Проблема управления эффективностью труда сотрудников дошкольной образовательной организации имеет выражение в действующих нормативных документах, направленных на повышение престижности и привлекательности профессий сферы образования, сохранение кадрового потенциала, расширения участия работников в управлении организациями, совершенствование системы оплаты труда работников, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
В настоящее время объём управленческих обязанностей в условиях модернизации дошкольного образования значительно расширился и усложнился. Сегодня одной из основных задач руководителя в условиях введения ФГОС ДО является повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов за счёт всестороннего развития и разумного применения их творческих сил, повышения квалификации, ответственности, инициативы [3, с. 7].
Управление коллективом включает в себя многие составляющие. Среди них кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально психологические аспекты управления. Ключевое место занимает определение способов повышения эффективности профессиональной деятельности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Актуальность мотивации и стимулирования труда сотрудников дошкольных образовательных организаций на сегодняшний день обуславливается целым рядом факторов. К таким факторам относятся:
- профессиональная и психологическая неподготовленность кадров к быстрой смене процессов модернизации в дошкольном образовании;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров, что приводит, в свою очередь, к усиленным нагрузкам работающих, отражается на качестве образовательного процесса;
- несоответствие образования педагогов и той деятельности, которую они осуществляют, что так же влечёт за собой необходимость обучения и переучивания непосредственно в ходе работы;
- невысокий уровень оплаты труда, который провоцирует уход молодых, перспективных, дипломированных специалистов в другие отрасли; необходимость внутренней мотивации сотрудников для более эффективной реализации целей организации [6, с. 27].
Очень важно насколько руководителю дошкольного образовательной организации удастся выстроить свою систему мотивации и стимулирования труда педагогов, с целью наиболее эффективной работы всего педагогического коллектива в создавшихся условиях.
Система мотивации, встроенная в общий хозяйственный механизм, даёт дополнительную возможность руководителю влиять не только на коллектив, но и на конкурентоспособность самого образовательного учреждения. Способность руководителя эффективно мотивировать своих сотрудников является одним из источников ее долговременного процветания, приводит к росту конкурентоспособности организации, к чему и стремятся руководители всех организаций, что так же определяет актуальность данного вопроса [1, с. 18].
Мотивировать, значит опосредованно воздействовать таким образом, чтобы поведение, дела и поступки соответствовали запланированным требованиям учреждения, способствовали развитию самого педагога. Каждая организация имеет свою систему мотивации труда персонала. Выстроить её так, чтобы она отвечала целям организации, помогала добиваться эффективного управления и в то же время не создавала отрицательного микроклимата в коллективе – одна из главных задач руководителя управленца [4, с. 156].
Система мотивирования всегда зависит от политики организации в области управления персоналом. Разумеется, нужно принимать во внимание системы мотивирования, реализованные конкурентами. Следовательно, необходима тщательная проработка системы стимулирования с учетом индивидуальных условий, особенностей, традиций учреждения.
Осуществляя мотивацию, руководитель должен не только знать сотрудников, но и уметь направлять их на достижение управленческих целей, обеспечить эффективность мотивации. Эффективность мотивации определяется степенью достижения образовательных и социальных целей.
Образовательные цели определяют степень сложности реализуемых образовательных программ, уровень реализации ФГОС ДО, качество образования, состояние здоровья и эмоционального благополучия детей, посещающих дошкольную образовательную организацию. Социальные цели реализуются в виде выполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников и выражаются в удовлетворении работой, стабильности кадров, отсутствии конфликтов.
Осуществляя мотивацию, необходимо учитывать, что эффективность управления выше, если цели работников и цели организации адекватны. Формируя цели учреждения, необходимо учитывать личные цели подчинённых и формировать их. Результаты мотивации зависят от используемых руководителем методов форм управления и от индивидуальных особенностей руководителя, а так же психологической совместимости руководителя и подчинённых.
Как факторы мотивации можно выделить безопасность и чувство причастности: ощущение принадлежности, одобрение руководителя и коллектива, хорошие отношения в коллективе, участие в принятии решений, информированность о делах, планах учреждения [5, с. 84].
Для творческих профессий, к которым относится педагогическая деятельность, значимыми регуляторами являются личный рост и интерес. Личный рост связан с возможностью обучения, с постепенным приобретением педагогического опыта, позволяющего реализовать педагогические способности. Личный интерес стимулирует усложнение работы, требующее роста, мастерства, постановки трудных, но интересных целей.
Являясь связующим процессом, мотивация присутствует в реализации всех управленческих функций: контроль и анализ необходимы для оценки деятельности сотрудников и ситуации выбора регуляторов и построения механизма мотивации. Планирование выступает как условие гармонизации целей учреждения и сотрудников. Реализация мотивационного механизма требует от руководителя чёткой организации.
Для обеспечения эффективного функционирования механизма мотивации и стимулирования необходимо соблюдать ряд требований: прежде всего, необходимо, чтобы цели и задачи формулировались с предельной точностью и детализацией и доводились до каждого подразделения и исполнителя. Это позволит выработать у коллектива и отдельных работников чувство ответственности за достижение конечной цели [2, с. 88].
Важно систематически изучать и выявлять желания, стремления, потребности и личные цели работников, которые они преследуют, и осуществлять поиск наиболее эффективных форм организации стимулирования. И, наконец, необходимо наличие единых принципов стимулирования для всех.
Список литературы:
Волгин, Н.М. Мотивационная основа эффективности труда /Н.М.Волгин // Человек и труд. 2011- № 4.- с.59-79.
Варданян, И. Мотивационная система персонала /И.Варданян // Управление персоналом. 2015 - № 5. с. 100 – 130.
Кокорев, В.П. Мотивация в управлении / В. П. Кокорев. - Барнаул. 2007.-№ 23- с.60-65.
Лаптева, А.А. Грейдирование как инструмент мотивации персонала /А.А.Лаптева //Региональный выпуск. 2013.-№ 33. – с. 34-37.
Митрофанова, Е.А. Стратегия мотивации и стимулирования трудовой деятельности / Е.А. Митрофанова // Вестник Университета. Социология и психология управления. Серия 2. - М.: ГУУ, 2008.- 430 с.
Фролов, С.П. Переходим на эффективный контракт / С.П. Фролов // Руководитель бюджетной организации. 2014, –№ 3. –С. 22–31.
Шамов, Т.И. Оценка управленческой деятельности руководителем школы / Т.И. Шамов, Г.М Тюлю, Э.В Литвиненко.- Вологда, 1995.-234с.