Занятия плаванием у студентов с нарушением зрения - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Занятия плаванием у студентов с нарушением зрения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Плавание – умение передвигаться в нужном направлении при помощи конечностей в воде, не прибегая к каким-либо вспомогательным аппаратам [1]. Умеющим плавать, считают человека, проплывающего 25 и более метров. Умение плавать важно и полезно для человека, а сам процесс плавания оказывает весьма полезно влияние на организм человека: водная среда, благодаря более высокой по сравнению с воздухом теплопроводностью, увеличивает энергозатраты, тем самым снимая физическое и психологическое напряжение; занятия предполагают активную физическую нагрузку, которая закаливает человека, воспитывает в нём волевые качества и развивает двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма [2].

Так как плавание развивает двигательные свойства человека, оно зачастую используется как способ двигательных недостатков, возникших в результате различных дефектов зрения и отсутствия активности, в частности самые распространённые из них — нарушение осанки, плоскостопие, несогласованность движений рук, трудности в координации. Также замечено, что у слабовидящих или слепых присутствует отставание в физическом развитии (рост, вес, жизненная ёмкость лёгких, объём грудной клетки и другие параметры), причём чем раньше у ребёнка теряется или снижается зрение, тем сильнее выражены эти недостатки, которые, в свою очередь, могут сохраниться и до студенческого возраста. Помимо вышеперечисленных болезней, у таких студентов также распространены болезни сердечно-сосудистой и дыхательной систем, болезни органов слуха и нарушения обмена веществ. Заметно отстают показатели силы, скоростно-силовых качеств и выносливости. В более раннем возрасте у людей отмечается вегетососудистые нарушения, неврозы, энурез [3].

Занятия плаванием направлены на улучшение работы организма и его развитие, формирование двигательных качеств и должны быть коррекционно-направленными, так как у таких студентов значительно сужен объём внимания, его переключаемость, устойчивость и впечатляемость. Таким образом, чем позднее по возрасту произошла утрата или снижение зрения, тем больший запас представлений у человека, тем ему легче формировать и воссоздавать образы, а значит легче получать и осваивать новые знания [4].

Главные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель во время процесса обучения: снижение студентом возможности восприятия собственных движений по сравнению с другими, невозможность быстрых движений и переключения между ними и, самая главная, проблема ориентирования студента в пространстве. В таких условиях для студента крайне важен правильный так называемый «звуковой фон», который представляет собой большую часть всей получаемой занимающимся информации.

Часто таким студентам рекомендуют значительно снизить или сократить объем физической нагрузки. Однако, данный подход противоестественен, так как благодаря правильно организованным занятиям можно целенаправленно корректировать не только показатели физического развития и функционального состояния различных органов и систем, но и психологическое состояние организма [3].

Физическая подготовка таких студентов включает в себя сенсорные реакции (как правило, тактильные и слуховые), увеличения объема сенсорных представлений, улучшение концентрации внимания, развитие мышления и памяти. Успешность занятий зависит от того, насколько полно незрячие воспринимают признаки и качества предметов, явлений и ситуаций. Задача обучающего — развивать эти признаки и качества, обеспечить максимальную свободу, эффективность, безопасность двигательной активности в бассейне.

На начальных этапах важно обеспечить для студентов плавное вхождение в новую для них среду, и дело не только в ориентировании в пределах плавательной дорожки, но других помещениях бассейна, в душевых помещениях, раздевалках и так далее. В воде студенты могут чувствовать себя скованно, потому необходимо научить их расслабляться, находясь в воде. Сделать это можно путём регулярного, постоянного проведения занятий, чтобы студент мог привыкнуть находиться в воде. Имеет смысл использования вспомогательных средств плавания: нарукавников и пенопластовых досок. Для эффективного обучения преподавателю стоит спускаться в воду к студенту и активно использовать движения для объяснения способов и возможностей передвижения и самого плавания [3].

Список литературы:

Плавание человека [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Плавание_человека (дата обращения: 29.12.2021).

Ж.И. Киселева [и др.] Физическая культура студентов с нарушением зрения: методические рекомендации [Текст] / Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2019. -C. 39.

Симина Т.Е., Помощникова Т. В. Особенности обучения плаванию студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в экономическом ВУЗе [Текст] / 2017. URL: https://www.rea.ru/ru/conference/eheu/SiteAssets/Pages/conference-papers/4-13Симина%20Помощникова%20Стадник.pdf (дата обращения: 29.12.2021).

Семенова Н. Е., Касьянова Е. В., Попова Е. С. Методические особенности проведения занятий по обучению плаванию лиц с нарушениями зрительного анализатора [Текст] / 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-po-obucheniyu-plavaniyu-lits-s-narusheniyami-zritelnogo-analizatora (дата обращения: 29.12.2021).

List of literature:

Swimming: Wikipedia. The free encyclopedia. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Плавание_человека (date: 29.12.2021).

Z.I. Kiseleva. Physical culture of students with violation of vision: Methodical recommendations / Orenburg State University. – Orenburg: OSU, 2019. -P. 39.

Simina T. E., Pomoshchnikova T. V. Features of teaching students with disabilities and persons with disabilities in the economic university / 2017. URL: https://www.rea.ru/ru/conference/eheu/SiteAssets/Pages/conference-papers/4-13Симина%20Помощникова%20Стадник.pdf (date: 29.12.2021).

Semenova N. E., Kasyanova E. V., Popova E. S. Methodical features of conducting classes for swimming persons with violations of the visual analyzer / 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-po-obucheniyu-plavaniyu-lits-s-narusheniyami-zritelnogo-analizatora (date: 29.12.2021).

Просмотров работы: 21