МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

Черненко М.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время стоит вопрос о повышении качества образования подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы нашей страны. Особым видом педагогической работы, охватывающей все стороны деятельности, является экспериментирование. Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребёнком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём.

Актуальность проблемы нашего исследования на социально-педагогическом уровне исходит из потребности общества в воспитании инициативного, самостоятельного человека, способного самостоятельно добывать знания и делать сознательный выбор. Модернизация дошкольного образования, содержание и направления которого определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), ставит задачу перед педагогами дошкольного образования – развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6.4 ФГОС ДО), обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования (п. 1.6.7 ФГОС ДО). Осуществление этих задач становится возможным посредством формирования у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Необходимость формирования познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста также отмечена в действующем Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64), где сказано, что в задачи дошкольного образования входит целенаправленное формирование познавательно активной личности, обладающей исследовательскими умениями, так как это является необходимым условием полноценного развития ребенка, успешности его адаптации к школе и успешной социализации в современном стремительно развивающемся социокультурном пространстве. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 20), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации», соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в отечественной традиционной методике познавательного развития определены основные направления, содержание и методы обучения детей дошкольного возраста. Большинство исследований посвящено изучению проблемы овладения дошкольниками знаниями и умениями в той или иной области, а вопросы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, по-прежнему, остаются дискуссионными. В педагогической науке фактически не исследована проблема методического сопровождения данного процесса.

На научно-методическом уровне актуальность исследования заключается в необходимости разработки для педагогов дошкольных образовательных организаций методического обеспечения, раскрывающего педагогический инструментарий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.

Мир детей представляет собой удивительный мир – мир почемучек. Дошкольники очень активные и любознательные. У них всегда множество вопросов, на которые они моментально хотят получить ответ. Чтобы дети самостоятельно могли найти ответы на все свои вопросы, в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) организована познавательная деятельность «Юные исследователи». Педагоги стараются обратить внимание ребят на то, что даже привычные объекты (вода, солнце, воздух, песок) заключают в себе довольно много неизвестного. Несмотря на довольно ранний возраст, детям требуется прививать навыки экологически грамотного отношения в природе, в быту, в повседневной жизни.

В образовательном процессе ДОО детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, устанавливать взаимосвязи и закономерности. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность.

Организуя работу по экспериментальной деятельности, мы предусматриваем включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, детям предоставляется возможность приобретать знания самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Мы стремимся видеть воспитанников общительными, любознательными, творческими, самостоятельными личностями, которые умеют ориентироваться в окружающей обстановке и успешно решать появляющиеся проблемы, что в большой степени зависит от нас. Главная характерная особенность познавательной деятельности дошкольников заключается в том, что малыш познаёт объект в процессе практической работы с ним, выполняемые ребёнком практические действия несут познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, формируя условия, в которых раскрывается содержание конкретного объекта.

В связи с этим, основная цель работы ДОО по данному направлению – эторазвитие познавательных интересов, потребности и самостоятельной поисковой деятельности детей на базе обогащенного и сформированного эмоционального-чувственного опыта. При этом, социальное партнерство способствует развитию и популяризации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, является условием проявления высоких интеллектуальных способностей детей. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем.

Педагогическая целесообразность данной работызаключается в том, что экспериментирование пронизывает все области деятельности детей, обогащая при этом память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие ребенка. Методика организации экспериментирования в педагогическом процессе не является слишком сложной. В детском учреждении не должно присутствовать четкой грани между простой жизнью и осуществлением опытов. Эксперименты не являются самоцелью, они лишь метод знакомства с окружающим миром, в котором детям предстоит действовать.

Для эффективного и успешного воспитательно-образовательного процесса по указанному направлению, в группах ДОО выполнено преобразование предметно-развивающей среды и сформированы центры экспериментально-поисковой работы. В ходе проведения экспериментирования ребенок получает возможность успешно удовлетворить присущую ему любознательность (зачем? как? почему? что будет, если?), почувствовать себя в качестве ученого и первооткрывателя. Экспериментирование проходит через все области деятельности детей: прием пищи, занятия, прогулку, игру, сон. Исследованию могут быть подвержены объекты живой и неживой природы.

Организуя, показывая, предлагая ребенку различные методы обследовательских действий (потрогать, погладить, посмотреть, попробовать на вкус, подержать и т.д.), педагог оказывает помощь в освоении свойств и качеств материалов и предметов, произнося их названия, то есть, стимулируя развитие активной речи. Дети очень любят проводить исследования новых предметов, экспериментировать с различными материалами и веществами: красками, водой, снегом, песком, глиной и другими материалами. Взрослые нередко сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут серьезно научиться «важным» вещам. Но это не так. В ходе подобного исследования происходит развитие любознательности ребенка, расширение его представлений об окружающем мире, ребенок получает богатый опыт, приобретает мощный импульс для эффективного развития интеллекта.

Весьма важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы детей происходит не только при помощи целенаправленного руководства взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической работе. В ходе проведения свободного экспериментирования ребенок получает новую, иногда совершенно неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, осуществляет определенного рода открытие. Экспериментирование оказывает стимулирующее воздействие на ребенка к выполнению поиска новых действий и оказывает содействие развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование предоставляет детям возможность попробовать различные методы действия, убирая при этом страх возможной ошибки и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в указанном процессе заключается не в том, чтобы показать, как необходимо действовать верно, а в том, чтобы стимулировать интерес ребенка к предметам, пробудить его к самостоятельному исследованию, поддержать его природную любознательность. Ярко выраженная любознательность выступает как один из наиболее важных показателей его успешного психологического развития. Она находит проявление в том, что ребенок активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим; с искренним интересом включается в предложенные взрослым игры с разными веществами; долго и с увлечением экспериментирует самостоятельно, подражая действиям взрослых, изобретает новые действия и стремится поделиться ими с взрослыми.

Метод детского экспериментирования не является сложным; он просто не является привычным и не разработан в отношении условий дошкольной организации. Воспитатели ДОО полагают, что происходит длительное и прочное усвоение материала, когда малыш делает, слышит и видит самостоятельно. Работу по экспериментальной работе в ДОУ строится на поддержке детской инициативы и индивидуальности. Данная работа обеспечивает развитие 2-х видов детской активности – собственной детской активности, полностью определяемой им самим, и активности, которая стимулируется со стороны взрослого.

Таким образом, включение в работу ДОО экспериментальной деятельности актуально в настоящее время и является одним из способов решения задачи, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Детство – время поисков ответов на самые различные вопросы. Дошкольники – природные исследователи. Детское экспериментирование – прекрасное средство интеллектуального, познавательного развития детей дошкольного возраста.

Список литература:

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.

Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. – М., 2005 г.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.

Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. – М.: Сфера, 2010 г.

Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г.

Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г.

Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004 г.

Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – Педагогическое общество России. – М., 2005 г.

Просмотров работы: 31