Как известно, работа с волонтерами в любой организации начинается с деятельности по привлечению, набору и отбору людей, которые изъявили желание безвозмездно оказывать помощь населению или территориям, используя для этого свое свободное от учебы/работы время.
Привлечение добровольцев для работы в учреждении осуществляется Координатором добровольцев самостоятельно или с привлечением партнерских организаций (общественных, некоммерческих) и включает:
- поиск и набор добровольцев;
- проведение собеседований, выявление мотиваций и отбор добровольцев;
- информирование и ориентирование добровольцев.
Привлечение волонтеров происходит после четкой постановки задачи (функции), для которой они требуются. Эта задача должна быть сформулирована с описанием функционала, требуемого времени, необходимого инвентаря или технических средств, навыков и знаний для ее качественного выполнения. Более точное и развернутое описание возможных деталей гарантирует более качественный уровень набора добровольцев и их волонтерской деятельности.
Следует понимать еще на этапе отбора, какие волонтеры понадобятся для реализации той или иной задачи и их количество. В обязанности организации входит правильный их отбор, обучение (в случае, если работа требует специальных умений) и подготовка к волонтерской деятельности. Если совершить ошибку в распределение волонтеров на функции, то это приведет к демотивации и уходу. Вариантами отбора волонтеров могут являться анкетирование, общие встречи, собеседование с координатором, психологическое собеседование, тестирование и сбор дополнительных документов – все это делается для того, чтобы лучше узнать волонтеров. Иногда организаторам волонтерской деятельности приходится отказывать волонтерам, – это нужно уметь делать в случае необходимости.
Так, существует несколько причин для отказа волонтерам. Во-первых, добровольцу может недоставать профессиональных навыков, компетенций для выполнения требуемых работ. Во-вторых, есть причины, связанные с наличием мотивов кандидата, которые нельзя причислить к числу бескорыстных. Наконец, есть факторы, связанные с криминальным прошлым кандидата, а также причины психического или ментального расстройства, которые можно обнаружить у добровольца.
Как уже говорилось ранее, необходимо регулярное обучение новичков-волонтеров. Как правило, такая подготовка включает в себя инструктаж, предоставление информационных материалов и, при необходимости, последующий контроль знаний волонтера.
После такой подготовки происходит знакомство с уже сформированным коллективом, а также проводится обучение волонтера на его непосредственном «месте работы». В некоторых случаях для добровольцев проводят семинары и тренинги с сотрудниками, координаторами или психологами организации. Волонтеры, как и сотрудники организации, периодически должны проходить курсы и тренинги повышения квалификации. Это действенный инструмент, позволяющий избежать морального травмирования человека с инвалидностью по причине незнания особенностей поведения с людьми, имеющими различного рода физические ограничения.
Также одной из обязанностей организаторов волонтерской деятельности является привлечение психологической службы, сопровождающей волонтеров на этапе отбора, обучения и работы. Такое сопровождение психологической службы позволяет осуществлять мониторинг и выявлять личностные проблемы на ранних стадиях. Благодарность, уважение и принятие полезной деятельности волонтера со стороны окружающих также являются важной мотивационной составляющей.
Мотивация волонтера – это учёт факторов и организация среды таким образом, чтобы деятельность происходила в условиях взаимопонимания, одобрения, доступности и открытости информации, доброжелательности и качественной обратной связи между организаторами и волонтерами.
В основе мотивов, побуждающих людей к добровольчеству, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку. Н. Тюшкевич и И. Рештавыделили потребности волонтера, способы воздействия, поддерживающие мотивацию к добровольческой деятельности: комфорт и безопасность; статус и признание; общение; творческий рост; власть.
Определение потребности волонтера возможно только при непосредственном взаимодействии с ним. Знание его потребностей поможет поддерживать мотивацию волонтера с помощью различных инструментов.
Чтобы люди охотнее вовлекались в добровольческую деятельность, должна идти постоянная работа над поддержанием мотивации волонтеров – создания мотивационной программы внутри организации. Меры должны быть разнообразными и охватывать весь спектр поддержки. Для этого необходимо создавать систему, включающую регулярные дискуссии, акцентирующие внимание волонтёров на положительных, радостных сторонах деятельности (радость от оказания реальной помощи нуждающимся).
Для волонтеров после самого содержания их деятельности самым значимым мотивом является признание их вклада в доброе дело, в том числе в развитие других людей. Поэтому такой вклад важно всегда подчеркивать и высоко оценивать.
Литература:
Добро.Университет: [Электронный ресурс]. URL: https://edu.dobro.ru/