АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5-6 ЛЕТ

Груничева А.В. 1, Казакова Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления эмоционального здоровья человека является наиболее сложной и серьезной проблемой нации. Эмоционально здоровая личность способна преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции и сохранять стабильность в своей жизни. Следовательно, от уровня эмоционального здоровья зависит развитие личности в целом.

Согласно проведенным исследованиям изучения эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста, отметим, что эмоциональное здоровье – это положительное восприятие мира и себя в целом, способность поддерживать стабильное положительное самочувствие за счет осознания своего состояния и возможности регуляции этого состояния (Е. Ю. Федорченко, 2015) [3], а, так же, стабильность эмоциональных реакций и положительное отношение человека при взаимодействии с окружающей действительностью (Л. В. Тарабакина, 2005) [9].

На основании изучения литературных источников нами были определены критерии эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста, а именно: положительное, комфортное психоэмоциональное состояние; эмоциональное благополучие; преобладание положительных эмоций над отрицательными; положительная самооценка; доброжелательность; уверенность в себе и в своих силах; адекватные эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающей действительностью, то есть, эмоциональная устойчивость; позитивное восприятие окружающего мира; социально-приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; эмпатия и чувство принадлежности к группе.

Цель исследования – анализ характеристик эмоционального здоровья детей дошкольного возраста.

Обследованы характеристики эмоционального здоровья у 53 дошкольников (23 девочек, 30 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.

Для определения уровня развития эмоционального здоровья у дошкольников нами был использован следующий диагностический инструментарий: методика С. В. Валиевой «Паравозик»; методика Г. Б. Степановой «Оценка эмоциональных проявлений дошкольников»; методика В. Г. Щур «Лесенка»; методика Р. Р. Калининой «Сюжетные картинки»; проективный метод А. М. Щитининой Л. С. Кирс «Завершение историй» и методика А. М. Щитининой «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» [2]; методика Е. В. Норре «Оценка уровня притязания у ребенка» [8].

Для обработки данных использовался пакет статистического анализа «SPSSstatistics 23.00» for Windows (лицензионное соглашение № Z125-3301-14, Северный (Арктический) Федеральный Университет им. М. В. Ломоносова). Для описания характеристик эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста были использованы описательные статистики.

Исследуя психоэмоциональное состояние у дошкольников по методике С. В. Валиевой «Паровозик», было выявлено, что в группе дошкольников у 3% детей наблюдается негативное психоэмоциональное состояние высокой степени. По мнению Л. В. Боголюб (2017) одной из возможных причин негативного психоэмоционального состояния у дошкольников, является: изменение социального статуса, благосостояния семей, громадные нагрузки (раннее обучение дошкольников), возрастающий и разнообразный информационный поток, в который попадают дети [1].

Полученные данные по методике «Эмоциональное благополучие» Т. С. Воробьевой показали, что 17% испытуемых прибывают в состоянии эмоционального неблагополучия, что по мнению М. Ю. Стожаровой (2018), в большей степени, зависит от уровня и стиля жизни семьи [6].

Анализ результатов методики «Оценка эмоциональных проявлений дошкольников» Г. В. Степановой показал, что у 23% детей преобладает эмоция «страх», а у 19% детей – «гнев», основные причины, которых, по мнению И. В. Смолярчук (2018) являются: индивидуальные особенности детей, огромное количество стрессовых ситуаций, недостаточная эмоциональная близость родителей и детей, смешение семейных ролей, межличностные конфликты в семьях, изолирование семьи от внешних контактов, а, так же, воспитания детей в суровых условиях [5].

Результаты диагностики методики «Лесенка» В. Г. Щур показали, что 3 % дошкольников имеют заниженную самооценку, следовательно, не уверенны в себе и в своих силах, что, по мнению Н. А. Киселева говорит о негативных наследственных факторах и отрицательном влиянии социальной среды [5].

Анализ результатов методики «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой показал, что 17% детей имеют низкий уровень доброжелательности и неадекватные эмоциональные реакции. М. В. Суровицкая (2017) подчеркивает, что одной из основных причин является недоброжелательное отношение к самом ребенку в семье, следовательно, отсутствие эмпатии, самоуважения и, как следствие, недоброжелательное отношение к окружающим [8].

По результатам проективной методики А. М. Щетининой, Л. В. Кирс «Завершение историй» выявлено, что у 10% детей не адекватное эмоциональное реагирование, а именно: дети демонстровали смех и ухмылки в ситуациях, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение. О. Н. Широков (2018) подчеркивает, что дети, которые не умею адекватно реагировать на неприятности других, имеют низкий уровень эмпатии, причинами этого являются неискреннее и не доверительное отношение к ребенку в семье [6].

Результаты методики «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетининой показал, что низким уровнем эмпатии обладают 28% детей. Известно, что эмпатия не присуща человеку с рождения, ее развитие происходит в жизненном процессе, при взаимодействии с людьми и окружающим миром, то есть, рождаясь, ребенок не способен сопереживать. Этому он учится от семьи и окружающих его людей [4].

Результаты исследования по методике «Оценка уровня притязаний ребенка» Е. Норре показали, что 13% дошкольников имеют низкий уровень притязаний. По мнению А. С. Смышниковой (2018) неумением самоутверждаться и самовыражаться обладают дети, которые получают недостаточно любви и внимания со стороны близких ему людей, где неуверенность в себе проявляется со стороны родителей, в воспитании не учитываются особенности характера ребенка, присутствуют упреки и частые запреты [7].

Таким образом, 1/4 детей дошкольного возраста имеют негативное психоэмоциональное состояние, у 1/4 дошкольников преобладает эмоция «страх», и низкий уровень эмпатии, 1/5 дошкольников имеют эмоциональное неблагополучие, низкий уровень доброжелательности, неадекватные эмоциональные реакции и отличаются низким уровнем притязаний, т.е. они не уверенны в себе, в своих силах и возможностях, 1/8 детей имеют заниженную самооценку, 1/9 дошкольников проявили неадекватную реакцию на происходящие неприятности с персонажем. Полученные результаты свидетельствуют о том, что многие дошкольники нуждаются в развитии эмоционального здоровья.

Итак, на основе полученных результатов исследования характеристик эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста необходимо проводить профилактику и коррекцию данного феномена. На наш взгляд, наиболее целесообразно использовать арт-терапию, а именно: изотерапии, игротерапии, цветотерапии. В результате чего предполагается, что у детей дошкольного возраста повысится уровень самооценки, эмоционального благополучия, доброжелательности, появится уверенность в себе и в своих силах, улучшится психоэмоциональное состояние, положительные эмоции начнут преобладать над отрицательными, появятся адекватные эмоциональные реакции при взаимодействии с окружающей действительностью, дети научатся позитивно воспринимать окружающий мир.

Список литературы:

1 Боголюб, Л. В. Психологическое здоровье современного ребенка в детском саду /Л. В. Боголюб [электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №1. – С. 16-19. – Режим доступа :http ://moluch.ru/th/1/archive/49/1764/

2 Зайцева, О. Ю. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О. Ю. Зайцева [электронный ресурс]// Профессиональное образование. – 2018. – № 6. – С. 210-212. – Режим доступа :http :// cyberleninka.ru (дата обращения : 01.11.2021).

3 Клачкова, Е. Г. Эмоциональное здоровье дошкольников как основа социально-коммуникативного развития. /Е. Г. Клачкова [электронный ресурс] // Дошкольное образование. – 2015. – №9. – С. 65-68. – Режим доступа :https ://moluch.ru/archive/145/40614/ (дата обращения : 16.05.2020).

4 Овчарова, Р. В. Родительство как психологический фе­номен / Р. В. Овчарова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 129с.

5 Смолярчук, И. В. Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста / И. В. Смолярчук [электронный ресурс] // Психологические науки. – 2021. – С.95-97. – Режим доступа :https ://cyberleninka.ru (дата обращения : 25.10.2021).

6 Смышникова, А. С. Психологическое здоровье дошкольника: пути и проблемы/А. С. Смышникова [электронный ресурс] // Психологические науки. – 2019.– С. 158-162. – Режим доступа : https ://elibrary.ru. (дата обращения : 26.03.2020).

7 Стожарова, М. Ю. Изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста /М. Ю. Стожарова [электронный ресурс] // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 5. – С. 49-57.

8 Суровицкая, М. В. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня социально-коммуникативного развития / М. В. Суровицкая. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. – 69 с.

9 Тарабакина, Л. В. Эмоциональное здоровье подростка : риски и возможности: [Текст] :Дис. … д-ра психол. наук :19.00.07 / Тарабакина Людмила Владимировна.– М.: РГБ,2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).– Москва : МПГУ, 2017. – 193с.

Просмотров работы: 85