МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Муталибова Р.М. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. Качество дошкольного образования в немалой степени обусловливает качество последующих уровней системы образования в России. Управление качеством образования в современных условиях требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учесть особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родительской общественности и других социальных партнеров дошкольных образовательных организаций.

На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. М.М. Поташник трактует термин «методическая работа» - как целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития. Данное определение в полной мере отражает особенности методической работы и в системе дошкольного образования.

Современная дошкольная образовательная организация развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентах деятельности специалистов. В связи с этим ее основная задача создание условий, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень, мотивированными для обучения в школе. Методическая работа должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств его личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОО – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития. Субъектом методической работы в дошкольной образовательной организации в первую очередь является педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива. Методическая служба – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала. Достигнуть высокого качества работы дошкольной образовательной организации возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО.

В своих исследованиях Л.И. Петрова отмечает что, «методическое сопровождение» это – целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованное в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности (Петрова В.И.).

Данное определение в полной мере отражает особенности методической работы и в системе дошкольного образования. Современная дошкольная образовательная организация развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентах деятельности специалистов. В связи с этим ее основная задача соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения, помогать педагогам ДОО в организации учебно-воспитательного процесса на соответствующем уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам ориентироваться в научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе.

Методическое сопровождение процесса взаимодействия ДОО с социальными партнерами по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО включает в себя следующие направления:

1.Методическое сопровождение, взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения проблем, и организацию деятельности с педагогами по вопросам адаптации детей раннего возраста;

2. Методическое обеспечение, совместный поиск, создание, экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик методического сопровождения и организации педагогической деятельности с социальными партнерами и методического сопровождения и организации педагогической деятельности с детьми в дошкольной образовательной организации.

Методическая работа по взаимодействию с социальными партнерами по проблеме адаптации детей раннего возраста в современной ДОО, направлена как повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального партнерства, через комплекс методического сопровождения и организацию деятельности с детьми раннего возраста и родителями в дошкольной образовательной организации. Для успешного проживания периода адаптации детей раннего возраста необходимы знания, на основе которых у родителей будут складываться представления о важности подготовки ребенка раннего возраста к адаптации в ДОО. Поэтому на этапе планирования процесса адаптации детей раннего возраста модель социального партнерства ДОО отражает:

1. Работу с детьми раннего возраста:

Отношение ребенка и персонала ДОО строятся на основе сотрудничества, уважение личности ребенка и предоставление ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями;

Развитие чувства оптимизма и самоуважения;

Укреплять здоровье и физически развивать ребенка;

Разработка индивидуального плана адаптации каждого ребенка.

2. Работу с родителями: родительские собрания; консультации; конференции; дни открытых дверей; посещение педагогом семьи; семейные посиделки; вечера; вернисажи; день семьи (2 раза в год); телефон доверия; конверт откровений и др.;

3. Работа с общественностью:

Повышение чувства ответственности и сопричастности общественности за решение указанных задач;

Предприятия здравоохранения, культуры и др.: проведение совместных мероприятий по решению проблемы адаптации детей раннего возраста;

Обеспечение своего рода «страховки» против возможных актов произвола со стороны того или другого партнёра по социальному диалогу;

Целенаправленное повышение степени обязательности за выполнение установленных соглашений и договорённостей между социальными партнёрами;

Ознакомление других учебных заведений, отраслей и регионов с результатами работы.

Таким образом, на современном этапе развития системы дошкольного образования подчеркивается необходимость обновления и повышения методического обеспечения дошкольного образования нового поколения. «Методическое сопровождение» это – целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательной организации, осуществляющего режим развития, реализованное в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности. Субъектом методической работы в дошкольной образовательной организации в первую очередь является педагог, который учитывая своеобразие детского коллектива, совместно с родителями, создавая определенные условия для развития детской деятельности, с помощью разнообразных методов проводит работу по адаптации детей раннего возраста.

Следовательно, целью методического сопровождения взаимодействия ДОО с социальными партнерами по проблеме адаптации детей раннего возраста, является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах социального партнерства, методическое сопровождение и организация педагогической деятельности с детьми раннего возраста.

Список литературы:

Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студентов вузов / О.А. Сафонова. – М.: Академия, 2011. – 222 c.

Управление дошкольным образованием: учеб. и практикум / Моск. гор. пед. ун-т; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. – М.: Юрайт, 2015. – 393 с.

Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием. Учебник для студентов учреждений высшего образования. 2-е изд., перераб. / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. – М.: Академия, 2014. – 352 с.

Просмотров работы: 2