Введение. Одной из важных задач, стоящих перед органами военного управления, является обучение и воспитание военнослужащих, то есть их профессиональная подготовка к выполнению своего воинского долга по защите Родины. Чтобы реализовать эту задачу, командиру воинской части (подразделения) необходимо качественно организовать военно-педагогический процесс, опираясь при этом на теоретические основы и практический опыт.
Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по обучению, воспитанию военнослужащих, подразделений и воинской части в целом, подготовке их к умелым и мужественным действиям по предназначению. В условиях мирного времени это обеспечение боевой готовности воинской части, подразделений, в боевой обстановке - подготовка и ведение боевых действий, выполнение поставленных задач.
Военно-педагогический процесс представляет сложное социальное явление, включающее в себя воинское обучение и воспитание, которые выступают в неразрывной связи друг с другом.
Под воинским обучением понимается организованный и целенаправленный процесс передачи воинам военных знаний, навыков и умений, необходимых для практической деятельности, а также подготовки и сглаживания воинских коллективов (подразделений, частей, соединений) для ведения боевых действий (выполнения боевых задач).
Сущность военно-педагогического процесса заключается в целенаправленной организаторской и учебно-воспитательной деятельности командиров и штабов по подготовке военных специалистов, подразделений и частей к успешному ведению боевых действий (выполнению боевых задач) в условиях современной войны. Воинская направленность, специфические условия труда и быта воинов решающим образом влияют на содержание, методику проведения военно-педагогического процесса, определяют его характерные особенности. Актуальность данной темы заключается в том, что существенной особенностью военно-педагогического процесса является то, что он осуществляется в неразрывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и носит ярко выраженный практический характер. Получаемые военнослужащими знания, навыки и умения в процессе обучения сразу же применяются при несении боевого дежурства, выполнении регламентированных работ, боевых задач и т. д. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений воинов, а с другой - способствует закреплению и поддержанию боевой и мобилизационной готовности.
Сущность, содержание и задачи военно-педагогического процесса. Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.
Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.
По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.
Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.
Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).
Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:
- задачи военно-педагогического процесса;
- содержательная структура;
- организационная структура;
- субъекты и объекты данного процесса.
Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:
1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
5) осуществление боевых расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.
Содержательную структуру военно-педагогического процесса представляют его составные части (функции):
- воспитание;
- обучение;
- развитие;
- психологическая подготовка;
- самовоспитание;
- саморазвитие.
Организационно военно-педагогический процесс включает:
- различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
- педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности; педагогический воспитание военнослужащий
- воспитательную, культурную и спортивно-массовую работу.
Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.
Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.
В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.
Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект - субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса. Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам необходимо изучать каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.
Формы и методы проведения занятий, использование технических средств обучения и воспитания. Формы обучения - это организационная сторона учебного процесса, отражающая условия, в которых он осуществляется.
Формы обучения определяют состав и группы обучающихся, структуру занятия (учения), место и продолжительность его проведения, специфику деятельности обучающих. Они отражают организационную сторону процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности офицеров (педагогов) и обучаемых военнослужащих, осуществляемой в установленном порядке и в определенном режиме.
Формы обучения подразделяются на общие и специфические.
Общие формы обучения классифицируются:
-по направленности подготовки личного состава - на теоретические и практические;
-по организации обучающихся - на коллективные, групповые, индивидуальные;
-по месту проведения занятия - на классные и полевые;
-по месту в учебном процессе - на учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные.
Специфическая форма обучения может применяться во время боевых стрельб, пусков ракет, ведения разведки, проведения имитации.
В военной педагогике сложилась следующая классификация форм обучения военнослужащих:
-учебно-плановые;
-служебно-плановые;
-внеслужебные;
-специфические и др.
Учебно-плановые формы обучения включают теоретические и практические занятия, боевые стрельбы, командно-штабные учения и др. Это основа в боевой и общественно-государственной подготовке личного состава части (корабля).
Служебно-плановые формы обучения представляют собой парковые и регламентные дни в части (на корабле).
К внеслужебным формам обучения обычно относят различные школы воинского опыта, военные кружки, состязания, конкурсы и др.
Специфические формы обучения включают конкретные занятия, характерные для каждого вида Вооруженных Сил ПМР, например в авиации - различные виды наземных тренировок.
Практика показывает, что единичная форма обучения (вид занятия) решает частные учебные задачи, и только объединение их в дидактические циклы занятий позволяет достигать цели профессионального становления военнослужащих в части (на корабле).
Учебная материально-техническая база создается и совершенствуется применительно к потребностям боевой подготовки войск (сил), специфики их применения в бою (операции) в соответствии с требованиями приказов министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск и специальных войск. Она должна обеспечивать качественное выполнение задач боевой подготовки по всем предметам обучения, достижение высокого уровня полевой (воздушной, морской) выучки войск (сил) и физической подготовки личного состава, проведение слаживания органов управления.
Специализированные учебные классы предназначены для проведения занятий по отдельным (специальным) предметам обучения (дисциплинам). Многопрофильные же - для занятий по любому предмету обучения со специализацией практической подготовки по какому-либо одному из них. В своей основе многопрофильные классы должны иметь специализацию по специальной подготовке.
Переносная учебная материально-техническая база служит теоретическим и практическим занятиям, отработке нормативов и проведению тренировок по предметам обучения с личным составом подразделений. Ее состав, количество, комплектность определяются решением командующего (командира) исходя из специфики боевой подготовки подразделений и их боевого предназначения. Она создается в каждом подразделении, равном роте (отдельному взводу).
В воинских частях (подразделениях) сокращенного состава формируются комплекты переносной учебной материально-технической базы на штатные подразделения. Для проведения занятий в ходе боевого слаживания в них закладываются планы-конспекты, необходимая учебная и методическая литература. Для проведения занятий по боевой подготовке в этих подразделениях могут создаваться комплекты переносной учебной материально-технической базы на батальон (дивизион) или же использоваться комплект одной из рот.
Порядок изготовления, содержание и комплектность переносной учебной материально-технической базы определяет командир воинской части (подразделения). Она создается силами подразделений в рамках изобретательской и рационализаторской работы с использованием учебного имущества, приборов и приспособлений, поставляемых промышленностью в соответствии с нормами снабжения, определенными в приказах министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами войск и специальных войск.
Техническое оснащение учебной материально-технической базы включает:
-установленные на учебных объектах и привлекаемые на занятия (учения) вооружение и военную технику учебной, учебно-боевой, боевой, учебно-строевой, строевой и транспортной групп эксплуатации;
-учебные образцы вооружения и военной техники;
-учебные боеприпасы, макеты и действующие стенды; учебно-тренировочные средства и тренажеры;
-учебное имущество и вспомогательные средства обучения, полигонное оборудование и оборудование, предназначенное для электрификации и автоматизации учебных полей (объектов) и классов;
-учебную и методическую литературу и др.
Основу технического оснащения учебной материально-технической базы образуют учебно-тренировочные средства, которые представляют собой системы (комплекты) приборов, узлов, агрегатов и приспособлений, максимально имитирующих устройство и работу наиболее важных отделений, узлов и частей образцов вооружения и военной техники. Они предназначены для формирования у обучаемых знаний, умений и выработки твердых навыков в действиях на технике и при вооружении, необходимых для выполнения боевых задач на реальных образцах.
В настоящее время информационно-пропагандистская работа становится все более мощным фактором обеспечения боевой готовности войск, повышения морально-психологической устойчивости личного состава, испытанным средством формирования у военнослужащих государственно-патриотической позиции, чувства долга, профессионализма и неукоснительного следования лучшим традициям русской армии и флота.
Основными формами информационно-пропагандистской работы являются:
- общественно-государственная подготовка;
- плановое и оперативное информирование (военно-политическое, боевое, правовое, военно-техническое, медицинское и иное);
- единый день информирования;
- единый день правовых знаний;
- прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач, художественных, документальных и учебных кино- и видеофильмов, видео- и аудиоматериалов;
- собрания личного состава;
- прямое обращение командования к личному составу и другие.
Пропаганда – способ распространения важной общественно-государственной, военно-технической и правовой информации среди личного состава частей и подразделений с ярко выраженной функцией убеждения, отражающей интересы и потребности различных социальных групп, прежде всего самих военнослужащих.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о политической пропаганде различных партий и движений, запрещенной в Вооруженных Силах РФ статьей 24 Закона РФ «Об обороне», а о методе информационно-воспитательного воздействия командиров и начальников на личный состав. В этом смысле пропаганда способствует распространению среди различных категорий личного состава актуальных для выполнения обязанностей военной службы знаний и сведений.
Главные цели метода состоят в формировании у военнослужащих мировоззренческих и профессиональных знаний, системы взглядов и представлений, эмоциональных состояний, адекватно отражающих потребности выполнения воинского долга вооруженными защитниками Отечества.
Наиболее характерными средствами пропаганды являются:
- печать (книги, журналы, газеты);
- телевидение и радио;
- различные формы и методы устной пропаганды (лекции(лектории), доклады, речи, выступления, беседы, интервью и др.).
Пропаганда обычно предшествует агитации и часто рассматривается как элемент рекламы.
Агитация – способ целенаправленного информационного воздействия на сознание, настроение и активность личного состава путем формирования у него стремления и побуждения к определенным действиям или необходимому поведению.
Для агитации характерно широкое использование фактов, ярких и привлекательных образов, конкретных примеров и цифр. Она стимулирует, прежде всего, чувства и волевые устремления военнослужащих.
Агитация тесно связана с пропагандой и нередко выступает в качестве ее завершающего этапа. Она особенно эффективна тогда, когда ей предшествовала пропаганда определенных знаний, идей, норм, когда у военнослужащих уже сформировались представления и взгляды относительно тех или иных событий, актуальных проблем, стоящих задач.
Данный метод помогает влиять на эмоционально-волевую сферу психики личного состава, побуждать его к сознательному и активному выполнению воинского долга, мобилизовывать на решение конкретных учебных и боевых задач.
Реклама – специфический способ распространения социальной информации о тех или иных объектах и видах услуг с целью привлечения внимания общественности (популяризации) и формирования благоприятного отношения к ним, а так же повышения спроса и побуждения людей к определенного рода действиям и поведению.
Необходимо отличать рекламу как метод информационной работы, способный оказывать педагогическое влияние на военнослужащих, и рекламу как направление информационного обеспечения в Вооруженных Силах России.
Просвещение – способ распространения и популяризации среди личного состава специальных знаний и другой общественно-значимой информации с выраженной функцией разъяснения, развития общественного сознания и повышения культурно-образовательного уровня людей.
Например, одним из направлений социальной защиты военнослужащих является их юридическое просвещение с его разнообразными формами – правовыми лекториями, занятиями в системе ОГП военнослужащих, оборудованием уголков правовых знаний, проведением правового информирования личного состава и т.д.
Часто просвещение как метод информационно-воспитательной работы направлен на расширение кругозора в какой-либо новой сфере общественной жизни и затрагивает интересы больших групп военнослужащих. Так в связи с сокращением армии и флота активизировалась просветительная работа среди военнослужащих, подлежащих увольнению из ВС по вопросам их профессиональной переподготовки и трудоустройства в гражданском секторе.
Одним из наиболее часто употребляемых методов информационно-воспитательной работы, без которого не обходятся служебные и личные коммуникации военнослужащих является метод спора. Под ним понимается всякое столкновение мнений по какому-либо вопросу, предмету в форме разногласий или борьбы, в ходе которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Во-первых, начиная спор, четко уясните, что является предметом ваших разногласий с оппонентом, то есть то, на что направлена мысль, ее содержание. Предварительно необходимо пополнить знания о предмете спора. Не позволяйте оппоненту увести вас в сторону от основного вопроса. При этом занимайте определенную и твердую позицию.
Во-вторых, с самого начала договоритесь о смысле основных терминов, которые вы будете использовать в споре. Следите за тем, чтобы не подменялось их содержание, чтобы не возникало двусмысленности высказываний и употребляемых понятий. Кроме того, необходимо учитывать «иллюзию понятности», которая часто бывает причиной неправильного понимания семантики слов.
В-третьих, попытайтесь понять потребности и мотивы своего оппонента. Мысленно станьте на его точку зрения и с этой позиции представьте, как будут восприниматься ваши доводы, аргументы и факты. Это поможет вам выбрать наиболее правильную тактику в споре.
В-четвертых, выберите конкретный способ опровержения оппонента: критика доводов, опровержение главного тезиса, показ несостоятельности демонстрации. При этом следует помнить правило, согласно которого наиболее действенным способом опровержения является опровержение ложного тезиса фактами.
Пожалуй, одним из наиболее действенных способов информационно-воспитательного влияниям на военнослужащих является метод похвалы.
Похвала – это способ адресного выражения положительной оценочной информации о личности военнослужащего или воинском коллективе, направленный на моральное поощрение и стимулирование их деятельности.
Важно, чтобы похвала была:
- персональной;
- заслуженной;
- адекватной согласно достигнутым результатам;
- конкретной;
- своевременной.
Вызывая чувство воодушевления, удовлетворения и гордости у личного состава, похвала является сильным духовным стимулом в армейской и флотской службе.
Основными техническими средствами обучения (ТСО), используемыми при проведении занятий в составе учебных групп и подразделений, являются видеомагнитофоны (в комплекте с телевизором) и диапроекторы. На занятиях, проводимых в масштабе части, могут быть задействованы технические возможности гарнизонных Домов офицеров или солдатских клубов.
Подготовка к занятиям с применением ТСО носит плановый характер и осуществляется под руководством заместителя командира части по воспитательной работе и офицера по ОГП и информированию. Разработка и изготовление проектов используемых пособий (слайдов, кодопозитивов, видеоряда и др.), отбор диафильмов, аудио- и видеозаписей, а также подготовка предложений по их использованию возлагается на руководителей групп ОГП, которые определены выступающими с инструктивно-методическими лекциями по очередным темам учебного плана. Образцы подготовленных пособий и методика их применения обсуждаются и утверждаются в ходе ежемесячных инструктивно-методических занятий со всеми руководителями учебных групп.
Ведущим способом, часто применяемым на практике, является фрагментарный (по частям, эпизодам) метод демонстрации, который позволяет наряду с видеоматериалом использовать другие средства и способы представления наглядности (диапозитивы, плакаты, репродукции и т.д.). При условии соответствия содержания фильма изучаемой теме и высокого технического качества видео копии учебный видеофильм может демонстрироваться полностью (как правило, после лекции в часы для проведения воспитательной работы или в ходе плановых занятий, если на тему выделено не менее 4-х часов учебного времени).
Основные этапы военно-педагогического процесса. Целостный военно-педагогический процесс имеет циклический характер и может подразделяться на несколько этапов, представляющих последовательность решения задач этого процесса.
Основные этапы военно-педагогического процесса:
1) подготовительный — организация военно-педагогического процесса (целеполагание; диагностика; прогнозирование; проектирование; планирование);
2) основной — осуществление военно-педагогического процесса (педагогическое взаимодействие; обратная связь; диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности);
3) заключительный — анализ результатов военно-педагогического процесса (выявление возникающих отклонений; установление степени достижения целей, результатов и ошибок; анализ причин достижений и отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки).
На первом, подготовительном, этапе создаются необходимые условия для осуществления военно-педагогического процесса в заданном направлении и с заданными параметрами. При этом решаются следующие задачи:
1) целеполагание;
2) диагностика;
3) прогнозирование результатов процесса;
4) проектирование и планирование педагогического процесса.
Сущность целеполагания (обоснование и постановка целей) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель подготовки войск (сил) в конкретные педагогические задачи подготовки части, подразделения, военнослужащего, достижимые на заданном отрезке военно-педагогического процесса и в конкретных условиях. В военно-педагогическом процессе одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи:
- общая педагогическая задача подготовки, обучения и воспитания военнослужащих;
- этапная педагогическая задача (связанная с конкретным этапом процесса);
- постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи — это непременное условие ее продуктивного решения. Оно предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза.
Анализ исходных данных конкретной педагогической ситуации тесным образом связан с учетом в военно-педагогическом процессе множества фактов. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза.
Педагогическая диагностика (от греч. diagnôstikos — способность распознавать) — это распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса; оценка состояния педагогического процесса и (или) его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых он осуществляется.
Педагогическая диагностика в данном случае представляет собой познавательно-преобразующую деятельность по распознаванию и учету обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых особенностей участников военно-педагогического процесса и его компонентов в соединениях, частях, подразделениях Вооруженных Сил России, направленную на обеспечение эффективности данного процесса, достижение педагогических целей, личностное и профессиональное развитие военнослужащих, успешное решение задач по предназначению.
Целевую основу педагогической диагностики в структуре военно-педагогического процесса образуют профессионализм и личностное развитие военнослужащих на основе учета их психолого-педагогических особенностей.
Главные задачи педагогической диагностики — распознавание, анализ и оценка обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых психологических особенностей, личностного и профессионального развития военнослужащих на всех этапах военно-педагогического процесса.
Системообразующим фактором проведения и использования результатов педагогической диагностики выступает интеграция и координация усилий всех субъектов военно-педагогического процесса в комплексе мероприятий боевой подготовки, обучения, воспитания, психологической подготовки.
Мероприятия педагогической диагностики должны соответствовать как военно-профессиональной направленности подготовки личного состава, так и в целом современным тенденциям развития образования.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов военно-педагогического процесса. Сущность прогнозирования (приставка «про» указывает на опережение) заключается в том, что предварительно, еще до начала процесса, следует оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Прогнозирование по существу сводится к педагогическому целеполаганию.
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте процесса: группе, учащемся, коллективе, знаниях, отношениях, поведении и др.
Методы прогнозирования достаточно разнообразны: моделирование; выдвижение гипотезы; мысленный эксперимент и др.
Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в плане. План всегда «привязан» к конкретным составным частям процесса. В военно-педагогической практике применяются различные планы:
- план боевой подготовки;
- план воспитательной работы;
- план проведения отдельного занятия и др.
Все они имеют определенный срок действия. План — это документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
Основной этап осуществления военно-педагогического процесса можно рассматривать как относительно самостоятельный процесс, включающий важные взаимосвязанные элементы.
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. Так, например, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный контроль (диагностика, выявление сильных и слабых сторон процесса), призванный играть стимулирующую роль. Важны на данном этапе обратные связи — основа качественного управления военно-педагогическим процессом.
Завершается цикл военно-педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Военный педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа выполненных работ, бесед, опросов и др. изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявлять причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств.
В целом, с учетом рассмотренной общей характеристикой этапов военно-педагогического процесса, к их реализации следует подходить, принимая во внимание специфику каждого конкретного этапа.
Таким образом, военно-педагогический процесс — это система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, основная цель которой состоит во всесторонней подготовке военнослужащих и воинских коллективов к выполнению учебно-боевых задач в мирное и военное время.
Результатом функционирования военно-педагогического процесса как системы в целом будут:
- знания, навыки и умения военнослужащих, их высокие военно-профессиональные, морально-психологические, физические качества;
- боевая готовность подразделения, сплоченность воинских коллективов, здоровый нравственно-психологический климат в них.
Заключение. С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.
Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы военнослужащему самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Из этого можно сказать, что нужны новые методы и формы обучения, которые могли научить военнослужащих, курсантов ТЮИ и МО учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше.
Вышеприведенные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у военнослужащих, курсантов ТЮИ и МО. Они оказывают большое влияние на подготовку военнослужащих, курсантов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
Список использованных источников.
1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. С.241.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе (контекстный подход). М.: Высшая школа, 1990. С.282.
3. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986. С.316.
4. Военная педагогика. М.: ВПА, 1986. С.217.
5. Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь: Таврия, 1992. С.162.
6. Коротков Э.Н. Современные методы в учебном процессе академии. М.: ВПА, 1988. С.117.
7. Коротков Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ввузе. М.: ВПА, 1990. С.340.
8. Осмоловская И.М. Дидактика. М.: Академия, 2006. С.201.
9. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С.307.
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. С.196.
11. Педагогика: теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2006. С.258.
12. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Академия, 2004. С.39.