В настоящее время в своей работе логопед применяет новые, эффективные методы и приемы работы с детьми. Максимально благоприятные условия для развития учащихся на логопедических занятиях создаются благодаря использованию специально подобранных игр. Это даёт возможность решить коррекционно-педагогические задачи в естественных для ребенка условиях, то есть в игровой деятельности.
На сегодняшний день во всём мире широкое развитие получили информационные технологии. Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Технические устройства применяются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, - в том числе и образовательной.
Как отмечает Л.Р. Лизунова, применение в коррекционной работе образовательных организаций различных нетрадиционных методов и приемов способствует предотвращению утомления детей, поддержке познавательной активности, повышению эффективности логопедической работы в целом [5].
В современная действительности появилось еще одно средство для успешной работы- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Внедрение ИКТ на сегодняшний день служит качественно новым приемом работы в образовательном процессе.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют воспринимать информацию на новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ увеличивают речевую активность, позволяет развивать мелкую моторику, фонематические процессы, расширяет словарный запас и кругозор детей, способствует активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, формирует навыки правильной речи.
Так как при сложной структуре речевых нарушений при дизартрии наблюдаются трудности восприятия, необходимо постоянно проводить целенаправленную системную коррекционную работу для его развития [6].
Как отмечает в своих исследованиях Д.В. Кожевников, у детей с нарушениями речи довольно полно развито непроизвольное внимание, поэтому для того, чтобы вызвать у них интерес к учебному материалу необходимо представлять его в красочном и интересном виде [2].
В данном случае использование ИКТ в учебном процессе приобретает основополагающее значение для логопедического воздействия на ребенка с речевыми нарушениями. Это объясняется тем, что предоставление учебной информации с помощью ИКТ помогает ускорить запоминание содержания и сделать его осмысленным и долговременным.
Выделяются два типа компьютерного обучения. Первый тип характеризуется непосредственным взаимодействием учащихся с компьютером. Он определяет задание, предъявляемое педагогом.
Для второго типа характерно взаимодействие педагога с компьютером, с помощью которого управление учебно-коррекционным процессом значительно облегчается. Например, выдача результатов выполнения тестовых заданий (электронная «речевая карта»), - такие данные позволяют отследить динамику речевого развития у детей с речевыми нарушениями [1;3].
Т.К. Королевская предлагает проводить логопедические занятия с использованием компьютера фрагментарно, соблюдая при этом следующие условия для сбережения здоровья ребенка:
применение новых моделей компьютера;
работа с компьютером на занятии (5-10 мин.) не более двух раз в неделю;
проведение гимнастики для глаз;
включение в занятия логопеда игр, направленных на предотвращение нарушения зрения и формирование зрительно-пространственных отношений [4].
Э.П. Трифонова подчеркивает целесообразность использования ИКТ логопедом в процессе подготовки и проведения занятий с детьми, имеющими речевые нарушения в виде электронных ресурсов учебного назначения: презентации; ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды; тестовые оболочки; ресурсы Интернет; развивающие flash-игр [7].
К основным направлениям логопедической работы с младшими школьниками с использованием ИКТ относятся:
- коррекционно-оздоровительное;
- работа над звукопроизношением;
- формирование зрительно-пространственных координаций;
- обучение грамоте;
- формирование лексико-грамматических средств;
- развитие связной речи.
Именно эти направления являются основополагающими при составлении коррекционных программ по использованию информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях, способствующих эффективному качественному становлению речи.
Реализация подобной программы в экспериментальной группе показала следующие результаты.
Экспериментальное исследование, проведенное на базе гимназии г. Ставрополя, в котором принимали участие 20 детей младших школьников с нарушениями речи, из них 10 детей (экспериментальная группа 1 – ЭГ-1), с которыми не проводилась коррекционная работа и 10 детей, в дальнейшем с которыми проводилась работа согласно коррекционной программе по использованию информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях (экспериментальная группа 2 – ЭГ-2), показало, что у детей с речевыми нарушениями недостаточно сформирована речь.
Результаты контрольных срезов уровня сформированности звукопроизношения, грамматического строя речи, лексики у учащихся ЭГ-1 после проведения занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий изменился в сторону увеличения. Восемь детей показали высокий уровень в ходе усвоения программы. Два ребенка показали средний уровень. Низкий уровень не показал ни один ребенок. Уровень сформированности всех компонентов речи претерпел значительные качественные изменения.
Результат исследования сформированности речи у младших школьников ЭГ-2 остался без изменений, так как с детьми не проводилась работа согласно программе логопедических занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сравнительный уровень сформированности речи у младших школьников ЭГ-1 по результатам проведения всех методик представлен в таблице 1.
Таблица 1
Количественные показатели
уровня сформированности речи у детей ЭГ-1
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Констатирующий эксперимент |
20% |
73% |
6,7% |
Контрольный эксперимент |
56,7% |
43,3% |
0% |
В результате проведенной работы уровень сформированности речи возрос. Учащиеся экспериментальной группы 1, показавшие низкий и средний уровень перешли на высокий уровень. Это говорит об эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в коррекционной работе.
Таким образом, если в системе коррекционной работы, направленной на качественное становление речи, активно использовать разнообразные формы занятий с применением ИКТ, то это повысит эмоциональный настрой обучающихся к занятиям и другим формам работы, что более эффективно скажется на результате коррекционной работы.
Список литературы
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 240 с.
Кожевников Д.В., Кожевникова П.В. Домашний логопед. - СПб.: Наука и Техника, 2009. – 160 с.
Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 168 с.
Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология. - 2008. - № 1. - с.47-55.
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие - Пермь, 2005.
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 3-9.
Трифонова Э.П. Использование ИКТ в обучении учащихся младших классов школы I вида // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Славянск-на-Кубани, 2008. - С. 301-305.