К ВОПРОСУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К ВОПРОСУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Селюнина А.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. В связи с этим, именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Любой существенный фактор участвует в разработке вектора ознакомления дошкольников с историей родного края и патриотического воспитания. В этом отношении все аспекты деятельности регулируются законом и нормативными документами Российской Федерации. Основными директивными документами, регулирующими работу дошкольного образования, являются:

1. Конституция РФ. В конституции Российской Федерации в статье 67.4 прописано, что дети – это важнейший приоритет государственной политики России. Государство РФ создаёт условия для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития детей, воспитания в них патриотизма, уважение к старшим [1].

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В законе "Об образовании в Российской Федерации" прописана структура образования, образовательные программы по которым учатся дети, формы получения образования. В статье 64 прописаны формируемые качества детей дошкольного возраста, основные программы дошкольного образования и формы получения помощи для родителей (законных преподавателей) детей [4].

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования [3].

Все представленные нормативные документы регламентируют содержания образовательного процесса в дошкольной образованной организации. В последние годы написаны и защищены диссертации на данную тему, где педагоги используют разные средства, методы для патриотического воспитания. Но не стоит забывать об учёных, которые первыми в педагогике говорили о патриотизме: Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др. Их идеи нашли своё отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Актуальность темы «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края» заключается в том, что это одни из элементов системы воспитательной работы в ДОО. Ознакомление детей с историей родного края – это составная часть формирования патриотизма. Чувство любви к семье, к детскому саду, к малой родине, где ребенок родился и живёт, играет огромную роль в становлении личности в дошкольном возрасте. А.Н. Толстой говорил: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Патриотическое воспитание помогает ребенку понять, что не только у каждого народа есть своя уникальная культура, но и что каждый город, деревня имеет свою историческую культуру, которая тесно связана с местными традициями. На сегодняшний день современное общество отмечает снижение значимости, такого чувства, как любовь к родному краю, поэтому проблема патриотизма подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных тем. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [2]. Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы. Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОО развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Воспитание любви к Родине в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира; в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка; в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Средствами патриотического воспитания являются: русские народные былины, русские народные сказки, героические и патриотические песни русского народа, русские пословицы и поговорки, природа, декоративное искусство и др. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому педагоги, психологи проявляют корректность в отборе познавательного материала, учитывающие возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 12.01.20220).

Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г. № 122 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – Режим доступа: http://government.ru/docs/all/38117/(дата обращения 12.01.20220).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 12.01.20220).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 12.01.20220).

Просмотров работы: 21