В современном обществе наблюдается значительный рост числа детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями, наиболее распространенной формой которых является детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие детей младшего школьного возраста с церебральным параличом характеризуется недостаточной сформированностью познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речевых навыков.
В связи с этим, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с церебральным параличом.
Л.А. Данилова отмечает, что использование в коррекционно-педагогической работе начальной школы современных педагогических технологий способствует предотвращению утомляемости детей с церебральным параличом, активизации у них познавательной активности, что, в целом, позволяет оптимизировать коррекционный процесс, индивидуализировать обучение и значительно повысить эффективность педагогической работы с обучающимися, имеющими ДЦП [1].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), по мнению Т.А. Яшиной, позволяют младшим школьникам с ДЦП воспринимать учебную информацию на качественно новом уровне [6].
Учебные материалы нового поколения призваны ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.
Компьютерные средства обучения, используемые в коррекционно-педагогической работе с обучающимися начальных классов с ДЦП, обладают особым потенциалом, так как при помощи их применения открываются широкие возможности для оптимизации коррекционного процесса:
доступ к разнообразным источникам информации (сети Интернет, электронным ресурсам);
консультирования и просвещения всех участников коррекционного процесса;
точность и быстрота обработки диагностического материала;
обеспечивает формирование учебной мотивации детей с церебральным параличом и познавательный интерес к современным ИКТ;
наличие компьютерных развивающих тренажеров;
высокое качество и наглядность стимулирующего материала.
Для эффективного построения коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ДЦП с использованием потенциала ИКТ необходимо создавать следующие психолого-педагогические условия.
Первым психолого-педагогическим условием является использование в предметно-практической и учебной деятельности младших школьников с ДЦП развивающих компьютерных программ и игр.
На коррекционных занятиях с обучающимися с ОВЗ целесообразно использовать различные компьютерные программы, компьютерные игры-тренажеры, которые чаще являются обучающими и развивающими. Например, серия специальных компьютерных игр «Диджей» используется на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия с младшими школьниками с ДЦП [2].
Вторым психолого-педагогическим условием эффективного построения коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ДЦП с использованием потенциала ИКТ является отбор интерактивных коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей детей данной категории.
Интерактивные образовательные программы для младших школьников с ДЦП подразделяются на:
развивающие игры;
обучающие игры;
игры-экспериментирования;
компьютерные диагностические игры.
Для обучения и реабилитации учащихся с ДЦП первых-вторых классов целесообразно реализовывать интерактивную коррекционно-развивающую программу «Конструктор». Данная программа является комплексной и позволяет поэтапно осуществлять коррекцию двигательных и сенсорных нарушений у младших школьников с ДЦП, способствует развитию речи и мелкой моторики [3].
В процессе обучения и реабилитации детей с ДЦП, обучающихся в третьем-четвертом классе, рекомендуется реализовывать интерактивную коррекционно-развивающую программу «Обучение детей с ДЦП», способствующую развитию наглядно-образного мышления при помощи таких компьютерных игр, как: «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки»; активизации мелкой моторики (компьютерные игры «Лабиринт», «Уточни»); формированию произвольного внимания и логического мышления с использованием интерактивных игр «Графическая раскраска», «Найди последовательность» и т.п. [5]
Э.П. Трифонова отмечает, что в настоящее время проблема готовности обучающихся начальной школы с ДЦП к овладению современными ИКТ и их способности актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования представляет собой важнейшую коррекционно-педагогическую задачу. В связи с этим, возникает необходимость создания интерактивных заданий для самостоятельной работы младших школьников с ДЦП.
Создание интерактивных учебно-методических заданий возможно на различных платформах, онлайн-сервисах, предназначенных для создания интерактивных заданий для обучения навыкам самостоятельной работы детей с церебральным параличом. Например, сервис Classtools.net помогает учащимся с ДЦП и педагогу в создании интерактивных Flash-диаграмм в целях эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, аналитических докладов, планирования мероприятий и т.д. Благодаря онлайн-сервису FlashcardMachine учитель имеет возможность подготавливать для учеников с ДЦП дидактические материалы в игровой форме в виде наборов карточек [3].
Третьим психолого-педагогическим условием для эффективного построения коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с ДЦП с использованием потенциала ИКТ является оснащение рабочего места обучающегося необходимыми вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, обеспечивающих ему необходимый компьютерный доступ.
К таким средствам относятся:
1) специальные клавиатуры, предназначенные для содействия в использовании компьютера младшими школьниками с ДЦП с ограниченными моторными функциями;
2) альтернативные устройства ввода и управления компьютером, которыми могут пользоваться дети младшего школьного возраста с церебральным параличом. Например, педали, заменяющие определенные клавиши, расположенные на клавиатуре, световые перья, мыши в форме ручки и альтернативные клавиатуры;
3) вспомогательные средства управления виртуальной клавиатурой, которые представлены кнопками-переключателями и сенсорами, отличающимися по степени их конструктивной сложности [4].
Таким образом, отметим, что важнейшая задача педагога, работающего с младшими школьниками с ДЦП, заключается не в замене средствами ИКТ традиционных средств коррекционной работы с детьми, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.
К психолого-педагогическим условиям использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с церебральным параличом относятся:
использование в предметно-практической и учебной деятельности младших школьников с ДЦП развивающих компьютерных программ и игр;
отбор интерактивных коррекционно-развивающих программ с учетом интеллектуальных, двигательных, речевых возможностей детей данной категории;
оснащение рабочего места обучающегося необходимыми вспомогательными техническими средствами для частичной или полной компенсации ограничений, обеспечивающих ему необходимый компьютерный доступ [2].
Исходя из вышеизложенного, отметим, что использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе с младшим школьниками с ДЦП, обладает большим потенциалом в обучении, психофизическом развитии детей.
К ИКТ, применяемым в коррекционно-педагогической работе с детьми младшего школьного возраста с ДЦП, относятся электронный образовательный контент и учебные материалы нового поколения (коррекционно-развивающие компьютерные программы и игры), которые призваны ориентировать учителя на использование современных интерактивных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих инклюзивную образовательную среду на активное использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Список литературы
Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - СПб. - 2007. - 365 с.
Сутирин Б., Житомирский В. Компьютер в школе сегодня и завтра. // Народное образование, -2006. - №3. - С 21-23.
Трифонова Э.П. Компьютерные технологии как средство реализации личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников // Потенциалы России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Десятые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием. Ч. 1. - Йошкар-Ола, 2006. - С. 249-250.
Фаргиева З.С., Цурова М.М. Информационно-коммуникационные технологии в обучении // Проблемы педагогики. – 2016. – №5 (16). – 44-53.
Шибаев В.П. Роль интерактивных методов в повышении эффективности самостоятельной работы обучающихся // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 4. – С. 174-176.
Яшина Т.А. Технологии коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ОВЗ. – М., 2016. – 190 с.