Заинтересованность общества в общечеловеческих ценностях, в утверждении гуманных ценностей и идеалов как высших ступеней развития личности отразилась на образовательной политике и практике России. Сегодня образование обращается к личностному содержанию как к междисциплинарной идее, имеющей своим предметом феноменологию субъектности человека в его отношениях с окружающим миром. Гуманизация образования предполагает сосредоточение усилий на развитии каждого ребенка как творческой индивидуальности, уникальной личности.
Одной из основных задач воспитания и развития дошкольников является обучение умению передавать свои впечатления от окружающего мира с помощью выразительных средств. Эффективным средством ее решения является изобразительное искусство, в частности, архитектура.
Приобщение дошкольников к культурным ценностям – это, прежде всего, отношение к родному городу, памятникам архитектуры, скульптуры. Важную роль здесь играет предметно-архитектурное пространство города, в котором живет человек, а также природная среда. Полная гармония в человеке достигается за счет баланса между внутренней жизнью и внешней средой. Через ближайшее окружение человека, в том числе и через архитектуру, из поколения в поколение передаются нормы человеческого поведения и культуры.
В теории дошкольного образования имеется ряд исследований, посвященных проблемам приобщения дошкольников к искусству и архитектуре. Исследователи отмечают, что дети проявляют интерес к различным видам искусства. Они могут понимать содержание картин, восприятие их выразительных средств (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Р.М. Чумичева). Дошкольники способны воспринимать графику, условность ее художественного языка (В.А. Езикеева, Р.А. Мирошкина). Установлено, что у старших дошкольников возможно формирование эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры (Е.В. Гончарова), эстетического восприятия скульптуры малой формы (Г.М. Вишнёва). О влиянии искусства на развитие продуктивного творчества дошкольников свидетельствуют материалы многих исследований (З.А. Богатеева, А.А. Грибовская, Е.Б. Горунович, Р.Н. Смирнова и др.).
В настоящее время в науке определены основные подходы к использованию архитектуры в работе с дошкольниками (исследования И.Г. Ветровой, В.В. Алексеевой, Л.П. Барышниковой и др.).
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты использования архитектуры как средства формирования у дошкольников представлений о некоторых фактах истории (Н.Р. Виноградова), ознакомление с окружающей средой (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова), использование архитектуры как дидактического материала для развития умственных способностей детей (А.Н. Давидчук, Г.С. Комарова, З.Б. Лиштван, Л.А. Парамонова). В последние годы проводятся исследования по вопросам ознакомления дошкольников с архитектурой как видом искусства, изучения ее влияния на процесс художественно-творческого развития дошкольников (С.Ю. Бологова)[1, 37].
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу, а также исследования, которые направлены на изучение проблемы ознакомления старших дошкольников с архитектурой родного края, можно сказать, что над этим вопросом работали многие педагоги-исследователи: К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, С.А. Козлова и другие.
Региональные особенности культуры и исторического развития, а также их специфические черты, составляющие явление, формирующее у каждого человека интерес и привязанность к родному краю, присутствуют в каждом городе, в каждом селе, в каждом населенном пункте [3, 15].
Изучая вопрос ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем, можно сделать вывод, что в занятиях многих педагогов большое значение имеет патриотизм, выступающий средством развития представлений о родном крае. В настоящее время дети страдают от недостатка знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушны к близким людям, родители не имеют представления о целях и задачах патриотического воспитания, что не может быть воспитано без тесного взаимодействия детского сада и семьи. Глубоко изучив актуальность проблемы, мы поняли, что необходима не столько педагогическая образованность родителей, сколько активное участие семьи в реализации форм и методов развития представлений об архитектуре родного города у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проблемой развития представлений об архитектуре родного города у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях стали различные мнения исследователей:
- одни исследователи предлагают формирование представлений об архитектуре родного города у старших дошкольников рассматривать как воспитание культуры;
- другие ученые развитие представлений об архитектуре родного города у детей старшего дошкольного возраста предлагают рассматривать в рамках патриотического и нравственного воспитания, рассматривать как социализацию детей.
Следовательно, развитие представлений об архитектуре родного города у детей старшего дошкольного возраста как процессе познавательного развития в психолого-педагогических исследованиях почти не раскрывается.
Формирование представлений об архитектуре родного края в дошкольном возрасте возможно при условии, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Проведенный анализ показал существующую в изученных программах закономерность освоения ребенком истории архитектурных сооружений. Все авторы отмечают необходимость ознакомления и выделение специфики культуры и социальных ориентиров. Эмоциональное восприятие является ключевой основой для формирования представлений ребенка о родном городе. Особое место отводится совместной работе ДОУ с семьей дошкольника.
Изучение представлений об архитектуре родного города дошкольников предполагает два важных этапа: выделение критериев и индикаторов сформированности представлений детей и подбор методов проведения диагностического исследования.
Таким образом, анализ исследований в области дошкольной педагогики, а также методики изобразительной деятельности по проблеме приобщения ребенка к культурным ценностям мира архитектуры, показал, что это проблема разработана недостаточно, в противоположность другим видам искусства, таким как живопись, музыка, поэзия. Анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного воспитания позволил выявить противоречие между важностью и педагогическими возможностями использования ознакомления с архитектурой родного города с целью развития детского творчества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического и методического аспекта данной проблемы и недостаточным использованием такого средства, с другой.
Список использованных источников
1. Бологова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой.: автореф. дис. на соиск. учён. степени к.п.н.-М., 1996.-23 с.
2. Борчанинова К. В. Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена- 2009.-249 с.
3. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с архитектурой. / А.А. Грибовская – М, 2005. – 49 с.
4. Иванова В. Шедевры архитектуры как средство художественного воспитания// Дошкольное воспитание. – 2001. 34 с.
5. Юрченко С.П. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования [Текст] / С.П. Юрченко. - М.: Высшая школа, 2005. - 288 с.