы являются:
1) организационно-практическая;
2) деятельностно-обеспечивающая;
3) защитная;
4)консультативная;
5) координационно-методическая.
Основные задачи военно-социальной работы:
1. Обеспечение социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.
2. Выработка предложений и рекомендаций в проекты федеральных законов в интересах решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей.
3. Оказание консультативной помощи командирам, штабам, органам воспитательной работы по социальным проблемам.
4. Проведение координационно-методической деятельности в воинских коллективах по социальным проблемам.
5. Исследование состояния социальной защищенности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.
6. Взаимодействие с государственными органами и общественными организациями по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил.
Объекты военно-социальной работы:
1) офицеры и мичманы (прапорщики);
2) военнослужащие контрактной службы;
3) военнослужащие по призыву;
4) семьи военнослужащих;
5) гражданский персонал;
6) ветераны войн, Вооруженных Сил;
7) льготные категории (афганцы, чернобыльцы, участники контртеррористических операций в Чечне, ветераны подразделений особого риска и др.).
Субъекты военно-социальной работы:
1) командиры, штабы;
2) органы военного управления;
3) социальные структуры Вооруженных Сил;
4) общественные организации (офицерские собрания, женские советы);
5) профсоюзные организации;
6) органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления;
7) правоохранительные органы.
Механизм работы по социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала, включает три вида деятельности:
1. Базисная деятельность (совершенствование законов, других нормативных актов в части, касающейся социальной защиты вышеуказанных категорий граждан).
2. Организаторская деятельность (совершенствование работы командиров, должностных лиц органов военного управления, работников социальных структур, общественных организаций).
3. Практическая деятельность (совершенствование методов военно-социальной работы - изучение, анализ, обобщение, прогнозирование, планирование, оказание помощи, выработка предложений и т. д.).
К формам проведения военно-социальной работы относятся:
- нормотворческая деятельность по улучшению социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
- социологические исследования с целью выявления положения дел по вопросам социальной защиты военнослужащих;
- выработка предложений по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала;
- индивидуальная работа;
- собрания военнослужащих, профсоюзных организаций, семей военнослужащих;
- работа общественных приемных;
- приемы по личным вопросам;
-ответы на обращения и жалобы военнослужащих и членов их семей, ветеранов военной службы, гражданского персонала по социальным вопросам.
Эффективность военно-социальной работы во многом зависит от правильной ее организации.
Организация военно-социальной работы включает:
- изучение и анализ социального положения, социальных проблем, уровня социальной защищенности военнослужащих;
- прогнозирование работы по обеспечению социальной защиты военнослужащих, определение и постановку первоочередных и перспективных целей и задач воспитательного воздействия;
- определение того, какие воздействия на объект военно-социальной работы могут привести к положительным, а какие к отрицательным результатам;
- планирование военно-социальной работы как составной части общей системы морально-психологического обеспечения деятельности войск, определение приемов и способов, содержание этой работы, последовательность проведения мероприятий;
- непосредственную организацию военно-социальной работы (подбор, расстановка и обучение исполнителей, доведение до них целей и задач военно-социальной работы, координация их воздействия на воинские коллективы и отдельных лиц);
- контроль и корректировку воздействий на военнослужащих и группы лиц в ходе осуществления мероприятий военно-социальной работы;
- анализ и обобщение хода и результатов военно-социальной работы, формирование и реализацию предложений по ее совершенствованию, изучение и распространение передового опыта этой деятельности.
В целях получения постоянной информации о социальной ситуации в войсках (силах) осуществляется ежегодный мониторинг, порядок которого установлен инструкцией, утвержденной директивой министра обороны Российской Федерации.
Мониторинг представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за состоянием социальной защищенности указанных категорий граждан и проводится в целях предупреждения негативных тенденций, прогнозирования социальных последствий принимаемых решений и выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.
Обязанности военно-социального работника. Новым явлением в военном строительстве современной России стало введение в Вооруженных Силах института социальной работы, которое привело к появлению новой профессии военно-социального работника. В 1995 г. в органах воспитательной работы были созданы структуры, непосредственно ориентированные на организацию и ведение социальной работы среди военнослужащих. Ведущая роль в подготовке военно-социальных работников принадлежит кафедре военно-социальной работы и морально-психологического обеспечения Военного университета. [50]
В армии роль военно-социального работника выполняет офицер по социальной работе и профилактике правонарушений (из приказа Министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г.). [31,стр.19]. Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга) отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле). Он подчиняется заместителю командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе.
Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга):
- изучает социальные процессы среди военнослужащих и гражданского персонала полка (корабля), вырабатывает и участвует в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений;
- обязан знать нужды, запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, информировать о них командира полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимать меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем;
- отвечает и лично проводит работу по разъяснению приказов и директив Министерства обороны Российской Федерации по социальным вопросам;
- организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, действующим в полку (на корабле) в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально - бытовых проблем;
- обязан знать состояние воинской дисциплины в полку (на корабле), вырабатывать предложения командиру по ее укреплению, оказывать помощь командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий по предупреждению правонарушений;
- участвует совместно с помощником командира полка (корабля) по правовой работе в правовом воспитании личного состава, формирования у него дисциплинированности и послушания, укрепления единоначалия;
- совместно со штабом полка (корабля), командирами подразделений анализирует и несет ответственность за обобщение и внедрение передового опыта работы по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;
- участвует в обучении должностных лиц полка (корабля), командиров подразделений практике и методике индивидуально-воспитательной работы с личным составом, укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
Военно-социальный работник должен знать:
- законодательные и иные нормативные акты по социальной работе с военнослужащими, членами их семей, гражданским персоналом;
- организацию анализа и разработки военно-социальных программ;
- вопросы обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей;
- проблемы социального обеспечения воинского труда и быта;
- работу общественных организаций и институтов по социальным проблемам;
- психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде воинских коллективов и членов семей военнослужащих, гражданского персонала;
- основы общей и семейной психологии;
- формы и методы военно-социальной работы, информирования личного состава;
- нормы семейного, трудового, жилищного законодательства;
- основы уголовного и гражданского права;
- основы уголовного и гражданского процессуального права;
- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы в воинских коллективах.
Военно-социальный работник должен уметь (в области социальной работы):
- компетентно работать с документами, регламентирующими жизнедеятельность воинского коллектива;
- поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, трудовыми коллективами, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей;
- информировать военнослужащих о практике применения нормативных документов в повседневной жизни;
- осуществлять постоянное изучение запросов и настроений личного состава, участвовать в разрешении просьб, жалоб и заявлений военнослужащих;
- заботиться о соблюдении принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала при организации их труда и быта;
- осуществлять социальные мероприятия по улучшению морального и материального стимулирования различных категорий военнослужащих, гражданского персонала;
- постоянно заботиться о социально-бытовом, торговом и медицинском обеспечении военнослужащих и членов их семей;
- поддерживать связь с местными органами государственной власти и управления, общественными организациями, совместно с ними решать вопросы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
Нормативная база правовой и социальной защиты военнослужащих. Конституция РФ определяет правовую основу военно-социальной работы. Статья 7 Конституции РФ содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.
Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.
Важным моментом в законотворческой практике нашего государства стало законодательное определение статуса военнослужащих. Это понятие включает в себя совокупность определенных законодательством прав, свобод и обязанностей граждан, находящихся на военной службе, а также уволенных в запас. Составной частью этого законодательного пакета являются льготы компенсирующие военнослужащим ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы. Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации.
Создана система судебной защиты прав военнослужащих. До принятия Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решении, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. и последовавших затем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993г. военнослужащие являлись наименее защищенной в правовом отношении категорией граждан. Они могли подавать жалобы на действия воинских должностных лиц, ущемляющих их права, только по команде в порядке подчиненности. Устранение такого положения существенно расширило возможности правовой защиты военнослужащих.
Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.
Военно-социальная работа - средство социальной и правовой защиты.
Обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Закон также определяет, что в реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членам их семей могут также содействовать общественные объединения. Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: «Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)».
В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Го-сударственной Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.
Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.
В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны. При Президенте Российской Федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека, Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.
В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, организует обеспечение Вооруженных Сил материальными средствами и услугами по их запросам, руководит деятельно-стью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов.
Важное место в системе органов исполнительной власти, за-нимающихся решением проблем социальной защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Значительную роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения - советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают социальную защиту военнослужащих, ветеранов и инвалидов военной службы, а также членов их семей. Налаживание конструктивного сотрудничества с этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к числу важнейших задач военно-социальной работы.
Непосредственно в рамках Вооруженных Сил военно-социальная работа организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об обороне» Министерство обороны заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и флота, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
С помощью правовых средств министр обороны через Генеральный штаб, своих заместителей, главнокомандующих видами ВС, начальников главных и центральных управлений обеспечивает строгое и точное выполнение в войсках (силах) законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а также собственных решений по социальной защите военнослужащих на основе выделяемых Министерству обороны материальных и денежных средств, и, прежде всего - из федерального бюджета.
Социальная и правовая защита подчиненных - важнейшая забота командира. Определяющую роль в организации и проведении военно-социальной работы непосредственно в войсковых частях и подразделениях играют соответствующие командиры (начальники).
Основные направления деятельности командиров (начальников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных заключаются в организации правовой подготовки личного состава: обеспечении сбережения и правильного использования финансовых и других материальных средств, их рачительного расходования в интересах социальной защиты военнослужащих; организации работы по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите.
Юридические полномочия командиров и начальников в области военно-социальной работы широки и многообразны. Являясь единоначальниками, они несут личную ответственность за все стороны жизни вверенных им частей и подразделений, за материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.
Главенствующая роль в организации военно-социальной работы непосредственно в войсках принадлежит командиру полка. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и другой порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии со статьей 91 Устава внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи.
Не менее важное место в обеспечении социальной защиты подчиненных занимают издаваемые командиром части ежедневные приказы по строевой части. Этими приказами реализуются многие права и льготы военнослужащих: предоставление отпусков, производство дополнительных денежных выплат, направление на учебу, на лечение и т. п. Обязанности по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих возлагаются и на других должностных лиц. Например, начальник штаба полка согласно уставным обязанностям составляет график отпусков военнослужащих полка и контролирует его выполнение. Он обязан постоянно знать наличие людей, наличие и состояние материальных средств, повседневно руководить их учетом в полку; организовывать и не реже двух раз в год проводить проверку наличия материальных средств, а так же их хранения непосредственно в подразделениях. Согласно статье 97 Устава внутренней службы ВС РФ заместитель командира полка по воспитательной работе отвечает за действенность работы по социально-правой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. В целях решения социальных проблем личного состава зам. командира по воспитательной работе обязан поддерживать связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями.
Широкий круг обязанностей по реализации социально экономических прав военнослужащих возлагается на заместителя командира полка по тылу, который отвечает за торгово-бытовое обеспечение личного состава и состояние казарменно-жилищного фонда. Он обязан организовывать своевременное обеспечение материальными средствами и доброкачественным питанием личный состав, доведение положенных норм материальных средств до каждого военнослужащего; правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий; банно-прачечное обслуживание подразделений полка. В его обязанности также входит постоянная забота о внешнем виде личного состава, своевременной выдаче обмундирования его подгонке и ремонте. На командира роты возлагается обязанность своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием заботиться о быте своих подчиненных и вникать в их нужды, следить за соблюдением ими правил личной гигиены. Командир взвода согласно уставу обязан заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды. За упущения в исполнении этих обязанностей предусмотрена юридическая ответственность. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ подчеркнуто, что командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав и законных интересов военнослужащих, несут установленную законом ответственность.
Важнейшим средством обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих является осуществление их правового воспитания, совершенствование правовой подготовки. С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовой подготовке как командиров и начальников, так и подчиненных коренятся причины многих социальных проблем военнослужащих. Командир (начальник), какую бы должность он ни занимал, должен выступать профессиональным исполнителем законодательства о социальной защите военнослужащих, специалистом, знающим приемы и правила реализации законных прав подчиненных, обладать соответствующими навыками исполнения нормативных актов по этим вопросам. В свое время генерал М.И. Драгомиров требовал от офицеров: «...Будьте сами рабом закона, и ваш подчиненный станет таким же». Сегодня этот принцип актуален, как и прежде.
На практике правовое воспитание осуществляется, с одной стороны, путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а с другой - практическим воздействием на сознание и чувства людей при организации службы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов. Основными средствами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование, а также поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.
Не менее важным направлением деятельности командиров (начальников) по обеспечению социальной и правовой защиты подчиненного личного состава является работа по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений военнослужащих. Эта работа регулируется в настоящее время главой 5 Дисциплинарного устава ВС РФ, а также Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приеме посетителей в воинских частях и учреждениях, утвержденной приказом министра обороны.
Указанными нормативными актами запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир подлежит привлечению к ответственности в соответствии с законодательством. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Законодательство определяет командиру трехдневный срок на рассмотрение предложения (заявления, жалобы). Если жалоба будет признана обоснованной, командир обязан немедленно принять меры по ее удовлетворению, а также по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан.
Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству. Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в жалобе, доводится до сведения военнослужащего, подавшего жалобу, со ссылкой на нормативный акт и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.
Установлены следующие сроки принятия решений по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих: в воинских частях - не позднее 7 дней со дня поступления; в управлениях округов, флотов и в Министерстве обороны - в срок до 15 дней со дня их поступления. В случае если для разрешения жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения жалобы могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему жалобу.
При рассмотрении жалобы, не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в ее рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что социальная и правовая защита граждан является ключевой функцией социального государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации. Острота социальной ситуации в стране, в Вооруженных Силах РФ требует от органов военного управления, воинских должностных лиц принятия конкретных мер по смягчению и предотвращению негативного влияния неблагоприятных социальных факторов на социально-правовой статус военнослужащих. Осуществление социальной и правовой защиты вооруженных защитников Отечества - необходимое и существенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск, важнейший фактор воспитания личного состава.
Заключение. Опыт военных реформ в нашей стране, других государствах свидетельствует, что государственная идеология военной реформы должна исходить из того, что жизнь военнослужащих – государственная ценность, их личные свободы – неприкосновенны, а неизбежные ограничения прав и свобод и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы. Обеспечение социальной защиты военнослужащих – такая же необходимость военной политики, как совершенствование вооружения и военной техники, обеспечение войск материальными ресурсами, развитие военной науки.
Важнейшей особенностью сегодняшнего этапа военного строительства является перенесение центра тяжести с нормотворческой на организационную, правоисполнительную работу. Становление и развитие теории и практики военно-социальной работы, вооружение военных кадров знаниями и навыками в этой новой для наших Вооруженных Сил сфере деятельности призвано помочь стабилизации социальной ситуации в военной организации общества, оказать благотворное влияние на социальное самочувствие военнослужащих.
Поскольку большая часть военных социальных работников не имеет пока базового социального образования, нетрудно предположить, что у многих из них существует большая потребность в приобретении знаний, столь необходимых для выполнения задач по реализации и защите социальных прав военнослужащих и их семей.
Список использованных источников.
1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.1. – М., 1981.
2. Анисимов В.И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности жизнедеятельности военных кадров. Дис.... канд. филос. наук. – М.: ВПА, 1991.
3. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Петров В.Д. Воинская дисциплина в Вооруженных силах России (ХVIII – ХХ вв.). – М.: ВУ, 2000.
4. Бирюков Ю.М. Законодательная техника и систематизация советского военного законодательства. – М., 1968.
5. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992.
6. Васильева Т.А. Средства защиты прав человека в странах Запада // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. – М., 1994.
7. Кибакин М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск и ее обеспечение в современных условиях. (Социологический анализ). Дис.... канд. социол. наук. – М., 1995.
8. Кислицын М.К. Социальные проблемы с позиций закона // Ориентир. – 2001. – № 9.
9. Коврижкина Е.В. Военно-социальная работа на этапе строительства и реформирования Вооруженных Сил России. Дис. … канд. филос. наук. – М.: ВУ, 1998.