К вопросу о сохранении памяти о Великой Отечественной войне в Республике Беларусь - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К вопросу о сохранении памяти о Великой Отечественной войне в Республике Беларусь

Теребрюхов А.А. 1, Маркушина С.В. 1
1Филиал Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва в г. Вольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Великая Отечественная война стала одной из самых значимых и трагических страниц в истории Беларуси. Из 1418 дней Великой Отечественной войны 1134 дня бои шли, в том числе на территории БССР (военные действия продолжались с 22 июня 1941 по 28 июля 1944 г.).

На начало июня 1941 г. в Вооруженных силах СССР находилось свыше 5,3 млн человек, из них белорусы составляли около 200 тыс. С началом Великой Отечественной войны в действующую армию было мобилизовано около 500 тыс. белорусов, а в продолжении войны на фронт добровольно ушли еще десятки тысяч человек из числа эвакуированных белорусов. Более 700 тыс. жителей Беларуси пополнили Красную Армию во время освобождения республики и на заключительном этапе войны. Всего в годы Великой Отечественной войны во фронтовом противостоянии фашизму приняли участие более 1,3 млн белорусов.

В Беларуси под оккупацией, продолжавшейся почти три года, оказались около 8 млн жителей и около 900 тыс. советских военнопленных. За время оккупации фашистские захватчики истребили свыше 1,4 млн мирных граждан и более 810 тыс. военнопленных, угнали на каторжные работы в Германию около 380 тыс. человек. Во время карательных операций было уничтожено около 5,5 тыс. населенных пунктов, в том числе 630 вместе с жителями. За годы войны было разрушено и сожжено 209 городов и районных центров, более 9 тыс. деревень. Людские потери составили 2,4 млн человек [5].

Белорусский народ не желал покоряться оккупантам. Партизанское движение, подпольная борьба, организованный саботаж ждал их на территории республики. Белорусские партизаны с честью выполнили задачи, поставленные перед ними Родиной. За три года героической борьбы в тылу врага, с июня 1941 г. по июль 1944 г., они убили и ранили около 500 тыс. оккупантов и их пособников, пустили под откос более 11 тыс. вражеских эшелонов и 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций, 948 штабов и гарнизонов врага, подорвали и уничтожили более 18,7 тыс. автомашин, взорвали боле 300 тыс. рельсов, 819 железнодорожных и 4,7 тыс. других мостов, разрушили свыше 7,3 тыс. км телефонно-телеграфных линий связи, сбили и сожгли на аэродромах 305 самолетов, подбили 1,3 тыс. танков и бронемашин, уничтожили 438 орудий разного калибра и 939 военных складов [2].

Летом 1944 г. началось освобождение территории республики. Поздно вечером 3 июля 1944 г. был освобожден от оккупантов Минск.

За героизм и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских оккупантов в тылу врага, около 140 тыс. белорусских партизан и подпольщиков награждены орденами и медалями СССР, 91 из них удостоен звания Героя Советского Союза. 74 белоруса стали полными кавалерами ордена Славы [2].

Забыть такое невозможно и не допустимо.

В данной статье рассмотрен вопрос сохранения памяти о Великой Отечественной войне в республике Беларусь в произведениях художников, писателей и кинематографистов, в музейных и мемориальных комплексах.

Для белорусских писателей тема Великой Отечественной войны стала определяющей на десятилетия. Наиболее плодотворными стали два десятилетия с конца 1950-х гг. В это время творили В.В. Быков, А.М. Адамович, И.Г. Чигринов, И.Я. Науменко. Все они были из довоенного поколения. Все они так или иначе стали свидетелями великой трагедии белорусского народа.

Основной темой в их произведениях стало испытание человека в тяжелых военных условиях, его достоинства и преданности гуманистическим идеалам.

Наиболее известным писателем, посвятившим свое творчество Великой Отечественной войне, был Александр (Алесь) Михайлович Адамович (1927–1994). Среди его произведений посвященных военной теме роман-дилогия «Партизаны» (часть 1 – «Война под крышами», 1960; часть 2 – «Сыновья уходят в бой», 1963), «Хатынская повесть» (1971), Каратели (1980) [27].

Особняком в его творчестве стоит документальная книга «Я из огненной деревни...», написанная совместно с Я. Брылём и В. Колесником в1975 г. С 1970 по 1973 г. вместе с Янкой (Иван Антонович) Брылем и Владимиром Андреевичем Колесником Алесь Адамович проехали по Беларуси, побывали в сотнях сожженных деревень. Они опросили и записали на магнитофон более трёхсот свидетелей войны и трагедий, которые случились в то время. Эта книга переведена на многие языки мира, она стала литературным бестселлером на Западе. Именно с этой книги в советской прозе появляется новый жанр – художественно-документальная проза, которая основывается на магнитофонных записях и рассказах очевидцев. Впоследствии в этом же жанре были написаны «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина; «У войны не женское лицо» С. Алексиевич.

Значительное место занимает Великая Отечественная война в творчестве Василя (Василий Владимирович) Быкова (1924–2003), народного писателя Беларуси, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. В его произведениях показан обычный советский человек в условиях войны, для которого повседневный героизм стал нормой поведения, предпосылкой победы над врагом. Писатель осуждает ложь, предательство. Показ суровой военной правды не всегда совпадал с ее официальными оценками.

Творческую биографию писатель отсчитывает с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. В 1959 г. вышла книга Быкова «Журавлиный крик», в начале 1960-х повести «Предательство» (1960) и «Третья ракета» (1961). В конце 1960-х гг. Быков в повестях «Круглянский мост» (1968), «Сотников» (1969), «Обелиск» (1971) обратился к теме партизанской и подпольной борьбы белорусского народа. В 1970-е – 1980-е гг. появились произведения «Дожить до рассвета» (1972), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1982). Книги писателя изданы на 35 языках мира, а их общий тираж составил свыше 3 млн экземпляров [27].

Новое осмысление военных событий, анализ психологии простого солдата, приближение к правде жизни характерны и для творчества известного белорусского писателя Янки Брыля (1917-2006). Он одним из первых в романе «Птицы и гнезда» (1963) ввел в белорусскую военную прозу тему духовных ценностей и проблему выбора поведения человека на войне, в тяжелых условиях. Ну и, конечно, не следует забывать о романах И.Г. Чигринова «Плач перепелки», 1972; «Оправдание крови», 1977; И.Я. Науменко «Сосна при дороге», 1962; «Ветер в соснах», 1967; «Сорок третий», 1974.

Отражение истории Великой Отечественной войны в белорусской живописи началось уже в годы войны. Часть художников оказалась на фронте (В. Громыко, А. Малишевский, П. Маслеников, А. Мозалев, М. Савицкий, В. Сахненко, В. Суховерхов, Л. Щемелев и др.) [12], некоторые остались на оккупированной территории, часть присоединилась к партизанскому движению. Несмотря ни на что белорусские художники делали этюды, наброски, фронтовые зарисовки, плакаты и карикатуры, портреты. Особенность творчества художников военного времени – четкое изображение реальности, будь то набросок с поля боя, изображение разрушенных войной городов и сожженных деревень (М.З. Беленицкий «Фашистская грабьармия в Беларуси», 1942), или портреты героев-фронтовиков (З.С. Павловский «Портрет партизанки Нины Хохловой», 1943; Е.Е. Красовский «Портрет партизана», 1944).

После освобождения территории Белоруссии художники совершали творческие командировки по местам военных событий, продолжили создавать образы героев войны: легендарных бойцов, партизан, подпольщиков. Так появились портреты батьки Миная (Минай Шмырев), Николая Гастелло, Льва Доватора, Алексея Данукалова, Константина Заслонова, Петра Куприянова, Деда Талаша (Василь Талаш), Елены Мазаник. Особенностью этого времени было то, что художники теперь старались не писать очень ужасные сцены, так сильна была еще опаленная память. Напротив, они обращали внимание на бытовые мелочи фронтового и партизанского быта. В качестве примера можно упомянуть работы И.А. Давидовича «Партизаны на привале», 1948; Е.Н. Тихановича «Помощь Москвы партизанам», 1947; П.Н. Гавриленко «На партизанском аэродроме», 1950; Ю.В. Пучинского «Партизаны у раненой Риммы Шершневой» (1952) и др.

Интерес к военной теме у художников следующего поколения был обусловлен стремлением художественного осмысления драматических событий. Началом таких напряженных поисков можно назвать рубеж 1950-х – 1960-х гг., а затем и последующее десятилетие, в котором в белорусской советской живописи органично развивался так называемый «суровый стиль». В это время все яснее утверждалось отношение к событиям войны как великом этапе истории советского народа, что сказалось и на концепции большинства произведений. Доминирующей тенденцией в живописи становится монументализация. Отражение тех или иных конкретных фактов, пересказ событий в изображении уступают место обобщению. В это время появляются такие шедевры белорусской живописи, как «Защитники Брестской крепости», 1957–1958 И.О. Ахремчика; «Партизанская мадонна», 1967 М.А. Савицкого; «О Великой Отечественной», 1968 М.В. Данцига и многие другие [12].

На рубеже 1970-х – 1980-х гг. в творчестве белорусских художников заметен уклон в романтическое отображение войны, широкое использование символов, аллегорий и метафор. Значительным явлением в художественном отражении темы войны стал цикл произведений М.А. Савицкого «Цифры на сердце», 1974–1980, где художник раскрыл еще одну ужасающую страницу преступлений фашистов – массовое уничтожение людей в лагерях смерти.

Во второй половине 1980-х и 1990-е гг. появляются композиции, не связанные с какими-либо конкретными военно-историческими событиями. В картинах этого времени авторы стремятся не столько к эмоциональному воздействию на зрителя, сколько обращение к «притчевым» моментам человеческого существования [10].

В конце ХХ – начале ХХI столетия отмечает в своей статье «Великая Отечественная война в живописи Беларуси» доктор искусствоведения, профессор, заместитель директора по научной работе Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси В.И. Жук: «стало отмечаться потеря интереса художников к теме войны». Возможно, писал он, что это связано с активными в это время попытками «дискредитировать победу советского народа в Великой Отечественной войне», а, возможно, и с общей тенденцией «упадка социально значимых произведений на важные для государства и общества темы». Заканчивая статью, Валерий Иванович с грустью заметил: «Вот и нынешнее 75-летие Великой Победы, к сожалению, не будет отмечено знаковыми произведениями белорусских живописцев…» [11].

Да, возможно, молодые художники стали меньше уделять внимания Великой Отечественной войне по разным причинам, но музеи трепетно сохраняют и представляют вниманию посетителей работы художников прежних лет. Особенно урожайным на выставки был год 75-летия начала Великой Отечественной войны (2016) В национальном художественном музее состоялась выставка произведений живописи на тему Великой Отечественной войны из коллекции музея, в которую вошли более 70 произведений живописи, графики и скульптуры 22 народных художников Беларуси – Заира Азгура, Анатолия Аникейчика, Ивана Ахремчика, Андрея Бембеля, Гавриила Ващенко, Валентина Волкова, Алексея Глебова, Виктора Громыко, Александра Грубе, Льва Гумилевского, Мая Данцига, Евгения Зайцева, Арлена Кашкуревича, Раисы Кудревич, Павла Масленикова, Георгия Поплавского, Михаила Савицкого, Сергея Селиханова, Владимира Стельмашонка, Виталия Цвирко, Василия Шаранговича, Леонида Щемелева [12].

В этом же году Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны издал альбом-каталог «Палитра памяти» с 200 работ художников на тему событий 1941–1945 гг. Наталья Филиппович, ведущий научный сотрудник отдела письменных и изобразительных источников, отметила: «Кое-что экспонировалось в первой постоянной экспозиции музея, открывшейся 1 мая 1947 г., но все вместе эти уникальные произведения, запечатлевшие фрагменты войны, увидели свет только теперь» [24].

В 2020 г. в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне прошло несколько значительных художественных выставок. Так в Городской художественной галерее Минска прошла выставка произведений Л.Д. Щемелева «Салют Радзіме» [26].

А в музее истории Великой Отечественной войны в феврале 2020 г. экспонировалась выставка юных художников Беларуси и России «Наследники Великой Победы». На выставке были представлены более 60 живописных и графических работ, выполненных детьми на основе сюжетов семейных историй и произведений военной тематики. Многие работы созданы детьми после встреч с узниками лагерей и тюрем. Это, например, «Люди на болоте. 1944. Озаричи» Ольги Михлюк и «Под знаком OST» Анны Бирюковой.

«Выставка создана детьми для детей. – рассказали сотрудники музея –Само ее название – "Наследники Великой Победы" – заставляет детей задуматься об их роли в семье и жизни, о непрерывной связи времен и поколений, формируя чувство гражданского самосознания и ответственности» [25].

В Национальном художественном музее работала выставка «75 лет Великой Победы». Музейщики подчеркнули, «в одном зале собраны знакомые с детства хрестоматийные работы, которые последовательно расскажут гостям о судьбах поколения победителей» [6].

До войны киноиндустрия Белоруссии только делала первые шаги. Она существовала на базе Ленфильма и только в 1939 г. была переведена в Минск.

В годы Великой Отечественной войны белорусские кинодокументалисты участвовали в съёмках фильмов «Разгром немецких войск под Москвой», 1942; «День войны», 1942; «Народные мстители», 1943; «Бой за Витебск», 1944; «Минск наш», 1944; «Бобруйский котёл», 1944. Операторы кинохроники Моисей Беров, Иосиф Вейнерович, Владимир Цитрон и Владимир Цеслюк в составе Центральной студии документальных фильмов снимали фронтовые репортажи; операторы Минской студии кинохроники и др. студий страны: Николай Быков, Е. Комаров, Оттилия Рейзман, Мария Сухова, Семён Школьников и др. создали партизанскую кинолетопись [13].

Организованная в Алма-Ате на базе Центральной объединённой киностудии группа творческих работников белорусского кино создала альманах «Белорусский киносборник» (Владимир Корш-Саблин и Юрий Тарич, 1942). В 1942–1944 гг. группа белорусских кинодеятелей на базе Центральной студии документальных фильмов выпускала киножурнал «Советская Белоруссия», а в 1944 г. сняла полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии» (Владимир Корш-Саблин и Николай Садкович) и фильм-концерт «Живи, родная Беларусь!» (Владимир Корш-Саблин и Николай Садкович)[1].

В 1945 г. киностудия художественных фильмов «Советская Беларусь» возобновила свою деятельность в Минске. В 1946 г. её переименовали в «Беларусьфильм».

Первые годы после войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм «Константин Заслонов» (Владимир Корш-Саблин и Александр Файнцимме, 1949). Однако, следующая крупная работа на тему войны «Часы остановились в полночь» (Николай Фигуровский, 1958) была снята только в 1958 г. [13].

В 1960 г. было построено новое здание студии, в 1962 г. основан Союз кинематографистов БССР [4]. Это дало толчок к развитию белорусской киноиндустрии. Тема войны продолжала оставаться одной из ведущих в творчестве кинематографистов. В это время вышли известные фильмы: «Третья ракета» (Ричард Викторов, 1963), «Альпийская баллада» (Борис Степанов, 1965), «Через кладбище» (Виктор Туров, 1965. В 1995 г. эта картина была включена ЮНЕСКО в список из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне)? «Я родом из детства» (Виктор Туров, 1966), а также два фильма по мотивам романа Алеся Адамовича «Партизаны» – «Война под крышами» (Виктор Туров, 1967) и «Сыновья уходят в бой» (Виктор Туров, 1969). Смнимались и детские фильмы – «Девочка ищет отца» (Лев Голуб, 1959), «Иван Макарович» (Игорь Добролюбов, 1968)/

В 1970-е годы на «Беларусьфильм» приходят новые режиссёры. Заметные фильмы о войне этого периода: «Батька» (Борис Степанов, 1971), «Пламя» (Виталий Четвериков, 1974), «Волчья стая» (Борис Степанов, 1975), «Чёрная берёза» (Виталий Четвериков, 1977) [13].

В 1980-е гг. снимается фильм по одноимённой повести Василя Быкова «Знак беды» (Михаил Пташук, 1986). На телевидении в это время с успехом демонстрировалась многосерийная телевизионная эпопея «Государственная граница» (Б. Степанов, В. Никифоров и Г. Иванов, 1980–1988), пятая серия которого посвящена годам Великой Отечественной войны.

Событием 1985 г. стал авторский фильм Элема Климова по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри». Действие фильма разворачивается на территории Белоруссии в 1943 г. В центре сюжета – белорусский мальчик, который становится свидетелем ужасов нацистской карательной акции, в течение двух дней превращаясь из жизнерадостного подростка в седого старика. Фильм был отмечен наградами на нескольких крупных кинофестивалях, его посмотрели 29,8 млн зрителей. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» был признан лучшим фильмом 1986 г., а впоследствии укрепился в рейтингах лучших фильмов различных изданий [13].

В 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь киностудии «Беларусьфильм» присвоен статус Национальной. Но только в 2000 г. на ней снимается военный кинофильм «В августе 44-го…» (Михаил Пташук). Вскоре были сняты фильмы: «Родина или смерть» (Алла Криницына, 2007), «Враги» (Мария Снежная, 2007), а также «Кадет» (Виталий Дудин, 2009). Последнюю картину некоторые кинокритики назвали одним из сильнейших фильмов, созданных в Беларуси за последние годы.

В 2004 г. независимым режиссером Андрем Кудиненко был снят фильм «Оккупация. Мистерии». Взгляд режиссёра на события в западной Белоруссии времён войны отличался от сложившейся культурной традиции героизации партизанской борьбы народа с оккупантами. И этот явный пересмотр истории заранее исключил положительный приём фильма большинством зрителей самой Беларуси и стран бывшего СССР. Беларусь отозвала у картины прокатное удостоверение, а обозреватель «Российской газеты» высказался, что «фотокадры из фильма выглядят как типичная развесистая клюква с опереточными партизанами и жаркими постельными сценами»[14].

Долгое время белорусские кинематографисты на получали государственных субсидий на съемку фильмов, оплачивались фильмы по итогу. Только с 1 января 2012 г. вступила в силу новая система государственного финансирования кинопроизводства. Первым фильмом, снятым в новых условиях, стал 4-х серийный телефильм на тему Великой Отечественной войны «Следы апостолов» (Сергей Талыбов, 2013). Запуск картины осуществлён по результатам республиканского конкурса кинопроектов, проведённого Министерством культуры Беларуси.

В 2019 г. режиссёр Александр Мелеховец выпустил свой дебютный полнометражный художественный фильм «Народные мстители», по одноимённому рассказу Василя Быкова. Фильм стал одним из немногих белорусскоязычных художественных фильмов, снятых после 1991 г. Фильм получил прокатное удостоверение, однако не был принят кинотеатрами как «заведомо убыточный» и имел только несколько сеансов [13].

Теперь остановимся на мемориальных и музейных комплексах. На территории Беларуси насчитываются сотни памятников и памятных мест, посвященных событиям истории Великой Отечественной войны. Условно их можно разделить на мемориалы воинской славы и мемориалы памяти жертв войны.

Рассмотрим самые известные из них.

Одним из первых в группе мемориалов воинской славыбыл возведен Монумент Победы –в столице Белоруссии Минске на площади Победы. Это 38-ми метровый монумент-обелиск из гранита и лабрадорита. Он был воздвигнут в 1954 г. в честь победы в Великой Отечественной войне и в память о воинах Советской армии, партизанах и подпольщиках, погибших в годы Великой Отечественной войны. Авторами проекта стали скульпторы Г.В. Заборский и В.А Король [20].

В 1969 г. состоялось открытие мемориального комплекса «Курган Славы». Данный мемориалрасположен в Смолевичском районе, на 21-м км магистрали М2 Минск – Национальный аэропорт «Минск».

Основанием для увековечивания места стало то, что именно в этих местах в июле 1944 г. во время крупнейшей наступательной операции «Багратион» в окружение попала 150-тысячная группировка гитлеровских войск («Минский котёл»). Разгром этой группировки завершился 11 июля и стал ещё одним решающим шагом на пути к освобождению Беларуси.

Авторами проекта были скульпторы А.О. Бембель и А.Е. Артимович, архитекторы О. Стахович и Л. Мицкевич, инженер В. Лапцевич.

Интересно, что в сооружение Кургана Славы приняли участие тысячи людей, которые принесли сюда по горсти земли – так получился курган высотой 35 м. Земляной холм венчает скульптурная композиция из четырёх штыков, которые символизируют 1-й, 2-й, 3-й Белорусские и 1-й Прибалтийский фронты, освобождавшие Беларусь. Их основание опоясывает кольцо с барельефными изображениями советских воинов и партизан. На внутренней стороне кольца, выполненной в технике мозаики, отбит текст: «Армии Советской, Армии-освободительнице – слава!» От подножия кургана, опоясывая его, к монументу ведут две бетонные лестницы, каждая из которых имеет 241 ступень.

Курган Славы под Минском породил целую волну подражаний среди архитекторов, создававших военные мемориалы по всему СССР.

Годы не пощадили сооружение в мае 2003 г. на заседании Республиканского оргкомитета по подготовке празднования 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков было принято решение провести масштабную реконструкцию Кургана Славы. Основную организацию и контроль за ходом восстановительных работ взяла на себя Федерация профсоюзов Белоруссии. Обновление памятника к памятной дате вновь стало общенародным делом.

Обновленный Курган Славы с вновь заложенным парком имени 60-летия Победы в Великой Отечественной войне открылся 1 июля 2004 г.

На торжественной церемонии тогда присутствовали президенты Беларуси, России и Украины [15].

В 1971 г. был торжественно открыт мемориал «Брестская крепость-герой». Он был построен по проектам скульптора А.П. Кибальникова. Композиционным центром его является монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости; в 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 1038 человек; к площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца; перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы; на обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2021 г. мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» был удостоен ордена Франциска Скорины «за значительные достижения в сохранении исторического наследия, увековечивании памяти участников Великой Отечественной войны, патриотическом воспитании детей и молодежи, а также в связи с 50-летием со дня основания мемориального комплекса» [3].

В юбилейном для Белоруссии 1974 г. (30-летие освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков) был открыт мемориальный комплекс «Прорыв», располагающийся в Ушачском районе Витебской области Белоруссии в семи километрах северо-западнее г. Ушачи между посёлками Двор Плино и Паперино. Он посвящён героическому прорыву в ночь на 5 мая 1944 г. партизанскими бригадами Полоцко-Лепельского партизанского соединения блокады, осуществлявшейся оккупационными немецко-фашистскими войсками в ходе проведения карательной антипартизанской операции «Весенний праздник». В образовавшийся прорыв вместе с партизанами вышло из окружения более 15 тыс. мирных жителей, избежав карательных действий оккупантов.

Авторами комплекса являются известные белорусские монументалисты: скульптор – народный художник БССР лауреат Государственной премии БССР А.А. Аникейчик, архитекторы – лауреат Ленинской премии Ю.М. Градов, лауреат Ленинской премии Л. М. Левин.

Мемориальный комплекс «Прорыв» является одним из самых значительных произведений монументального искусства Беларуси. В настоящее время поездка на мемориальный комплекс «Прорыв» включается в состав многих познавательных туристов маршрутов [18].

Стела «Минск – город-герой», возведенная в 1985 г. в честь 40-летия Великой Победы, сегодня входит в грандиозный ансамбль Музея истории Великой Отечественной войны. Венчает 45-ти метровый обелиск Звезда Героя, а у подножия выгравирован текст о присвоении городу почетного звания. Дополняет ансамбль бронзовая скульптура женщины с высоко поднятыми фанфарами – символ Родины-матери. Создателем обелиска стал скульптор В.П. Занкович, воплотивший замысел архитекторов В. Евсеева, В. Крамаренко и В. Романенко [19].

К относительно новым мемориальным сооружениям (открыт 30 июня 2005 г.) относится историко-культурный комплекс «Линия Сталина». Комплекс расположен близ деревни Лошаны в Минском районе в 20 км к северо-западу от Минска. Он открытна основе восстановленных фортификационных сооружений Минского укрепрайона т. н. «Линии Сталина», который в первые дни Великой Отечественной войны стал одним из факторов срыва гитлеровской военной наступательной операции «Барбаросса».

Инициатива создания комплекса, предложенная белорусским благотворительным фондом «Память Афгана», была поддержана Президентом Белоруссии А.Г. Лукашенко. В создании комплекса принимали участие государственные и общественные организации, предприятия, а также подразделения инженерных войск Вооружённых Сил Республики Беларусь.

Комплекс представляет собой военно-исторический музей под открытым небом: воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона; восстановлены два пулемётных ДОТа, артиллерийские полукапониры, командно-наблюдательный пункт; инженерное оборудование местности – все виды окопов, траншеи и противотанковые рвы, позиции для стрелковых отделений, блиндажи для укрытия личного состава, окопы для орудий, надолбы. В музее собрана экспозиция военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. На территории комплекса также расположен один из памятников Сталину в Белоруссии [16].

Также важными для сохранения памяти Великой Отечественной войны являются следующие мемориалы.

Мемориальный комплекс «Землянка», созданный в 1982 г. на месте расположения в 1941 г. штаба Западного фронта. Он находится в 1-м километре восточнее автозавода им. С.М. Кирова, у шоссе Могилёв – Чаусы, в лесу. Включает сооружённую из бетона мемориальную землянку и стелу с памятной надписью [17].

Мемориальный комплекс «Буйничское поле» (открыт 2002 г.), расположенный юго-западнее Могилёва, вблизи деревни Буйничи.

Памятник напоминает о попытке советских войск задержать немецкое вторжение, подбив 39 танков противника на подступах к Могилеву в 1941 г.

Автор проекта архитектор В.В. Чаленко. Мемориал включает в себя арку входа, которая соединена аллеей с центральной композицией – 27-ми метровой краснокирпичной часовней, построенной в стиле православной архитектуры. Под часовней находится склеп, предназначенный для торжественного перезахоронения останков погибших воинов Красной Армии, обнаруженных на полях боев в окрестностях Могилева. Аллеи соединяют часовню с аркой, где размещены горельефные доски, с памятным камнем писателю К.М. Симонову (согласно завещанию писателя, в сентябре 1979 г. над Буйничским полем был развеян его прах), а также «озером слез». Вокруг расположены образцы боевого вооружения и техники периода войны [4].

Самым известным мемориалом в ряду мемориалов памяти жертв войны является комплекса «Хатынь» в Логойском районе.

Он был открыт 1969 г. в память пяти тысяч белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы.

Решение о его сооружении принял ЦК КПБ в январе 1966 г. В марте 1967 г. был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. «Работа над проектом захватила нас, – вспоминал Леонид Левин – мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!», – так родилась идея колоколов Хатыни [8].

Мероприятие открытия мемориала запомнилось его участникам на всю жизнь. Вот как описал это событие Н.П. Гирилович: «на площади перед входом в мемориал Хатынь собрались делегации от сельских советов всей республики. Одни держали капсулы, изготовленные рабочими Минского тракторного завода, другие – шкатулки с землей своих сожженных деревень, некоторые – маленькие домики – копии тех, что остались в только в памяти» [9].

Впоследствии были открыты еще 6 мемориалов на месте деревень, сожженных вместе с жителями в годы войны. Так в 1973 г. был открыт мемориальный комплекс «Дальва» (Логойский район, в 4 км к востоку от 77-го км автотрассы М3 Минск – Витебск); в 1982 г. – мемориальный комплекс «Дремлево» (Жабинковский район, между деревнями Степанки и Семеновцы); в 1983 г. – мемориальный комплекс «Шуневка» («Проклятие фашизму», Докшицкий район, на участке трассы Р3 Бегомль – Докшицы, между деревнями Добрунь и Рашковка); в 1985 г. мемориальный комплекс воинской славы «Усакино» (Кличевский район, между деревнями Усакино и Суша, недалеко от железной дороги Осиповичи – Могилев); в 1986 г. мемориальный комплекс «Литавец» (Дзержинский район, правый берег реки Жесть, между деревнями Радима и Александрово); в 2008 г. мемориальный комплекс «Борки» (Кировский район, рядом с автодорогой Р93 Бобруйск - Могилев) [23].

Залы и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, открыты во всех историко-краеведческих музеях Беларуси. Во многих школьных музеях встречаются редкие экспонаты, собранные несколькими поколениями школьников и учителей.

Однако главное хранилище материалов о войне – первый в мире музей истории Великой Отечественной войны – Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны, который был основан в Минске уже в 1944 г. К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков музей открылся в новом здании, стал интерактивным историческим комплексом. Сегодня этот музей – это еще и одно из крупнейших собраний планеты, посвященных событиям Второй мировой войны. Величественное здание музея возведено в знаковом месте белорусской столицы – рядом со стелой «Минск – город-герой» – и входит в музейно-парковый комплекс «Победа». Архитектура здания впечатляет масштабами и символизмом, в нем гармонично соединились монументальность и современные технологии. Нестандартные пространственно-архитектурные приемы и образные решения создают у посетителя ощущение величайшей трагедии и одновременно погружают в атмосферу мужества и подвига. В 10 экспозиционных залах площадью 4200 кв. м представлено свыше 8 тыс. экспонатов. Кроме того, фонды музея насчитывают свыше 155 тыс. единиц хранения. Это фотографии, документы, письма и личные вещи участников Великой Отечественной войны. Музей является самым посещаемым в Беларуси [1].

Также масштабные экспозиции на военную тему имеют следующие музеи Беларуси. Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырёва создан в Витебске согласно распоряжению Совета Министров БССР от 1 февраля 1966 г. и приказа Министерства культуры БССР от 24 марта 1966 г. как городской. Решением исполнительного комитета Витебского областного Совета депутатов трудящихся от 26 декабря 1968 г. он был преобразован в областной. Экспозиции музея открылись для посетителей 5 июля 1969 г. в дни празднования 25-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В экспозиции рассказывается о детских и юношеских годах М. Ф. Шмырева, его трудовой и общественной деятельности в довоенный период, организации партизанского движения на территории бывшего Суражского района во время Великой Отечественной войны, создании 1-й Белорусской партизанской бригады, имеются материалы о трудовой и гражданской деятельности М.Ф. Шмырёва в послевоенные годы. [22].

Гомельский областной музей военной славы расположен в центральной части Гомеля и посвящён военной истории Гомельщины с древнейших времён до наших дней. Первая очередь музея была открыта накануне празднования 60-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (2004). 26 апреля 2005 г. состоялось открытие полного музейного комплекса. В торжественной церемонии принял участие президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Значительная часть экспозиции посвящена Второй мировой войне. На открытой площадке возле здания музея размещена выставка военной техники XX в. В числе представленных экспонатов — танк Т-80Б, боевая машина десанта БМД-1, самоходная гаубица 2С1, грузовой автомобиль ЗИС-5В и ещё более 30 единиц техники. Кроме того, здесь расположены локальная экспозиция «Партизанский городок», локальная экспозиция в санитарном вагоне, а также функционирует пневматический тир [7].

Музей битвы за Днепр в Лоеве был открыт 9 мая 1985 г. как филиал Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Музейный фонд составляет более 5.000 единиц хранения (2019). Экспозиция музея посвящена событиям форсирования р. Днепр на Гомельщине войсками Центрального фронта под командованием К.К. Рокоссовского, боевым действиям 61 и 65 армий на Лоевском плацдарме и освобождению района от немецко-фашистских захватчиков. Также в экспозиции есть материалы о партизанском движении на Лоевщине и о земляках – участниках Второй мировой войны. Большой интерес у посетителей вызывают подручные средства переправы первых десантных отрядов, воинское снаряжение, коллекция оружия, боевые награды, фотографии, фронтовые письма и открытки, личные вещи и документы участников форсирования Днепра, партизанский дневник, стенгазета, листовки и др. Экспозицию музея продолжает открытая площадка боевой техники на берегу Днепра. Музей включен в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины» [21].

Подводя некоторые итоги исследования можно констатировать, что в сохранение памяти о Великой Отечественной войне в Беларуси находится на высоком уровне.

Уже сразу после освобождения территории БССР в 1944 г. было принято решение об увековечивании памяти о Великой Отечественной войне в экспозициях первого в мире музея Великой Отечественной войны в г. Минске, который открылся для посетителей уже 1 мая 1947 г.

В это же время началась активная работа художников (финансируемая государством) по созданию портретов героев войны и отображению последствий фашисткой оккупации.

Наивысший пик в деле увековечивания памяти о Великой Отечественной войне пришлось на двадцатилетие 1960-х – 1980-х гг. Именно в это время создаются великие произведения во всех направлениях художественного творчества – изобразительном искусстве («Защитники Брестской крепости» И. Ахремчика, «Партизанская мадонна» и «Цифры на сердце» М. Савицкого), литературе (дилогия А. Адамовича «Партизаны», «Я из огненной деревни...» А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника, более десятка уникальных произведений В. Быкова), кинематографе («Третья ракета» Р. Викторова, «Альпийская баллада» Б. Степанова, «Через кладбище» В. Турова, «Иди и смотри» Э. Климова)

Открываются новые музеи и мемориальные комплексы известные во всем мире (Брестская крепость, Хатынь, Курган Славы), посвященные тем или иным событиям Великой Отечественной войны.

Подобное положение дел, впрочем, было характерно и для других республик СССР. Это объясняется тем, что с одной стороны, в это время еще были живы свидетели событий, которые по прошествии нескольких десятилетий смогли охватить все стороны войны – ее пафос, психологизм и трагедийность.

С другой стороны, в этом большую роль играла серьезная финансовая поддержка государства.

События 1990-х гг. принесли некоторое затухание темы Великой Отечественной войны в творчестве художников, литераторов и кинематографистов.

Во многом это стало отражением попыток исследователей высвечивать и выпячивать все негативные стороны войны; появлением новых более злободневных тем, а также же значительным сокращением финансовой поддержки со стороны государства.

В начале 2000-х гг. отражение военной темы остается актуальной только в область кинематографии.

Сегодня руководство Беларуси проводит значительную работу по сохранению памяти о Великой Отечественной войне – поддерживаются в должном состоянии и реставрируются монументальные сооружения, регулярно обновляются экспозиции и открываются новые выставки в музеях, однако, за редким исключением (выставка детского рисунка «Наследники Победы») это все материалы из фондов музеев.

80 лет прошло с момента начала Великой Отечественной войны и 76 лет с момента ее окончания. Память об этих событиях будет еще долго волновать сердца и умы людей, но надо понимать, что события этого времени переходят на новую ступень, становятся давней историей. Боль в сердцах потомков третьего и четвертого поколений не может быть столь сильной, как у свидетелей событий. И, как мне кажется, подобных изменений не стоит бояться, главное, чтобы память о войне оставалась объективной и правдивой. И, тогда, с течением времени интерес к событиям Великой Отечественной войны вспыхнет с новой силой.

Список использованных источников.

Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны» – Режим доступа: http://war.museum.by/, свободный.

Беларусь в годы Великой Отечественной войны: цифры и факты. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Белта»: https://www.belta.by/society/view/dose-belarus-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-tsifry-i-fakty-446805-2021/, свободный

Брестская крепость. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Брестская_крепость, свободный.

Буйничское поле [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буйничское_поле, свободный.

В годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта: Городецкий вестник. – Режим доступа: https://www.garadvest.by/2018/12/v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/, свободный.

В Национальном художественном музее открылась выставка к 75‑летию Великой Победы. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ» – Режим доступа: https://www.sb.by/articles/kollektsiya-istoriy-.html, свободный.

Гомельский областной музей военной славы [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Гомельский_областной_музей_военной_славы». – Режим доступа http://milglory.gomel.museum.by/, свободный.

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Хатынь» – Режим доступа: https://khatyn.by/ru/, свободный.

«Дальва» – мемориальный комплекс жертвам фашизма. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Дальва» – Режим доступа: http://dalva.by/, свободный.

Жмакина К.А. Великая Отечественная война в белорусском изобразительном искусстве // Беларусь в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф.студентов, аспирантов и молодых ученых, Гомель, 5 мая 2015 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П.О. Сухого, Гомел. Епархия Белорус. православ. церкви; под общ. ред. В.В. Кириенко. – Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2015. – 305 с. С.18–20 [Электронный ресурс]. – Доступ с сайта «Гомельская епархия Белорусской православной церкви». Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/212964286.pdf, свободный.

Жук В.И. Великая Отечественная война в живописи Беларуси [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «hcpncr.com». Режим доступа: https://yandex.ru/search/?text=%D0%96%D1%83%D0%BA+%D0%92.%D0%98.+%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0+%D0%B2+%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8%2F%2F+&lr=194&clid=2008252-377&win=310, свободный.

Картины и скульптуры 22 народных художников Беларуси расскажут о войне и ее героях. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Минск-новости»: https://minsknews.by/kartinyi-i-skulpturyi-22-narodnyih-hudozhnikov-belarusi-rasskazhut-o-voyne-i-ee-geroyah/, свободный.

Кинематограф_Белоруссии [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф_Белоруссии, свободный.

Кузнецов Валерий. Кино идет в партизаны. «Российская газета» (4 июня 2004).

Курган Славы (Минск). [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Вики-педия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Славы_(Минск), свободный.

Линия Сталина. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Линия_Сталина_(комплекс), свободный.

Мемориальный комплекс «Землянка» [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мемориальный_комплекс_«Землянка», свободный.

Мемориальный комплекс «Прорыв». [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мемориальный_комплекс_«Прорыв», свободный.

Митрахович Саша. Стела Минск-город-герой [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Posmotrim.by» – Режим доступа: https://posmotrim.by/article/stela-minsk-gorod-geroy.html, свободный.

Монумент Победы (Минск). [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия» – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Монумент_Победы_(Минск), свободный.

Музей битвы за Днепр в Лоеве [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Музей битвы за Днепр»– Режим до-ступа https://www.belarus.by/ru/travel/military-history-tourism/memorials-great-patriotic-war, свободный.

Музей М.Ф. Шмырёва [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Википедия»– Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Музей_М._Ф._Шмырёва, свободный.

Ничто не забыто: 7 мемориалов, посвященных сожженным в войну белорусским деревням. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Livejournal» – Режим доступа: https://incopolis.livejournal.com/160962.html/, свободный.

«Правдивая палитра войны» // Советская Белоруссия № 33 (24915). Суббота, 20 февраля 2016. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Белгосмузей истории Великой Отечественной войны». Режим доступа: https://www.sb.by/articles/pravdivaya-palitra-voyny.html, свободный.

Работы юных художников Беларуси и России к 75-летию Великой По-беды представят в музее истории Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Белта» – Режим доступа: https://www.belta.by/culture/view/raboty-junyh-hudozhnikov-belarusi-i-rossii-k-75-letiju-velikoj-pobedy-predstavjat-v-muzee-istorii-vov-378409-2020, свободный.

Торжество Победы и скорбь о погибших. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта агентства «Минск-Новости». – Режим доступа: https://minsknews.by/torzhestvo-pobedy-i-skorb-o-pogibshih-vystavka-zhivopisi-leonida-shhemeleva-otkrylas-v-minske/, свободный.

Углубление в белорусской литературе темы великой отечественной войны во второй половине 1950-х – 1980-е гг. [Электронный ресурс] – Доступ с сайта «Library»: https://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1291653151&archive=1291799508&start_from=&ucat=&, свободный.

Просмотров работы: 80