Подростковый буллинг: его причины и последствия. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Подростковый буллинг: его причины и последствия.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Подростковая жестокость – это тема, которая с каждым годом становиться всё актуальнее в России. Ежегодно рост жестокости среди подростков увеличивается с огромной скоростью. Зачастую, действия со стороны юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки дозволенного.[5]

По словам социологов, за последние 10 лет уровень межличностного общения среди подростков кардинально изменился. Хамство и оскорбления – стали нормой, а нецензурные выражение из уст подростков слышны на каждом шагу. О соблюдении этических принципов в общении со старшим поколением уже давно позабыли. В наше время любой школьник может «послать» кого угодно, невзирая на возраст и положение.

Причинами такого поведения могут являться «неблагополучная» семья, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.[2]

Всё вышеперечисленное и порождает рост насилия в школе между детьми. Сейчас практически в каждом классе присутствуют дети, подвергающиеся ежедневной травле, открытым издевательствам. Но самая главная проблема современного общества – это что в группе риска может оказаться любой человек.[3] Что же это за такое явление, в котором раньше учащегося называли «белой вороной», «козлом отпущения» и т.д.

В наше время даже ввели специальный термин данного поведения – «буллинг». Данный термин произошел от английского слова bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник. Английское слово буллинг (bullying) обозначает запугивание, физический или психологический террор, который направлен на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.[1] Если раньше это было обычное житейское понятие, то в последние 20 лет оно приобрело международный статус и стало социально-психологическим и педагогическим термином, который включает в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.[6]

Дэн Олвеус, норвежский психолог, давал следующее определение буллинга: «Ученик подвергается буллингу, когда в течении времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц. Ученик остро переживает агрессию, но по разным причинам не может на нее ответить».

В психолого-педагогической литературе отмечается огромное множество признаков буллинга, но основными принято считать:

Неравенство сил;

Повторяемость (регулярное воздействие);

Неадекватно высокая чувствительность жертвы.

По мнению большинства ученых (И.С. Кона, С.Н. Ениколопова, В.С. Собкина, С.В. Кривцовой, А.А. Бочавер и других), буллинг включает в себя 4 главных компонента:

Агрессивное и негативное поведение;

Регулярное осуществление;

Происходит в отношениях, между участниками, обладающими неодинаковой властью;

Данное поведение является умышленным.

Как же узнать, стал ли ребенок жертвой буллинга?

Синяки, сломанные вещи, нежелание ребенка ходить в школу, эмоциональные всплески, которые ранее не наблюдались, плач – это лишь некоторые из признаков, указывающие на то, что ребенок столкнулся с насилием в школе.[7]

Для выявления распространенности буллинга в Комсомольской средней школе №1 нами было проведено небольшое исследование среди младших подростков в возрасте 12-13 лет. Для нашего исследования был использован опросник Ольвеуса, состоящий из 43 вопросов, которые в свою очередь разделены на 3 части: вопросы на определение позиции жертвы, свидетеля и самого «буллера». Наш опрос производился и обрабатывался при помощи Google-формы. В исследовании приняли участие 32 учащихся 7 классов. Среди них 14 девочек и 18 мальчиков.

На вопрос «Как часто за последние пару месяцев ты подвергался(ась) травле или издевательствам в школе?» 4 человека из всех опрошенных ответили, что никогда не подвергались травле, 3 человека – подвергались буллингу ранее, что в сумме составляет 37% из числа опрошенных. Оставшаяся часть опрошенных отметили, что подвергаются буллингу чаще одного раза в неделю. Из них большая часть – девочки (12 человек).

Рассматривая формы буллинга, мы выявили, что прямой травле в виде оскорблений, физического насилия подвергались 18 человек из 32, что составляет 56% из числа подвергавшихся травле. При этом 20% (6 человек) отметили все три формы издевательств, что говорит о систематическом прямом буллинге этих ребят со стороны сверстников. Важно отметить, что 6 человек – это 19 % из числа всех опрошенных.

Основными местами травли школьники отметили класс (в отсутствии учителя), коридоры, школьные туалеты, а также дорога в школу и из нее.

На вопрос о том, говорили ли жертвы буллинга кому-либо, что над ними издеваются, положительно ответили лишь 3 человека (9% опрошенных).

Вывод: согласно нашему исследованию, примерно каждый 2 ученик в течение последних двух месяцев становился жертвой буллинга. Ряд учеников подвергается издевательствам на протяжении продолжительного времени (от нескольких месяцев до полугода), что усиливает отрицательное влияние травли на личность подростка.

Результаты нашего исследования, конечно, требуют уточнения, поскольку имеет место ряд противоречивых ответов, не позволяющих сделать выводы относительно некоторых респондентов. Для данной группы респондентов в такой ситуации могут быть применены менее формализованные методы исследования, такие как беседа или интервьюирование.

Список литературы:

С.В.Кривцова. Буллинг в школе, сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. М., 2011.

Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М.Платоновой. СПб.:Речь, 2004.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.,1999.

Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.:Речь, 2006.

Зонова Ю.В., Ершова Н.Н. Стратегии поведения девочек-подростков в ситуации психологического насилия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. Т. 3. № 2. – С. 8-11.

Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.

Просмотров работы: 61