РОЛЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РОЛЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Слепченко А.И. 1, Шанц Е.А. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе модернизация образования связана с введением в действие с 1 сентября 2013 года Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование получило статус одного из уровней общего [5]. Отличительной особенностью закона можно считать трактовку понятия качества образования. Оно определяется как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося, Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения в дальнейшем грамоты, письма и чтения. Более того, способность владеть речью необходима для нормального вхождения ребенка в общество, становления личности, социально-культурной адаптации.

Одной из важных задач развития речи дошкольника в целом является владение речью как средством общения и культуры; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речью; развитие речевого творчества. Данная задача одной из первых включена в содержание образовательной области «Речевое развитие», выделенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4]. К настоящему времени вопрос о возможности и необходимости развития монологической речи у дошкольников уже не вызывает сомнения, а проведенные исследования педагогов, лингвистов, психологов позволяют включать в содержание по развитию речи детей старшего дошкольного возраста обучение не только описанию и повествованию, но и речи-рассуждению.

Об одной из общих задач развития речи детей писала Е.И. Тихеева. Прежде всего, главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливают ценность слова.

А.М. Бородич утверждала, чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Уникальная роль родного языка является основной в становлении личности ребенка, на этом основывается актуальность нашей работы. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Именно поэтому так необходимо проведение с детьми старшего дошкольного возраста систематизированной работы по формированию данной стороны речевой деятельности.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов: социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста; необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в дошкольной образовательной организации.

По мнению О.С. Ушаковой, Е.М Струниной, язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как единое целое, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте является залогом успешного обучения в школе.

Психологами Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А. В. Запорожец, Л. В. Щерба, А.А. Пешковским, А.Н. Гвоздевым, В.В. Давыдовым, В.В. Виноградовым изучались закономерности речевого развития дошкольников.

В трудах известных педагогов К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Г.М. Ляминой, Н.Ф. Ладыгиной, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньковской, А.М. Леушиной, Н.А. Стародубовой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной, О.Н. Сомковой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной нашла отражение проблема развития связной речи у дошкольников [1, 2, 3].

В работах Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Т.Б. Филичевой, М. С. Лаврик, подробно рассматривались вопросы развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста [3].

О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, Е.М. Струнина, Н.Г. В.П. Глухов, Смольникова считали, что формирование грамматически правильной, логической, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных, повествовательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), чтение и пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого воспитания, становлении личности ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по речевому развитию в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связность речи, считал С.Л. Рубинштейн - это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя, следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Ф. А. Сохин подчеркивал, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Автор отмечает, что связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует речь, научаясь мыслить. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Речь, писал Л.С. Выготский, меняет структуру восприятия благодаря общению. Она анализирует воспринимаемое и категоризирует его, знаменуя собой… вычленение предмета действия, качества и т.д.

В работах Д.Б. Эльконина отмечается, что возникновение ряда новых видов деятельности приводит к интенсивному развитию коллективной жизни детей дошкольного возраста; на этой основе создаются коллективы детей, объединенные общей деятельностью, общим замыслом. Значительно расширяется и круг жизненных отношений ребенка. Он выходит за пределы узкосемейных связей. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступными не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все большее место в его жизни занимают люди, отношения, предметы с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по читаемым книгам и по рассматриваемым картинам.

В.В. Давыдов утверждал, что центральным новообразованием дошкольного возраста является сознание в собственном смысле этого слова (исходная и первичная формы сознания проявляются у ребенка еще в младенчестве). Сознание становится подлинным, когда оно начинает опосредоваться речью, когда, согласно Л.С. Выготскому, для ребенка начинают осмысляться в речи и самые предметы, и собственная его деятельность, когда возможно уже сознательное общение с другими, а не та прямая социальная связь, которая была в младенческом возрасте.

По мнению Д.Б. Эльконина, изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений с взрослыми и новых видов деятельности приводят к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, переживаний, замыслов. Появляется новая форма речи - сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом, виденном, о замысле игры, о проделанной работе, просмотренном детском фильме, о прослушанном рассказе, о взаимоотношениях с товарищами - обо всем том, что происходило в жизни и деятельности ребенка. По мнению автора, ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, ведут к интенсивному овладению языком. Речь ребенка становится связной. Степень связности речи ребенка зависит, прежде всего, от ее задач, содержания и ситуации, в которой происходит общение.

Как отмечал Д.Б. Эльконин, не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств.

По мнению В.И. Яшиной, связная речь выступает в роли самопознания личности ребенком. Он усваивает нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Автор подчеркивает, что дети дошкольного возраста должны не только слушать речь, но и прежде всего, говорить сами. При повторении названий предметов, описании явлений, изложении собственных мыслей формируется связная речь, совершенствуется грамматический строй речи, воспитывается звуковая культура речи, развивается словарь. С помощью слуха ребенок контролирует свою речь, проверяет, понимают ли его другие. Взрослый в данном случае выступает как заинтересованный слушатель.

Ребенок учится говорить, подражая речи взрослых. Он говорит так, как говорят самые близкие из окружающих его людей. Он говорит так, как говорит его наставник. Педагог выступает в этом случае как интересный рассказчик, собеседник. Потребности современного общества определяют необходимость разработки системы формирования поведенческой и речевой культуры педагогов как средство овладения специальностью и настоящих педагогов в рамках курсов повышения квалификации. Уровень сформированности речевого поведения и речевой культуры педагогов заметно повышается, если эта работа проводится с учетом их реальных коммуникативных потребностей. В настоящее время исследователями с разных точек зрения рассматриваются проблемы подготовки педагогов, способных осуществлять речевое развитие и литературное образование детей дошкольного возраста во взаимодействии с их интеллектуальным, социально-нравственным и эстетическим воспитанием.

Ф.А. Сохин отмечал, что развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве и влиять на становление личности ребенка.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка (его грамматическим строем) и это создает возможность для развития связной речи ребенка, опирающейся на собственно языковые средства. В процессе овладения родным языком и речью формируется не только речевая способность ребенка, но и его личность. Мы в нашей работе придерживаемся мнения Ф.А. Сохина и Д.Б. Эльконина, которые считали, что развитие связной речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в становлении личности ребенка его речевого и умственного воспитания. И согласны с авторами, что уровень речевого развития ребенка повышается и приобретает новые формы в процессе освоения новых видов деятельности, общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Список литературы:

Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006, 560 с.

Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов 2-е изд. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2015, 464 с.

Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.пос. /Ф.А. Сохин. -М.:Изд-во МПСИ, 2005, 224 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 12.01.2022).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.01.2022).

Просмотров работы: 125