В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. В настоящее время существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности являются социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового образа.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического. Работа по реализации образовательной области «Физическое развитие» требует от педагога выбрать такие методы, которые позволили бы активизировать двигательную и познавательную деятельность дошкольника и дали возможность каждому ребенку проявить свою активность и своё творчество.
В настоящее время Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт – это те социальные факторы, которые способствуют развитию сильного государства и здорового общества. Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных организаций и других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок.
Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Многие средства физического воспитания в детском саду не отражают современных модных тенденций, кажутся детям неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям. Как сделать так, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, интересными, увлекательными? Как добиться высокого качества освоения движений детьми и большого оздоровительного эффекта? В решении этих вопросов педагоги должны прийти к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. Ведь физиологическое определение здоровья ребенка – это динамическое и вместе с тем устойчивое к патологическим и экстремальным воздействиям состояние детского организма. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОО, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.
Современные дети отличаются гиперактивностью. Они подвижны и неусидчивы. И очень часто родители маленьких непосед не знают, чем их занять и куда направить бьющую фонтаном энергию. Одним из самых подходящих вариантов использования детской энергии в мирных целях является спорт. Отдав ребенка на занятия каким-либо видом спорта, вы сохраните в нем подвижность и бодрость, и вместе с тем, благодаря спорту, малыш научиться дисциплине, самоконтролю и самое главное – будет здоровым. По статистике, у ребенка, активно занимающегося спортом, риск развития простудных, сердечно-сосудистых заболеваний сведен к минимуму.
Многие дети еще до поступления в школу имеют проблемы с осанкой и лишним весом. Этих проблем можно избежать, вовремя начав заниматься спортом. Как же выбрать, наиболее подходящую спортивную секцию для своего ребенка? Главное при определении своего чада на спорт руководствоваться интересами и возможностями ребенка, а не своими собственными. Так, нельзя отдавать ребенка в фигурное катание только потому, что вы сами когда-то хотели стать олимпийским чемпионом по этому виду спорта, но так и не смогли, а теперь хотите возложить все надежды на собственного малыша.
При разработке содержания занятий, стимулирующих познавательный интерес детей к спорту, необходимо руководствоваться тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно, и если она вызывает у детей интерес. Для дошкольника чрезвычайно важным является образ (пример) другого. Таковым для ребенка выступает взрослый (отец, мать, няня, воспитатель и др.). В этом явно проявляется эмоциональная ценность, которая обуславливает уровень развития персонализации, позволяющей рефлексивно воспринимать и оценивать окружающий мир.
Внимание 6-7-летнего ребенка привлекают уже не столько предметы окружающей среды, сколько люди и отношения между ними. Психика ребенка отличается повышенной восприимчивостью к окружающим его взрослым, ко всему, что помогает ему формировать свое отношение к жизни. Именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование и осознание понятий добра и зла, и педагог принимает в этом непосредственное участие. Главный результат этого возрастного периода развития – это становление системы мотивов, которая помогает дошкольнику овладеть произвольным поведением, появление внутреннего единства личности [3, с. 84].
Идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности могут в данном случае выступать в качестве мотивов. Однако, при этом мы предполагаем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем многообразии (от витальных, биологических, до высших, социальных) [2, с. 119]. У дошкольника одним из ведущих мотивов деятельности является интерес, или любопытство, Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Возрастные изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности. Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательного интереса. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции – вызывают и сопровождают маленькие открытия ребенка. Окружающий мир манит малыша таинственностью, загадочностью.
Все это представлено на занятиях спортом. Ребенок занимается первые дни, недели лишь потому, что ему крайне любопытна и интересна его новая роль, новый социальный статус спортсмена. Задача педагога, работающего с дошкольниками, поддержать, развить и сохранить этот естественный интерес маленьких спортсменов.
В развитии интереса у дошкольников к какой-либо деятельности, в том числе к спорту, большое значение имеет эмоциональная насыщенность занятий [1, с. 54]. Ранняя спортивная деятельность и общение в спортивной группе со сверстниками приводит к появлению многочисленных детских игр, которые дают толчок к совершенствованию средств, форм и видов общения. В этих играх и занятиях складываются и осознаются детьми их непосредственные взаимоотношения друг с другом, здесь дети учатся понимать характер взаимоотношений с другими и с воспитателем, осознают свой новый социальный статус спортсмена, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте действенными становятся стимулы, связанные со стремлением выиграть в соревновании с другими детьми, получить публичное одобрение, привлечь внимание. И этим с успехом может воспользоваться педагог, занимающийся с данным контингентом. Большое значение имеют эмоциональные и оценочные стимулы: в этом возрасте они превосходят по значимости социально-психологические оценки.
Любой вид спорта полезен. Но очень важно, чтобы ребенок занимался спортом с инициативой, с удовольствием посещал занятия. Не рекомендуется отдавать ребенка на какой-либо вид спорта без его желания. Чтобы выбрать подходящее направление, иногда достаточно просто с ребенком поговорить, узнать, что его привлекает больше всего. В спортивных секциях можно договориться, чтобы ребенок походил на пробные занятия, а потом выбрал, что ему больше нравится. Немаловажным моментом при определении ребенка на спорт является положительное заключение лечащего врача на занятия в выбранной спортивной секции.
Список литературы:
Аблитарова, А.Р., Ревинская Н.А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016). – М.: Издательский дом «Буки-Веди», 2016. – С.107-110.
Абрамова, Г.С. Возрастная психология[Текст]. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 672 с.
Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. – С. 41-60.