Гуманистическая направленность стратегии развития России до 2020 года требует существенного переосмысления путей переориентации современного дошкольного обучения и воспитания. Однако это во многом обусловлено неотработанностью механизмов интеграции основных воспитательно-образовательных сред: семьи, социума, дошкольных образовательных учреждений. Многие достижения педагогической науки и практики подтверждают концептуальные положения о том, что на ранних ступенях развития ребёнка закладываются основы нравственности и взаимодействия с окружающей средой. Сенситивный период дошкольного детства требует особого, комплексного подхода к воспитанию и представляет собой уникальный, самоценный период жизни ребёнка. Именно в этом возрасте ребёнок погружается в социальное пространство семьи и окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности.
Актуальность исследованияобусловлена тем, что важнейшей задачей современного детского сада является развитие социальной активности ребёнка, воспитание социальной культуры, необходимых для дальнейшей социализации и формирования активной жизненной позиции человека будущего. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие социальной активности, способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Поэтому поиск путей развития социальной активности детей дошкольного возраста, становится актуальной необходимостью.
При этом значимым остается противоречие между потребностью развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста и необходимостью методического сопровождения педагогов для подготовки к деятельности по организации развития социальной активности детей. При этом средством для такого развития может стать волонтерская деятельность.
Волонтерская деятельность является способом активного творческого преобразования мира и влияет на становление социальной активности ребёнка старшего дошкольного возраста.
В последние годы этой проблемы уделяют внимание многие ученые и практики. Анализ практики работы дошкольных образовательных организаций свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли волонтерской деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.
Ретроспективный анализ научной литературы по проблеме развития социальной активности детей дошкольного возраста позволяет заключить, что данному вопросу уделяли внимание целый ряд исследователей, в частности, ими был изучен социологический аспект формирования социальной активности детей (Г.М. Андреева, В.Н. Константинов, А.В. Мудрик, А.Н. Рошка и др.) и психолого-педагогический аспект данной проблемы (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Г.С. Коротаева, В.А. Кускова и др.).
Как известно, дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет подражать взрослым, также с удовольствием включаясь в их труд. Поэтому он наиболее благоприятен для накопления у детей социального опыта волонтерской деятельности [2, 23]. Дети, воспитанные с правильно организованной работой по накоплению социального опыта волонтерской деятельности, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Социальный опыт волонтерской деятельности - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема о воспитании трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Социальное воспитание включает многогранность задач, которые содержат в себе стороны социального становления детей дошкольного возраста в зависимости от возраста, а также выделение форм, с помощью которых дети приобщаются к социуму, накапливая опыт и т.д.
Но в рамках настоящего параграфа, мы рассмотрим проблему по развитию социальной активности в ходе выстраивания общего образовательного пространства с использованием волонтерской деятельности во взаимодействии с родителями и педагогами, которое решает основные задачи в ходе системного их решения.
Как отмечает социолог Е.И. Холостов, волонтерство определяется как особая форма социальной активности. Отсюда, по мнению Л.Е. Никитиной, волонтерскую деятельность можно рассматривать как форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг [3, 23].
Формирование социальной активности как явления динамического может осуществляться на различных этапах деятельности, в том числе и в волонтерстве: ориентировочном; исполнительском; контрольно-оценочном. Все это позволяет применить волонтерскую деятельность в качестве важного средства развития социальной активности детей.
Организация детско-взрослого волонтерского движения в детском саду является инновационной формой работы с родителями по развитию социальной активности детей, а также по формированию нравственной культуры, нравственного сознания и мышления, повышения активности родителей в процессе воспитания дошкольников.
Организация волонтерского движения выступает так же ведущей педагогической идеей активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
В дошкольном образовании волонтерство — это одна из новых, но уже показавшая на практике свою жизнеспособность и плодотворность активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, от взрослого к ребенку. Из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво, также как и из уст родного и близкого взрослого: мамы или папы, бабушки или дедушки установки звучат более убедительно, чем из уст самого лучшего педагога.
Волонтерская деятельность с детьми дошкольного возраста позволяет педагогу выделить приоритетную область в деле воспитания детей дошкольного возраста: развитие социальной активности ребенка и его инициативы, формирование духовно нравственной, социально ответственной личности.
Развитие социальной активности детей и современные подходы в воспитании получили обоснование в работах Б. З. Вульфова, Р. А. Литвак, М.И. Рожкова. Все больше появляется исследований в современной науке, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации (А. В. Волохов, М. В. Демиденко, М. В. Ноддубная, Т. Г. Нташко, Л. С. Яковлев и др.), гражданского воспитания (А. В. Беляев, А. С. Гаязов, О. В. Лешер и др.). Авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств, методов воспитания социально активной личности, используемых организациями образования, где главная действующая роль принадлежит детским и молодежным общественным объединениям.
При этом опыт волонтерской деятельности в детском саду может быть разным. Но он должен учитывать возраст детей и их социальные возможности.
Рассмотрим организацию такого рода волонтерской деятельности с помощью примеров.
Например, необходимо рассмотреть опыт работы волонтерского движения по двум основным направлениям: воспитание в детях и родителях активной социальной позиции по отношению к бездомным животным. Или воспитание нравственно здоровой личности готовой к активным действиям в оказании помощи людям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации.
В данном контексте можно определить два главных направления работы — социальное партнерство с приютом для животных, и второе направление милосердное, внимательное отношение к окружающим людям, через социальное партнерство с детскими домами и фондом «Радость материнства». Другим этапом работы может стать задача внедрения инновационной технологии «краудсорсинг» для эффективной работы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО.
Одной из эффективных современных технологий взаимодействия детского сада с родителями, может стать «краудсорсинг» (crowdsourcing) — сетевая организация работы сообщества над какой-либо задачей ради достижения общих благ; практика получения идей или необходимых услуг путем просьб о содействии, обращенных к группам людей.
В образовательном процессе ДОО использование новой современной технологии «краудсорсинг» — это одно из новых, интересных направлений в дошкольном образовании, которое, несомненно, поможет педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, и улучшить качество работы с родителями воспитанников. А также популяризировать деятельность детского сада в целом и воспитателя данной группы детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников очевидно, и заключаются в следующем:
время доступа к информации минимизировано;
педагог получает возможность продемонстрировать любые фотоматериалы и документы за минимально короткий срок;
к родителям воспитанников обеспечен индивидуальный подход;
сочетание индивидуальной и групповой работы с родителями оптимальное;
объем получаемой информации растет;
родители получают информацию оперативно и в короткий срок;
с семьей и школой взаимодействие педагога оптимизировано.
Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием «краудсорсинга» позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи. Внедрение новой технологии «краудсорсинг» в образовательный процесс детского сада способствует организации эффективной работы педагогов с родителями в создании детско-взрослого волонтерского движения.
Создание добровольческого движения воспитанников и родительской общественности в дошкольной образовательной организации как социального института позволит органично выстроить работу на основе межсетевого взаимодействия не только родителей, дошкольников, педагогов, но и взаимодействия с различного рода организациями муниципального и государственного уровней. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться гражданские чувства и качества, представление о человеке и обществе, Отечестве, культуре, родном языке. Педагог должен, формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках, предупреждая тем самым возникновение формального отношения к моральным правилам [4].
При этом формы работы с детьми, родителями, педагогами и социумом могут быть совершенно разнообразные:
1) с детьми - тренинги, социально-ориентированные игры, разрешение проблемных ситуаций, проигрывание этюдов, упражнения, беседы акции, чтение художественной литературы, экспериментирование, проектирование;
2) с педагогами - семинары, консультации, педагогические советы, мозговой штурм, тренинги, акции, мастер-классы, деловые игры, обмен опытом, самообразование, курсы повышения квалификации по социально-нравственному воспитанию дошкольников;
3) с родителями: консультации, семинары, родительские собрания, тренинги, акции, игры: ролевые, проектирование, мастер-классы, исследовательско-проектные, имитационные, деловые;
4) с социумом ближайшего экскурсии, целевые посещения, мероприятия, просмотр фильмов, выставок, кукольных спектаклей, концертов.
С целью расширения опыта и внедрения его в практику других образовательных организаций путем межведомственного взаимодействия возможно проведение семинаров для руководителей ДОО, профессиональных объединений воспитателей, размещение материалов на сайте ДОО, издание материалов в сборниках публикаций.
Прогнозируемыми и моделируемыми результатами деятельности можно считать:
1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС в области развития социальной активности детей:
1) пополнение атрибутики к сюжетно-ролевым играм;
2) приобретение наглядного материала — картины, фотографии, рисунки, плакаты, дидактические игры;
3) обновление состава методической и художественной литературы по социально-нравственному воспитанию детей.
2. Повышение уровня социально-нравственных компетенций воспитанников через волонтерское движение:
1) усвоение моральных и нравственных ценностей;
2) развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и младшими воспитанниками, детьми с ОВЗ, формирование уважительного отношения к своей семье, к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
3) уважение и развитие эмоциональной отзывчивости к людям с ОВЗ, инвалидам; индивидуальных по результатам
4) представление карт достижений воспитанников стартовой и итоговых анкет;
3. Развитие профессионально-педагогических компетенций педагогов дошкольной образовательной организации.
4. Совершенствование механизма взаимодействия ДОО и семьи через волонтерское движение взрослых, добровольное, бескорыстное участие в жизни детского сада с целью формирования у дошкольников первоначальных представлений социально-нравственного характера.
Итак, создание волонтерского движения детей и родителей в дошкольной образовательной организации как социальном институте, должен готовить к жизни, развивать высоконравственную личность, разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, приоритетная задача Российской Федерации в сфере социального воспитания детей в настоящее время.
Анализ всего вышеизложенного, позволил нам определиться с основной подборкой мероприятий, для ранее выдвинутой проблемы, а также определиться с применением необходимых групп методов в ходе реализации данных мероприятий и в повседневной жизни. На основе анализа литературы мы выяснили, что процесс развития социальной активности детей имеет огромное значение для их дальнейшего становления в жизни и в создании своей, особенной принципиальной жизненной позиции. Немаловажное значение в данном процессе имеет волонтерская деятельность.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития социальной активности детей дошкольного возраста позволил сделать следующие выводы:
1. Социальная активность может рассматриваться как целостное интегративное свойство личности, порождаемое мотивами, потребностями и опирающиеся на познавательный интерес, имеющие определенную специфику в дошкольном возрасте, связанные с появлением характерных новообразований в этом возрасте.Социальная активность находит свое отражение в любознательности, стремлении к новому, эмоционально-положительном отношении к новому. Социальная активность в дошкольном возрасте порождается потребностями ребенка в новых впечатлениях, новой информации - познавательными потребностями и мотивами.
2. В развитии социальной активности дошкольников особое внимание обращается на характеристики таких свойств их умственной сферы, как: образное восприятие, непроизвольное внимание, кратковременная намять, сюжетно образное воображение, творческое мышление. Процесс развития социальной активности реализуется в особо организуемой образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении в разных формах и методах обучения, предпочтение отдается волонтерской деятельности. Последнее обстоятельство связано с тем, что на сегодняшний день в педагогических исследованиях малоизученными остаются условия развития социальной активности в волонтерской деятельности. Вместе с тем, проведенный анализ теоретических источников показал, что существует определенный опыт организации детско-взрослого волонтерского движения в детском саду.
3. Детско-взрослое волонтерское движение является инновационной формой работы с родителями по развитию социальной активности детей, а также по формированию нравственной культуры, нравственного сознания и мышления, повышения активности родителей в процессе воспитания дошкольников. Представленный опыт выступает так же ведущей педагогической идеей активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
4. Ключевая установка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка приветствует развитие волонтерского движения в детской образовательной дошкольной организации. То есть, главное назначение и значимость такой деятельности - позитивная социализация дошкольников.
5. Создание волонтерского движения детей и родителей в дошкольной образовательной организации как социального института, который должен готовить к жизни, развивать высоконравственную личность, разделяющую российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей в настоящее время.
Список литературы:
Верещагина, Н.В. Результаты итогового мониторинга детского развития. Подготовительная группа /Н.В.Верещагина. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.-24 с.
Гамезо, М.В., Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 411 с.
Дошкольная педагогика / Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. - М., 2010. - 295 с.
Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении /Н.В.Елжова. - Ростов на/Д: Феникс, 2010. – 225 с.
Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А.В.Запорожец. - М., 2011. - 200 с.
Кулигина, Е.А., Кислякова, Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации /Е.А.Кулигина, Е.В.Кислякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - № 5, 2010. – 61 с.
Цветкова, Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями /Т.В.Цветкова. - М.: Сфера, 2013. - 162 с.