Введение. Вооруженные силы РФ имеют, как известно, разветвленную иерархическую структуру. Их членение на виды, рода, округа, другие стратегические и тактические единицы обусловлено потребностями управления, характером задач, особенностей вооружения, другими социально-экономическими и военными причинами.
В этой сложной организации особое место занимают небольшие группы военнослужащих, входящие в состав новых подразделений, штабных и других отделов и служб. Все они являются малыми социальными структурами и характеризуются тем, что составляющая их люди живут и действуют в непосредственных межличностных контактах, интенсивном групповом общении. Их деятельность носит совместных коллективный характер. Они взаимодействуют в боевой учебе, в быту, в карауле, в боевом дежурстве. Такого рода социальные общности принято называть коллективными. По мере своего становления они создают особую коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность воинов.
Актуальным в этой связи становится разработать для данных коллективов определенным методы их сплочения. Поэтому так же актуальной проблемой является проблема сплоченности воинского коллектива: методы её измерения, структура, формы и т.д.
Центральная для нашего исследования проблема групповой сплоченности является весьма жизненной: налицо и знания о необходимости сплочения, и незнание (не абсолютное, но значительное) путей, средств, методов социально-психологической интеграции воинских коллективов.
Цель нашего исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении сплоченности воинского коллектива как важнейшего по социальной значимости объективного показателя его социально-психологической интегрированности. Достижение этой цели предполагает решение двух основных задач:
1. экспериментальной
2. теоретической
Главная теоретическая задача – пометить контуры целостной системы интегративных процессов в воинском коллективе, рассмотреть его психологию Выявить функции, формы, особенности сплоченности в воинском коллективе.
Главная экспериментальная задача: разработать инструментарий и провести исследование по оценке сплоченности воинского коллектива.
Формулировка проблемы, определение целей и задач исследования предъявляет особые требования к выбору объекта исследования.
Объект нашего исследования: военный коллектив солдат срочной службы военной базы п.Шайковки.
Предмет исследования: мера групповой сплоченности исследуемого коллектива.
Структура работы будет следующая: работа состоит из трех глав: двух теоретических и одной практической; введения и заключения.
Во введении изложены цели, задачи, предмет, объект исследования и т.д.
В первой главе раскрывается социально-психологическая структура воинского коллектива, его психология, влияние на него командира подразделения
Во второй главе дается психологическая характеристика сплоченности в воинском коллективе: её формы, функции, мотивация. Так же во второй главе будет разработан подробный инструментарий оценки групповой сплоченности.
В третьей главе будет проведена социометрическая экспериментальная методика оценки сплоченности воинского коллектива п.Шойковки.
В заключении будут изложены основные выводы по работе.
Проблема групповой сплоченности является достаточно хорошо разработанной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественном психологии данную проблему разрабатывали Андреева Г.М., Бодалев А.А., наибольшее влияние данному вопросу посвятил Донцов А.И. «Проблемы групповой сплоченности». Из зарубежных исследователей можно назвать Г.Бройнинга, У.Мастенбруна.
Данное исследование не претендует на принципиальную новизну, однако проблема воинской сплоченности является весьма интересной и практически значимой для исследователя.
Социально-психологическая структура воинского коллектива. Коллектив подразделения и его психология. «Коллектив» – понятие латинского происхождения, означающего «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальность.
Коллективом принято называть малые группы, члены которых объединены духовным, психологическими связями, делового, служебного, межличностного содержания, которые общими усилиями обеспечивают получение социально ценностного результата своей деятельности. Хорошо выражают дух коллектива такие слова, как «товарищество», «воинское братство», «ротная семья».
Идея связи, как стержневая в понятии коллектива, не случайна. Именно взаимные связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизненность объединения, членами которого они становятся. В свою очередь, духовные связи между членами коллектива зависят от того, как они воспринимают себя, друг друга, как относятся к общей цели и деятельности.
Малые группы всегда играют исключительно важную роль в жизни людей, организаций и всего общества. Они не только объединяют и тем самым умножают человеческие силы в интересах определенной деятельности. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, для достижения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и военно-профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Следует подчеркнуть, что коллектив выступает главным фактором в развитии исключительно важной макрохарактеристики человека, утверждения его как личности.
Существует два основных подхода к психологическому изучению коллектива. Согласно первому из них коллектив представляется как социальное (надиндивидуальное, надличностное) образование, нечто самостоятельное, не сводимое к совокупности составляющих его членов: юридическое лицо, субъект конкретной деятельности или всего труда. Этот подход может быть назван «антропоморфным», потому что коллектив рассматривается как целостный социальный субъект, жизнь и деятельность которого воспроизводит активность каждого своего члена и за счет ее сам существует.
С позиции второго подхода коллектив воспринимается как социально-психологическая среда жизни и деятельности человека, среда, которую люди создают друг для друга. Сторонники этого подхода предпочитают говорить не о группах и коллективах, а о «личности в группе». Эта концепция выражает личностно-ориентированную точку зрения на коллектив.
Обе позиции не свободны от крайностей как теоретического, так и практического порядка. Первая позиция может вести к недооценке личности, абсолютизации «единства», что опасно нивелированием человеческой индивидуальности, стремлением добиться того, чтобы все воины не только действовали, но и были «как один», на одно лицо. Между тем известно, что именно в коллективе происходит необходимая для полноценного развития и естественная для человека личностная дифференциация. По мере формирования коллектива за воинами закрепляются определенные социально-психологические роли, объединяющие в себе потребности коллектива и личности.
Каждый человек вносит в совместную жизнь и службу свои взгляды на актуальные проблемы, предлагает способы их решения. Он предоставляет в распоряжение коллектива свои способности и обращается за помощью в связи со своими собственными трудностями. Всё это — и взгляды, и предполагаемые решения, и способности, и трудности — очень индивидуально. Поэтому единство, без которого нет ни коллектива, ни группы, достигается не путем выравнивания военнослужащих, а на основе согласования различий, поиска психологической совместимости, максимального учета и поощрения межличностных симпатий, привязанностей и накопленного опыта совместной деятельности, сотрудничества. Там, где прямолинейно и грубо проводятся в жизнь «единые требования», там не может идти речь о коллективе, потому что подавляется его основная «составляющая» — уникальная сугубо индивидуальная человеческая феноменальность, уничтожается необходимое для коллектива межличностное разнообразие.
Военнослужащие, входящие в состав отделения, расчета, экипажа, взвода, роты и т.д., связываются друг с другом прежде всего функционально на основе выполнения единой военно-профессиональной деятельности. Причем разделение их действий на индивидуальные функции (обязанности) осуществляется так, чтобы был обеспечен единый контекст воинского труда, чтобы воины были «тщательно прилажены» друг к другу, а в конечном итоге чтобы все это дало возможность эффективно выполнить общую задачу и получить единый групповой результат. Служебно-деловые связи соединяют воинов как исполнителей определенных функций, каждая из которых, будучи усвоенной, становится стержнем военной специальности, должности, той или иной роли при выполнении отдельной задачи. 1
Служебно-функциональные роли воинов и связи между ними образуют военно-профессиональную, деятельностную структуру подразделения. На ее базе и дополнительно к ней формируются другие звенья общей социально-психологической структуры, предназначение которых состоит в скреплении, связывании воинов в единое целое, именуемое воинским коллективом, который выступает целостным субъектом воинского труда. В его рамках достигается обеспечение индивидуальных потребностей конкретного военнослужащего в разнообразном по содержанию и формам общении и отношениях: дружбе, признании, уважении, самоутверждении. Можно также сказать, что эти — непосредственно не деятельностные, как бы дополнительные — компоненты социально-психологической структуры ориентированы на поддержание и обогащение жизни коллектива, повышение его устойчивости и способности к развитию. Благодаря им достигается определенная независимость коллектива от содержания военно-профессиональной деятельности, его готовность переориентироваться на новые задачи. Если военно-профессиональные роли и персонифицированные связи между ними, представленные в виде отношений управления, координации, взаимодействия, выступают в качестве профессионально-деятельностного каркаса психологической структуры коллектива, то личностные роли и межличностные связи между воинами являются жизненным, эмоционально-волевым «наполнением» этого каркаса. Следовательно, структура воинского коллектива имеет два взаимосвязанных, дополняющих друг друга, но разных психологических комплекса. Один из них ориентирован на деятельность коллектива, решаемые им задачи, второй — на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Оба они необходимы, отсутствие или слабость одного отрицательно сказывается на другом и на коллективе в целом. Скажем, неразвитость деятельностного комплекса психологической структуры лишает подразделение пригодности к дружным, слаженным действиям. В то же время вносится разлад в дружеские и товарищеские отношения, ослабляется нравственно-эмоциональная целостность коллектива, его психологическая устойчивость. Дефицит личностного фактора во взаимоотношениях воинов (слабость второго комплекса психологической структуры коллектива) отчуждает их от подразделения, оно не рассматривается как боевая семья, товарищеская среда, и поэтому ослабевает мотивация совместной службы и деятельности.
Если выделить основные социально-психологические признаки сформированности воинского коллектива, то, используя их в качестве критериев и показателей, можно определить уровень его развития. В качестве основных социально-психологических признаков воинского коллектива примем следующие: общая военно-профессиональная деятельность; соответствие деятельности социально значимым целям и задачам военной службы; опосредование межличностных отношений целями, ценностями и содержанием воинского труда; единство и сплоченность воинов; наличие определенной организационной формы объединения военнослужащих; согласованность и учет основных интересов всех членов воинского коллектива; устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной контактности и ответственности, самоуправляемости, а также признании не только социально значимых приоритетов, но и индивидуальных потребностей каждого члена воинского коллектива.
По данным признакам можно судить об уровне развития воинского коллектива. Воинский коллектив высокого уровня развития отличается от других присутствием вполне определенных характеристик. Он характеризуется прежде всего стабильностью, т.е. боевой и социально-психологической устойчивостью, которая обусловливается сплоченностью личного состава. А сплоченность в свою очередь является следствием приверженности воинов к одним и тем же нравственным ценностям (патриотизм, воинский долг, дисциплина), деловому (служебному) единству, или слаженности, и личной дружбе.
Второй характеристикой воинского коллектива высокого уровня развития можно назвать социально-ценностную ориентацию интересов, целей и всего уклада жизнедеятельности. Другими словами — это его здоровое морально-психологическое состояние. Только при наличии этих двух признаков та или иная совокупность людей может быть отнесена к коллективу. Внутренняя целостность, интегрированность — обязательное, но недостаточное условие коллективности, потому что остается под вопросом содержание и направленность внешних связей, отношение группы к общественным ценностям, ее ориентация на цели и задачи общества, государства. Вооруженных Сил.
В качестве важной характеристики воинского коллектива выступает его способность гармонизировать интересы, ценности и потребности конкретного военнослужащего с общими социальными целями и задачами военной службы. Сформированность такой характеристики коллектива дает фундаментальное основание для его мотивированного сплочения и активного участия в данной работе каждого военнослужащего. Принадлежность воина к коллективу, который кровно заинтересован в наилучшем удовлетворении потребностей своих членов, активизирует их участие в решении всех задач, стоящих перед данным коллективом.
Существование коллектива, его повседневная деятельность и быт, а также развитие, рост предполагают наличие совместной психической активности воинов. Это коллективная мыслительная работа, обмен впечатлениями и переживаниями, совместное волевое напряжение для преодоления трудностей и т.д. Эту групповую психическую активность, а также ее духовные результаты обычно называют коллективной психологией.
Некоторые результаты, прежде всего, совместной умственной работы — общие взгляды и позиции воинов по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования -называют общественным мнением коллектива. Иногда в этом случае говорят об общественной (коллективной) мысли, коллективном разуме. Другим духовным результатом совместной психической активности и всей деятельности является система внутриколлективных взаимоотношений. К психологии коллектива относятся также его традиции (устоявшиеся способы коллективного решения определенных проблем, имеющих циклический характер и связанных с поддержанием коллектива на достигнутом уровне развития).
Коллективная психология характеризуется известными качествами и всегда определенным состоянием, которое принято называть настроением коллектива. Настроение - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности личного состава к тем или иным действиям, уровень его энтузиазма, энергии. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы, и тогда оно становится доминирующим фактором поведения, которое плохо поддается рациональному воздействию, убеждению. Возможно возникновение паники, которой предшествуют и сопутствуют дезорганизация коллективной психологии, ослабление и утрата ее регулярной роли. Иногда случается превращение более или менее организованных групп в толпы растерянных людей, которые теряют управление, в результате чего действуют агрессивно и разрушительно или легко поддаются панике.
Люди, собравшись по каким-то причинам вместе, сосредоточившись пространственно, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом социальной ситуации. Собрание людей предполагает их взаимодействие, или общение. В коллективе вся внутренняя жизнь и совместная деятельность строится на основе развитого межличностного и общегруппового общения.
Под общением понимают обмен между воинами информацией, а вместе с ней и на ее базе — чувствами и воздействиями друг на друга. Все это делается в целях познания (в том числе обучения), изменения эмоционального состояния партнеров, подготовки и осуществления совместного действия, а также упрочения взаимоотношений того или иного типа. Как видно из приведенного определения, общение — это явление огромного общесоциального и индивидуально-группового значения. Оно — как кровообращение или обмен веществ в живом организме, с тем, однако, отличием, что имеет информационную, а не вещественную природу. Благодаря общению человек развивается духовно и физически, сплачиваются и эффективно действуют группы, создаются и передаются от поколения к поколению материальные и духовные ценности. На почве общения строится вся общественная жизнь, политическая и экономическая деятельность, военное дело Это возможно только в сплоченном коллективе. Говоря о сплоченности в воинских коллективах, мы исходим прежде всего из специфического характера их деятельности.
Под сплоченностью воинского коллектива (личного состава подразделения) понимается единство мнений, представлении, оценок, позиции и отношений военнослужащих к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающим жизнь подразделения или отдельных воинов, которые во взаимосвязи реализуются на практике, обеспечивая боевую слаженность, высокое морально-психологическое состояние, организованность и воинскую дисциплину. Сплоченность воинского коллектива выступает одновременно показателем и результатом достижения конкретного уровня развития групповой психологии.
Психологическую основу сплочения воинов составляют уставные взаимоотношения между ними. Они складываются в процессе совместной службы и повседневной жизни. Общность социально-психологических черт, учитываемая командирами (начальниками), является благоприятной предпосылкой для сближения военнослужащих. При этом важно видеть, что в подразделении (части) проходят службу воины, воспитанные в разных социокультурных средах, имеющие неодинаковый жизненный опыт, принадлежащие к различным национальностям, этническим, религиозным и другим формациям и группам. Данный ретроспективный фактор значительно влияет на взгляды, установки, позиции, поведение и действия военнослужащих.
Следовательно, необходимо иметь в виду, что на отношение каждого воина к своей роли в воинском коллективе существенно влияет весь его доармейский жизненный путь, который проходил в социально, как правило, и в национально специфическом окружении. Национальное окружение, как хранитель национальной культуры, традиций и обычаев, играет при этом заметную роль. Но только в том случае, если оно в ходе взаимодействия человека с ним воспринимается и осмысливается как свое собственное, востребованное. Если же связи с таким окружением отвергаются, то он просто не будет носителем национального. Здесь важно выяснить истинное отношение военнослужащего к национальному, этническому, религиозному и другим неординарным феноменам.
От влияния данного неординарного психологического фактора может зависеть динамика воплощения в жизнь возможностей сплочения личного состава. При целенаправленном формировании воинского коллектива динамическая характеристика сплочения военнослужащих, как показывает опыт, приобретает позитивно выраженные измерения.
Данная многогранная задача требует творческого подхода в поиске и реализации эффективного ее решения. В числе апробированных средств организации жизнедеятельности многонационального воинского коллектива подразделения, рассчитанных на его сплочение, можно использовать следующие:
раскрытие целей воинского труда, перспектив развития воинского коллектива, который способен обеспечить более эффективное совершенствование макрохарактеристик конкретного военнослужащего как индивида, личности, субъекта воинского труда, индивидуальности, отражающих гармоничные стороны его как целостного феномена;
реализация принципа ответственной зависимости в подразделении, который предполагает создание таких условий, когда социальные роли военнослужащего исполняются в соответствии с законным статусом и вознаграждаются в соответствии с вкладом в достижение социально ценностного результата;
расширение сферы общения членов воинского коллектива, обеспечивающее недопущение замыкания военнослужащих в изолированных микрогруппах, которые формируются на общенеприемлемых основаниях и усиливают развитие группового эгоизма, издевательств и различных отступлений от уставных взаимоотношений;
обеспечение эмоционального единства личного состава посредством внедрения в жизнедеятельность коллектива воинских ритуалов, переходящих в социально-ценностные традиции, настроения, общественное мнение;
организация воинского труда и повседневной жизни в соответствии с требованиями законов и воинских уставов, которая дает возможность военнослужащим любой национальности, этнической группы, любого вероисповедания или иной принадлежности реализовать свой творческий потенциал с максимальной пользой для военной службы.
Таким образом, социально-психологическая структура воинского коллектива представляет собой систему социально-психологических явлений, источником которых выступают потребности в поддержании социально-значимых взаимосвязей и взаимодействий между военнослужащими. Межличностное общение в коллективе выступает главным средством, связующими нитями между всеми структурными элементами коллективной психологии и придают ей системно-целостный характер. Сплоченность воинского коллектива характеризуется устойчивостью и продуктивностью функционирования этой психологической системы.
Как показывают исследования, проведенные военными психологами, одним неэффективных средств диагностики и коррекции сплоченности в воинском коллективе может стать активное социально-психологическое обучение военнослужащих, комплексным методом которого является социально-психологический тренинг (СПТ). Он отличается явной практической направленностью, позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач, связанных не только с совершенствованием личности воина, но и с формированием таких важных характеристик подразделений, как их сплоченность, здоровый психологический климат, социально-психологическая устойчивость.
Социально-психологический тренинг, таким образом, можно рассматривать в качестве эффективной формы обучения, средства развития характеристик коллективной и индивидуальной психологии. Он представляет собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в процессе которого осуществляется воздействие, направленное на повышение компетентности военнослужащего в общении, совершенствование коллективных связей и отношений.
Социально-психологическая компетентность представляет собой способность человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений, прогнозировать коммуникативные события и выбирать адекватные средства самореализации в социальных ситуациях профессиональной деятельности.
Психологическое содержание обучения в СПТ включает три основных компонента:
1. Осознание военнослужащим неадекватности реагирования на ситуацию общения.
2. Формирование установки на усвоение новой информации, способствующей адекватному реагированию.
3. Усвоение адекватных способов реагирования, установок, систем оценок, делающих поведение военнослужащего в коллективе более рациональным.
Успешное обучение в СПТ возможно лишь при условии соблюдения основных принципов его проведения, к которым относятся:
Принцип равенства позиций. Он обеспечивает не только то, что руководитель занятий не стремится навязать обучаемым свое видение проблемы и действует вместе с ними, но и означает, что каждый участник тренинга становится поочередно как бы руководителем, лидером ситуации в группе СПТ.
Принцип активности. Кратко этот принцип может быть изложен в виде двух тезисов: «будь активен, ибо делясь своим опытом, ты обогащаешь знаниями и умениями других»; «будь активен, ибо представив свой опыт общения и взаимодействия в конкретных ситуациях для обсуждения, ты узнаешь его плюсы и минусы, получишь возможность для его коррекции».
Принцип обратной связи. Под ним понимается открытое, аргументированное и конструктивное высказывание всеми участниками СПТ суждений, отражающих их видение и понимание различных ситуаций общения и взаимодействия, которые возникают в ходе выполнения упражнений и заданий тренинга.
Принцип «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что явилось предметом непосредственного восприятия для участников тренинга, т.е. ситуация общения и взаимодействия, смоделированная на занятиях. Это позволяет избежать рассмотрения «случаев» и «историй», очевидцами которых все участники СПТ не были, а соответственно, и не могут достоверно их оценивать.
Принцип доверительности. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для ненормативных и искренних высказываний участников СПТ по всем обсуждаемым на занятиях проблемам.
Принцип исследовательской позиции. Ориентирует участников СПТ на то, чтобы они самостоятельно находили решение проблем, выявляли уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения, группового развития.
Принцип конфиденциальности. Он требует недопустимости разглашения вне ситуации СПТ проблем, выносимых для рассмотрения участниками СПТ, мнений, высказанных при их обсуждении, и т.п.
Основными методами для повышения сплоченности являются групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, разбор конкретных ситуаций, деловая игра, психодиагностика, моделирование конкретных проблем участников СТП, компьютерные игры.
Для успешного использования командиром результатов СПТ в работе с подчиненными ему следует сосредоточить усилия на следующих направлениях: повышение коммуникативной активности военнослужащих; достижение ценностно-ориентационного единства членов коллектива; развитие взаимопонимания военнослужащих; формирований у военнослужащих навыков эмпатийного поведения; коррекция и развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия военнослужащих.
В качестве примера использования возможностей СПТ для решения задач сплоченности приведем одну из наиболее распространенных ролевых игр — «Плен».
Упражнение «ПЛЕН». Все участники выполняют роль разведчиков, действовавших в тылу противника и взятых в плен. Двери в камеры, где содержатся «пленные», закрываются компьютерами. Разведчики «разгадывают» компьютерную систему. Оказывается, все двери одновременно откроются, если «пленные» на дисплеях наберут одну и ту же цифру. Цифры, набираемые «пленными», видны на дисплее компьютера каждого разведчика. В игре дисплеи заменяются пальцами поднятой вверх руки, на которой игроки по команде ведущего демонстрируют свои цифры. На игру выделяется определенное число попыток, к примеру семь.
Игра значительно обостряется, если одному из участников дать инструкцию, что его выход из камеры возможен лишь в том случае, если он в продолжение шести попыток будет показывать цифру на единицу больше, чем сослуживцы. Другому обучаемому можно дать инструкцию, что у него временно вышел из строя компьютер, и он в течение шести попыток обязан показывать 0. Можно также позволить участникам посылать на дисплеи товарищей «письменные сообщения». Реально эти сообщения пишутся на листочках бумаги и через ведущего передаются адресатам. При этом нельзя допускать, чтобы в сообщениях содержался намек на последовательность показа цифр.
При подведении итогов упражнения ведущий вовлекает обучаемых в дискуссию о том, как можно оценить действия «пленных» в сложившейся ситуации, правильно ли было организовано взаимодействие, какие действия способствовали, а какие препятствовали решению задачи. Отдельно оцениваются письменные сообщения участников друг к другу и их реплики, которые «прорывались» в ходе игры. Анализ взаимных обращений воинов в процессе группового обсуждения имеет хороший эффект в плане корректировки поведения в ситуации сложного взаимодействия. Особенно ценными оказываются, как правило, совместные размышления по поводу тактики поведения каждого участника по отношению к двум сослуживцам, выполнявшим специальные инструкции и совершенно разные по нравственному содержанию роли.
Хорошо зарекомендовали себя в практике работы командиров по сплочению воинских коллективов такие игры, как «Испорченный телефон», «Мафия», «Горячий стул» и др.
Влияние командира подразделения на сплоченность воинского коллектива. Офицер, как должностное лицо со своими функциональными обязанностями, несет ответственность за то, как налажено общение и взаимодействие воинов в подчиненном подразделении, а также за содержание, структуру и состояние коллективной психологии в целом. Он не сможет эффективно руководить, если будет действовать методами административного давления и голого принуждения, пока не разберется в особенностях климата своего подразделения, не учтет его моральное состояние, не поймет расстановку людей и характер их взаимозависимостей и влияний. Более того, полноценное руководство коллективом не ограничивается собственно организаторской деятельностью, состоящей в планировании и обеспечении совместной боевой и другой работы и мобилизации личного состава на выполнение поставленных задач. Оно включает, кроме того, еще и регулирование внутренних, социально-психологических процессов, сплочение личного состава, повышение его боевого духа, укрепление дисциплины, предупреждение и разрешение деструктивных конфликтов и решение ряда других психологических проблем.
Все это — своего рода «внутреннее руководство». Оно заключается в воздействии на основные элементы коллективной психологии: общественное мнение, взаимоотношения, традиции, настроения и связанные с ними коммуникативные процессы (общение и взаимодействие). Внутреннее руководство является важным фактором, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие психологии воинского коллектива.
В настоящее время, по мере того как психологический нигилизм в командно-организаторской деятельности исчезает, внимание командиров подразделений все больше поворачивается к психологии коллектива. Все отчетливее осознаётся необходимость взять под свой контроль социально-психологические процессы, освободить их от аморальных и противоправных влияний, обеспечить их здоровое развитие и поставить на службу интересам боевой готовности и благополучия личности воина.
Методы регулирования социально-психологических явлений отличаются от тех, которые широко используются для организации воинской деятельности. Здесь, например, очень ограничены возможности приказного воздействия, прямого требования, запрета. Еще никому не удавалось добиться, скажем, укрепления воинской дисциплины приказом, запрещающим впредь какие бы то ни было нарушения уставного порядка. Приказом нельзя создать или ликвидировать традицию, то или иное общественное мнение, настроение. Тем не менее управление социально-психологической сферой коллектива возможно и необходимо. Если от этого дела устраняется командир, то оно переходит к кому-то из рядовых воинов, который, как водится, может преследовать при этом не всегда благородные цели.
Руководство коллективной сплоченности осуществляется двумя основными способами. Прежде всего управляющий эффект достигается тем, что командир стремится выявить и использовать психологические факторы, благоприятствующие решению стоящих задач. Он опирается на готовность общественного мнения к определенным переменам и действиям, поддерживает полезные тенденции, вытекающие из внутри-коллективных традиций, учитывает сложившиеся взаимоотношения при расстановке личного состава, дает возможность здоровым элементам коллективного настроения проявить себя в действии. Благодаря такой тактике командирского поведения не только обеспечивается мощная психологическая поддержка его планам, не только более успешно решаются учебные, боевые и другие задачи, но и изменяется сама коллективная психология. Коллектив начинает играть более активную роль во всех вопросах службы и быта. Напротив, игнорирование социально-психологических факторов приводит к тому, что механизмы внутриколлективной жизни слабеют или же меняют свою содержательную ориентацию: общественная мысль и воля перестают служить делу боевой подготовки и воинской дисциплины. Коллективный интерес переключается на побочные явления и принимает нередко извращенные, социально вредные формы. Следовательно, первый способ управления психологией воинского коллектива заключается в том, чтобы создать условия, при которых она активно работает. Первостепенным из необходимых условий является доверие к возможностям общественности, поручение ей серьезных задач, внимательное отношение к предложениям актива, решительный отказ от демонстрации показного демократизма.
Вторым способом воздействия на сплоченность подразделений является корректировка групповых установок и позиций, налаживание, смягчение и укрепление взаимоотношений между отдельными воинами и группами (категориями), облагораживание традиций, подъем настроения и т.д. Эти задачи вполне разрешимы, если учитываются закономерности, свойственные внутриколлективным процессам. Например, динамика общественного мнения по конкретному вопросу поддается корректировке, если офицер не навязывает подчиненным свою волю, а дает им возможность совместно разобраться в существе дела, сформулировать и высказать свой взгляд, ознакомиться с позициями сослуживцев, уточнить свое восприятие проблемы и благодаря этому достигнуть согласия и принять правильную ориентацию. Командиру подразделения достаточно организовать дискуссию по вопросу, требующему коллективной позиции, и руководить ее ходом, поддерживая и закрепляя продвижение коллективной мысли в нужном направлении.
Не исключается, конечно, и более привычный способ формирования общественного мнения, состоящий в том, что основные идеи, которые должны лечь в его основу, исходят от командира, им разъясняются и внедряются в сознание подчиненных. Он достаточно эффективен, если офицер пользуется авторитетом, если проблема, требующая выражения общественной позиции, не терпит отлагательства. К этому способу прибегают также и тогда, когда обстановка не позволяет проводить коллективные дискуссии. Следует предпочесть названный метод в подразделении, личный состав которого пока еще недостаточно сплочен, не приучен к совместной умственной деятельности, не готов к достижению согласия демократическим путем.
Управление взаимоотношениями — это работа, направленная на обеспечение их законности, нравственности и гуманизма, на соблюдение уставных норм общения и взаимодействия подчиненных. Осуществляя регуляцию взаимоотношений, офицер заботится о том, чтобы они были функциональными, конструктивными, т.е. способствовали успешному выполнению задач боевой учебы, поддержанию боеготовности, укреплению дисциплины. Эта работа включает:
непрерывный контроль за состоянием и качеством отношений между воинами и группами, накопление, анализ и обобщение сведений, позволяющих сделать вывод об определенных тенденциях в этой области, о наличии слабых мест, угрожающих конфликтами и всякими эксцессами, и принять необходимые меры;
введение в состав коллектива новых людей, молодого пополнения, ознакомление его с нормами и традициями подразделения, помощь в установлении служебных и личных контактов, предупреждение неправильного отношения со стороны «старожилов»;
предупреждение и преодоление деструктивных эмоциональных конфликтов, не решающих какой-либо проблемы, а являющихся продуктом минутного раздражения, низкой культуры общения;
организацию дискуссий для достижения согласия, принятия взаимоприемлемых решений по принципиальным вопросам, разделяющим коллектив на группы с конфликтными интересами и целями;
индивидуальную и групповую работу с военнослужащими, восприимчивыми к традициям «дедовщины», склонными к проявлению власти над сослуживцами;
поддержку традиций и норм, которые закрепляют гуманные, товарищеские отношения, забота о том, чтобы эпизодические проявления помощи, выручки, поддержки военнослужащими друг друга становились традиционными формами коллективной жизни.
Принцип обратной связи. Под ним понимается открытое, аргументированное и конструктивное высказывание всеми участниками СПТ суждений, отражающих их видение и понимание различных ситуаций общения и взаимодействия, которые возникают в ходе выполнения упражнений и заданий тренинга.Принцип «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что явилось предметом непосредственного восприятия для участников тренинга, т.е. ситуация общения и взаимодействия, смоделированная на занятиях. Это позволяет избежать рассмотрения «случаев» и «историй», очевидцами которых все участники СПТ не были, а соответственно, и не могут достоверно их оценивать.
Принцип доверительности. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для ненормативных и искренних высказываний участников СПТ по всем обсуждаемым на занятиях проблемам.
Принцип исследовательской позиции. Ориентирует участников СПТ на то, чтобы они самостоятельно находили решение проблем, выявляли уже известные психологии закономерности взаимодействия, общения, группового развития.
Принцип конфиденциальности. Он требует недопустимости разглашения вне ситуации СПТ проблем, выносимых для рассмотрения участниками СПТ, мнений, высказанных при их обсуждении, и т.п.
Основными методами для повышения сплоченности являются групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастика, разбор конкретных ситуаций, деловая игра, психодиагностика, моделирование конкретных проблем участников СТП, компьютерные игры.
Для успешного использования командиром результатов СПТ в работе с подчиненными ему следует сосредоточить усилия на следующих направлениях: повышение коммуникативной активности военнослужащих; достижение ценностно-ориентационного единства членов коллектива; развитие взаимопонимания военнослужащих; формирований у военнослужащих навыков эмпатийного поведения; коррекция и развитие навыков эффективной коммуникации и взаимодействия военнослужащих.
В качестве примера использования возможностей СПТ для решения задач сплоченности приведем одну из наиболее распространенных ролевых игр — «Плен».
Упражнение «ПЛЕН». Все участники выполняют роль разведчиков, действовавших в тылу противника и взятых в плен. Двери в камеры, где содержатся «пленные», закрываются компьютерами. Разведчики «разгадывают» компьютерную систему. Оказывается, все двери одновременно откроются, если «пленные» на дисплеях наберут одну и ту же цифру. Цифры, набираемые «пленными», видны на дисплее компьютера каждого разведчика. В игре дисплеи заменяются пальцами поднятой вверх руки, на которой игроки по команде ведущего демонстрируют свои цифры. На игру выделяется определенное число попыток, к примеру семь.
Игра значительно обостряется, если одному из участников дать инструкцию, что его выход из камеры возможен лишь в том случае, если он в продолжение шести попыток будет показывать цифру на единицу больше, чем сослуживцы. Другому обучаемому можно дать инструкцию, что у него временно вышел из строя компьютер, и он в течение шести попыток обязан показывать 0. Можно также позволить участникам посылать на дисплеи товарищей «письменные сообщения». Реально эти сообщения пишутся на листочках бумаги и через ведущего передаются адресатам. При этом нельзя допускать, чтобы в сообщениях содержался намек на последовательность показа цифр.
При подведении итогов упражнения ведущий вовлекает обучаемых в дискуссию о том, как можно оценить действия «пленных» в сложившейся ситуации, правильно ли было организовано взаимодействие, какие действия способствовали, а какие препятствовали решению задачи. Отдельно оцениваются письменные сообщения участников друг к другу и их реплики, которые «прорывались» в ходе игры. Анализ взаимных обращений воинов в процессе группового обсуждения имеет хороший эффект в плане корректировки поведения в ситуации сложного взаимодействия. Особенно ценными оказываются, как правило, совместные размышления по поводу тактики поведения каждого участника по отношению к двум сослуживцам, выполнявшим специальные инструкции и совершенно разные по нравственному содержанию роли.
Хорошо зарекомендовали себя в практике работы командиров по сплочению воинских коллективов такие игры, как «Испорченный телефон», «Мафия», «Горячий стул» и др.
Как показывают исследования, проведенные военными психологами, одним неэффективных средств диагностики и коррекции сплоченности в воинском коллективе может стать активное социально-психологическое обучение военнослужащих, комплексным методом которого является социально-психологический тренинг (СПТ). Он отличается явной практической направленностью, позволяет в довольно короткие сроки решить целый комплекс задач, связанных не только с совершенствованием личности воина, но и с формированием таких важных характеристик подразделений, как их сплоченность, здоровый психологический климат, социально-психологическая устойчивость.
Социально-психологический тренинг, таким образом, можно рассматривать в качестве эффективной формы обучения, средства развития характеристик коллективной и индивидуальной психологии. Он представляет собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в процессе которого осуществляется воздействие, направленное на повышение компетентности военнослужащего в общении, совершенствование коллективных связей и отношений.
Социально-психологическая компетентность представляет собой способность человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, эффективно взаимодействовать в системе межличностных отношений, прогнозировать коммуникативные события и выбирать адекватные средства самореализации в социальных ситуациях профессиональной деятельности.
Психологическое содержание обучения в СПТ включает три основных компонента:
1. Осознание военнослужащим неадекватности реагирования на ситуацию общения.
2. Формирование установки на усвоение новой информации, способствующей адекватному реагированию.
3. Усвоение адекватных способов реагирования, установок, систем оценок, делающих поведение военнослужащего в коллективе более рациональным.
Успешное обучение в СПТ возможно лишь при условии соблюдения основных принципов его проведения, к которым относятся:
Принцип равенства позиций. Он обеспечивает не только то, что руководитель занятий не стремится навязать обучаемым свое видение проблемы и действует вместе с ними, но и означает, что каждый участник тренинга становится поочередно как бы руководителем, лидером ситуации в группе СПТ.
Принцип активности. Кратко этот принцип может быть изложен в виде двух тезисов: «будь активен, ибо делясь своим опытом, ты обогащаешь знаниями и умениями других»; «будь активен, ибо представив свой опыт общения и взаимодействия в конкретных ситуациях для обсуждения, ты узнаешь его плюсы и минусы, получишь возможность для его коррекции».
Психологическая характеристика взаимоотношений и сплоченности в коллективе.Общая характеристика сплоченности в воинском коллективе: формы, функции и мотивация.К числу основных социально психологических явлений в воинском коллективе относятся сплоченность. Сплоченность между воинами является одним из центральных компонентов психологии воинского коллектива. На этой основе складываются и проявляются многие другие социальные феномены. Воинская сплоченность является элементом более сложной структуры социальных или общественных отношений.
Под сплоченностью воинского коллектива понимается единство мнений, представлений, оценок, позиций и отношений военнослужащих к наиболее значимым факторам, событиям, явлениям, затрагивающими жизнь подразделений или отдельных воинов, которые во взаимосвязи решаются на практике, обеспечивая боевую сплоченность, высокое морально-психологическое состояние, организованность, воинскую дисциплину.
Сплоченность воинского коллектива выступает одновременно показателем и результатом достижения конкретного уровня развития групповой психологии.
Производственные, политические и другие виды служебных отношений существуют независимо от межличностных отношений. Однако реализовываться в жизни и деятельнсоти конкретного коллектива, они могут лишь посредством тех отношений, в которых он вступает с другими, т.е. через сплоченность. Это важный момент, на который следует обратить внимание офицеру-руководителю.
Групповая сплоченность в воинском коллективе выступает в двух основных формах:
Во-первых, это официальная формальная сплоченность. Она определяется структурой подразделения, которая определяет в нем функции каждого воина, объем его обязанностей, прав и ответственности. Официальная сплоченность является как бы внешней по отношению к воинам, поскольку они задаются извне посредством законов, уставов, инструкция, распоряжений. Структура формальных взаимоотношений предопределена объективными связями военнослужащих, образующихся в ходе совместной деятельности. Её основу составляют отношения руководства и подчинения, сотрудничество в процессе совместной воинской деятельности.
Во-вторых, товарищеская, дружеская форма сплоченности, не требующая формальных отношений.
Учет социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих позволяет более осмысленно, с учетом практической целесообразности проанализировать взаимосвязь тех явлений, которые характеризуют воинскую обязанность.
Особенности сплоченности в воинском коллективе определяется спецификой воинской деятельности коллектива и индивидуально-психологическим характеристиками воинов, его составляющих. К особенностям воинской сплоченности прежде всего относятся ведущая роль официальных служебных отношений по сравнению с неофициальными В трудовом коллективе подчиненный в случае существенного несовпадения его официальных и неофициальных отношений с начальником имеет более широкие возможности регулирования своего поведения и деятельности по сравнению с военнослужащим, оказавшимся в такой ситуации В воинском коллективе заметно более глубока, детальна и однозначна регламентация официальных отношений между военнослужащими по сравнению с трудовым коллективом. Особенностью сплоченности воинском коллективе является то, что она формируется не только на основе совместной деятельности военнослужащих, но также и совместного решения бытовых проблем, коллективного проведения досуга. Строгая регламентация жизни и деятельности воинов, наличие в коллективе только мужчин накладывают свой отпечаток на содержание и формы взаимоотношений между ними, делают их более жесткими. Многонациональность воинского коллектива повышает важность здоровых межнациональных отношений в формировании хорошего социально-психологического климата.
Важнейшей особенностью сплоченности является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль. Этого нет в других видах отношений, таких, как производственные, политические, и т.д. Содержание, степень выраженности эмоций и чувств, которые военнослужащие могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Это глубокое чувство уважения, готовность пожертвовать ради друга всем, и безразличие, и ненависть. Все многообразие эмоций и чувств, связанных с межличностными отношениями, можно характеризовать по различным признакам. Основным среди них считается то, в каком направлении воздействуют эмоции и чувства на отношение к сослуживцу: в положительном или отрицательном. С этой точки зрения эмоции и чувства можно разделить на две большие группы. В первую очередь в них входят эмоции и чувства, способствующие взаимодействию военнослужащих. Это прежде всего чувство симпатии к другому, чувство уважения, положительные эмоции, возникающие как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств. Вторую группу составляют эмоции и чувства, препятствующие сотрудничеству военнослужащих К ним относятся чувство антипатии, чувство презрения, другие негативные эмоции, возникающие как следствие низкой оценки нравственных, деловых и других качеств сослуживца
В процессе совместной жизни и деятельности для военнослужащих важен прогноз качества деятельности и поступков сослуживцев. Поскольку в воинском коллективе все его члены в той или иной степени зависимы друг от друга, такой прогноз является одним из важных факторов достижения личного успеха отдельным воином, позволяет ему чувствовать себя в коллективе уверенно, способствует решению задач, стоящих перед коллективом в целом. Поэтому важной функцией сплоченности является прогноз на их основе деятельности и поведения сослуживцев. Если один военнослужащий оценивает другого как порядочного человека и хорошего специалиста, то у него вырабатывается к этому воину соответствующее отношение. При попадании этих воинов в ситуацию, которая требует совместных усилий в деятельности и поведении, они осуществляют прогноз возможных действий друг друга на основе тех межличностных отношений, которые у них сформировались ранее. Если воин рассчитывает на то, что он будет сотрудничать с сослуживцем, то он ставит одни цели совместной деятельности. Если же воин прогнозирует, что взаимодействие по своему характеру будет скорее всего соперничеством или даже противоборством, то он будет рассчитывать на достижение других целей.
Еще одной функцией сплоченности является регулярный характер. Суть ее заключается в том, что прогноз воином отношения сослуживцев к его делам и поступкам выступает одним из факторов, определяющих характер его будущего воинского труда и поведения. Мотивация сплоченности с точки зрения ее направленности может быть трех видов.
1. Мотивация «на дело». Воин с такой мотивацией больше заинтересован в достижении высоких результатов деятельности. Личные преимущества, которые он может получить при достижении хороших результатов деятельности, его заботят в меньшей степени. Такого воина интересует и увлекает сам процесс деятельности.
2. Мотивация «на себя». При такой мотивации воин больше всего нацелен на личный успех, на получение лично им тех материальных и духовных благ, в которых он нуждается. Даже индивидуальное достижение высоких результатов деятельности рассматривается военнослужащим как средство получения в последующем каких-либо преимуществ Успех сослуживцев, коллектива в целом волнует его в гораздо меньшей степени, чем личный результат. Естественно, что при такой мотивации характер отношений воина с сослуживцами будет иным, чем при доминировании мотивации «на дело».
3. Мотивация «на взаимоотношения». При такой мотивации воин прежде всего учитывает то, как оценят его действия окружающие. Для него важно поддерживать со всеми хорошие отношения. Если такой воин попадает в ситуацию, требующую либо пойти на конфликт с другим военнослужащим, либо пожертвовать интересами дела, то он обычно жертвует интересами дела.
Обычно в «чистом» виде какой-либо один вид мотивации у конкретного воина присутствует редко. Более характерным является наличие одновременно двух-трех видов мотивов. Однако среди мотивов различной направленности какой-либо один является преобладающим. Из этого следует, что практически всегда при определении того, как ему поступить в конкретной сведущий, воин учитывает возможное влияние своего поступка на взаимоотношения с сослуживцами. Если же мотивация «на взаимоотношения» является доминирующей, то фактически именно взаимоотношения с окружающими определяют деятельность и поведение воина.
Поэтому знание взаимоотношений между воинами, умение их регулировать окажут существенную помощь офицеру-руководителю в обеспечении эффективной деятельности подразделения.
Важной проблемой, которую пока еще приходится решать командиру подразделения, является борьба с неуставными отношениями. В основе неуставных взаимоотношений лежит нарушение норм морали и нравственности, социальной справедливости среди воинов. Такие отношения чаще всего проявляются там, где деятельность воинов менее всего организована и контролируема: на хозяйственных работах — 24% случаев, в казарме — 21% случаев, в столовой - 18% случаев, в наряде - 13% случаев, при обслуживании техники - 9% случаев, в бане и в других местах — 9% случаев, на учебных занятиях — 6% случаев.
Каковы же основные причины неуставных взаимоотношений. Первой и главной причиной являются недостатки в организации воинского труда и руководстве им. На это указывают до 60% опрошенных офицеров подразделений и практически 100% офицеров частей и соединений Вторая группа причин связана с недостаточной зрелостью, сплоченностью воинских коллективов, пассивностью, проявляемой общественностью в борьбе с неуставными отношениями В ряде коллективов укоренились те или иные формы неуставных взаимоотношений, актив, весь личный состав в какой-то степени смирился с ними. Недостатки воспитания, обучения, социального опыта молодежи, ее отрицательные возрастные и индивидуально-психологические особенности выступают в качестве третьей группы причин. Практически в каждом коллективе есть эгоистичные, выступающие в определенных условиях инициаторами издевательств, поборов и т.п. воины. Объектами их нападок являются в первую очередь физически слабые, не адаптировавшиеся (т.е обычно молодые) воины. До 90% молодых военнослужащих знают о существовании в армейской среде неуставных отношений, сталкивались с подобными явлениями до армии. Их позиция: бороться против обидчиков самому или с товарищами — 62%, стерпеть - 22%, найти поддержку у командиров и специалистов воспитательной работы — 16%.
Одной из трудностей, с которой молодой офицер сталкивается в процессе руководства, является необходимость учета многочисленных особенностей, отличающих воинский коллектив от коллективов другого типа. Лейтенант, если он не служил срочную службу, не имеет опыта жизни и деятельности в войсковом коллективе, который отличается от классного и курсантского коллективов, других социальных групп (семья, друзья), в которых молодой офицер имеет некоторый опыт общения. Лейтенант не просто приходит в воинский коллектив, а становится его руководителем. Это намного усложняет процесс его социальной адаптации. Ведь он одновременно должен на собственном опыте познавать социальные закономерности функционирования коллектива и руководить его деятельностью. Обеспечить успешное руководство объектом, который сам еще не очень хорошо знаешь, даже для опытного руководителя нелегко. Поэтому трудности социальной адаптации молодого офицера, неумение его их преодолеть становятся одной из серьезных причин разочарования лейтенанта в службе, появления у него неверия в свои силы.
Каким образом молодой офицер может облегчить решение проблем своей социальной адаптации к жизни и деятельности в воинском коллективе? Прежде всего он должен хорошо понять, что многое здесь зависит от него самого. Преподаватели и курсовые командиры в военном училище, командиры в воинской части, где он начинает службу, сослуживцы — все они могут только помочь офицеру разобраться в возникающих проблемах, дать советы о способах их разрешения. Но решить проблемы вместо молодого офицера они не смогут. Поэтому он, еще будучи курсантом, должен усвоить, что успешность решения проблем руководства воинским коллективом, формирование в нем хороших взаимоотношений зависит главным образом от него.
С первых месяцев обучения в вузе МО РФ курсант должен осознать, что здоровые взаимоотношения в воинском коллективе влияют на обеспечение боевой готовности не меньше, чем исправная боевая техника. Для того чтобы уметь сформировать в коллективе хороший социально-психологический климат, необходимо знать и психику людей, и закономерности развития основных социально-психологических явлений. Необходимо усвоить знания, накопленные военной педагогикой, военной психологией, разобраться в методике индивидуально-воспитательной работы с различными категориями личного состава. Эти знания помогут будущему офицеру успешно решить непростую проблему поддержания хороших взаимоотношений со своими подчиненными, начальниками и сослуживцами.
Важное место в познании курсантом особенностей взаимоотношений в воинском коллективе принадлежит войсковым стажировкам. В ходе стажировки курсант должен не только «попутно», в процессе решения других задач изучать характер отношений между воинами, но и заниматься этой проблемой специально. Полезно и интересно путем наблюдения, использования других методов психологии проникнуть в суть взаимоотношений во взводе, в роте, определить, от чего зависит их характер, попробовать влиять на них, по крайней мере путем бесед. Такая работа в ходе стажировки позволит курсанту определить сильные и слабые стороны в своих знаниях психологии межличностных отношений. Она заметно облегчит молодому офицеру трудности его социальной адаптации после окончания военного училища.
Военнослужащие, как и люди вообще, судят друг о друге на основании следующих основных признаков: внешний вид - выражение лица, одежда, прическа, телосложение и т.п.;
характер речи — что и как говорит, содержание и форма стиля общения; поведение — характер поступков, их мотивы, манера поведения и т.п.; деятельность — что и как делает воин, цели, мотивы и способы деятельности, ее качество.
Внешний вид, стиль общения, поведение и деятельность играют неодинаковую роль в формировании представления о воине у сослуживцев. Наиболее ценную и достоверную информацию мы можем получить, оценивая результаты деятельности воина, а также сам процесс достижения этих результатов, способы деятельности Следующим по важности признаком является поведение воина, его поступки. Одной из типичных ошибок в определении отношения молодого офицера к сослуживцам является то, что он переоценивает значение стиля общения и внешнего вида. В целом это для молодого человека естественно. Умение определить главное в человеке и на основе этого главного сформировать свое отношение к нему приходит с годами, вместе с жизненным опытом. Тем не менее курсант должен помнить о том, что суть человека проявляется в его делах и поступках. В этой связи важно уметь так построить свои отношения с сослуживцами, чтобы в их основе лежали главные, а не второстепенные моменты.
Характер сплоченности в воинском коллективе влияет на эффективность индивидуальной деятельности воинов; качество совместной деятельности членов воинского коллектива, психическое состояние воинов, их самочувствие; социально-психологический климат в воинском коллективе. На первый взгляд кажется, что чем лучше сплоченность в коллективе, тем выше должна быть эффективность индивидуальной и совместной деятельности. Однако, как показывают исследования, это не всегда справедливо. Улучшение сплоченности в коллективе до определенного уровня способствует повышению эффективности коллективной деятельности. Если же степень взаимных симпатий превышает этот уровень, то может наблюдаться обратный процесс: эффективность совместной деятельности начнет падать. Это можно объяснить следующим.
Прежде всего, наличие в коллективе очень комфортных отношений скорее всего возможно тогда, когда у многих воинов этого коллектива преобладающей мотивацией является мотивация «на взаимоотношения». Этот тип мотивации сам по себе способствует достижению высокого качества деятельности. Кроме того, если в коллективе достигнуты очень хорошие взаимоотношения, то их сохранение может приобрести для военнослужащего самостоятельную ценность. Прекрасные взаимоотношения формируются с большим трудом. Также трудно ими и пожертвовать, даже там, где этого требуют интересы дела. Поэтому совершенствование взаимоотношений в воинском коллективе не является самоцелью. Это лишь средство повышения качества деятельности коллектива, улучшения условий службы воинов. Ради хороших взаимоотношений не стоит жертвовать главным: интересами боевой готовности, качеством боевой подготовки, соблюдением норм морали и нравственности.
Заключение. В проведенном нами исследовании была затронута лишь одна, но центральная из поставленных в теоретической части проблем – проблема изучения сплоченности как такой социально-психологической общности индивидов, которая детерминирована социально-значимыми содержательными характеристиками совместной деятельности. Целесообразность и актуальность подобного подхода к изучению групповой сплоченности обусловлены рядом причин. Во-первых, здесь открывается один из путей экспериментальной реализации понимания воинского коллектива как социальной группы, где «… в качестве определяющих, пишет В.А. Петровский, - выступают взаимодействия и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. её резальным содержанием».
Анализ исследований проблемы сплоченности в зарубежной (прежде всего, американской) социальной психологии показал, что методологическая основа её решения находится в тесной взаимосвязи с более общими социальными ориентациями западной науки в целом. В настоящий момент накоплен огромный эмпирический материал, однако многие, порой оригинальные и изобретательные экспериментальные работы страдают пестротой и неопределенностью исходных теоретических конструкций, отсутствие единой концепции групповой сплоченности. В настоящей работе была предпринята попытка обозначить контуры единой теоретической схемы анализа интегративных процессов в воинском коллективе и совместной деятельности как главной образующей групповой сплоченности.
Это позволило в качестве существенного направления социально-психологического анализа сплоченности воинского коллектива выделить исследование предметно-детерминированных целостно-интегративных процессов в общей системе внутригрупповой активности. Эти процессы являются функции целостно-нормативной социальной регуляции совместной деятельности. Согласованность предметно-ценностных оснований внутригрупповой активности представляет системы совместной деятельности и может быть рассмотрено как наиболее глубокая основа и объективный показатель групповой сплоченности воинского коллектива.
Результаты экспериментального исследования групповой сплоченности в воинском коллективе позволяют выдвинуть тезис о том, что групповая сплоченность – акт опосредования индивидуальных деятельностей единым социально ценным содержанием совместной деятельности – может быть рассмотрено как один из ведущих факторов социально-психологической интеграции и всех видов воинских коллективов.
Многие проблемы, затронутые в настоящей работе, требуют специального изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу исследования групповой сплоченности. К числу таких проблем относятся, например, проблема иерархического соподчинения в системе интегративных процессов в группе, требующая выявления конкретно-специфических условий, которые определяют доминирование и взаимосвязь отдельных интегративных процессов. Одним из центральных здесь является вопрос о формах и механизмах взаимоотношения и взаимопроникновения собственно предметных и межличностных сторон внутригрупповой интеграции. Важное значение в этой связи приобретает поиск новых способов сплочения воинского коллектива. Не может считаться исчерпанным и анализ феноменов сугубо межличностного сплочения.
Перечень подобных вопросов можно было бы продолжить – горизонты и перспективы изучения групповой сплоченности воинских коллективов достаточно широки.
Список использованных источников.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999.
Анцупов А.Я. Манышев А.А. Методы изучения социально-психологических явлений в полку. М., 2000.
Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М., 1996.
Дедяев Ю.М. Близость офицеров к подчиненным. М., 1991.
Караян А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М., 1995.
Основы воинской аклиологии / Под ред. П.А.Карчемного. М., 1996.
Психология и педагогика управленческой деятельности командира. М., 1995.
Рабочая книга войскового психолога. М., 1999.
Теплов Б.М. Ум полководца. М., 1990.
Подоляк Л.В. Психология военного управления. Коллектив и личность. М., 1990.
Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности М., 1997.
Федеенко Н.Ф. Психологические аспект конфликтов и их преодоление в воинском коллективе. М., 1997.