На современном этапе все острее встает вопрос формирования навыков взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития (ЗПРР), т.к. родители, воспитывающие таких детей, помимо общих трудностей, свойственных всем семьям с детьми с задержкой развития, сталкиваются и с такими проблемами, как дефицит доступной для понимания родителей информации о задержке речевого развития и возможных ее последствиях. Кроме того, индивидуально-психологические особенности детей с ЗПРР могут затруднять коррекционно-развивающий процесс, что особенно касается периода раннего возраста, потому что для родителей является актуальным вопрос об обучении ребенка в семье и подготовке его к поступлению в дошкольное образовательное учреждение [10].
Без освоения детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития навыков взаимодействия с родителями, невозможно дальнейшее развитие у них адекватного и эффективного общения с другими социально значимыми взрослыми (родственниками, близким окружением) и сверстниками.
Важное значение в воспитании и обучении ребенка раннего возраста с задержкой психоречевого развития играет специальная организация всей его жизни. Такой организации можно достичь только при условии активной позиции родителей в развитии речи ребенка, согласованной работы специалистов по развитию речи, и в обязательном порядке других членов семьи ребенка. Без сотрудничества с родителями, без обучения их специальным формам взаимодействия с ребенком с ЗПРР реализовать коррекционно-развивающие задачи не представляется возможным.
Родителям детей раннего возраста с ЗПРР зачастую достаточно трудно осваивать способы коррекционно-развивающего взаимодействия с ним. Этому препятствует их неуверенность в себе, которая обуславливается исходно затрудненной обратной связью с ребенком, отсутствием общего коррекционно-развивающего опыта который обычные родители и дети получают в ранних формах эмоционального взаимодействия [2; 6].
Таким образом, очевидна необходимость проведения с семьей, воспитывающей ребенка с ЗПРР, целенаправленной эффективной психолого-педагогической работы, направленной на формирование навыков взаимодействия родителей с детьми.
В тоже время, остро стоит потребность решения таких проблем семьи как неприятие особенностей ребенка, нарушения супружеских и детско-родительских отношений, отсутствия у родителей необходимых знаний по оказанию помощи ребенку с ЗПРР, а также улучшения внутрисемейной атмосферы. Особую важность при работе в данном направлении приобретает психолого-педагогическая работа, которая направлена на оказание комплексной профессиональной помощи и поддержки семьям в формировании навыков взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с ЗПРР.
С увеличением числа детей, имеющих задержку психоречевого развития (ЗПРР), неизбежно последовала потребность в психолого-педагогическом сопровождением семьи, воспитывающей ребенка с ЗПРР. Поскольку период раннего детства является наиболее важным и сензитивным в плане развития речи, а также в связи с тем, что именно в раннем возрасте у детей начинает проявляться речевая задержка, родители являются теми, кому необходима помощь в формировании эффективных навыков взаимодействия с ребёнком. В этом свете, большое значение и актуальность приобретает проблема организации эффективного психолого-педагогического сопровождения семей с детьми с ЗПРР [10].
Несмотря на большую значимость и актуальность изучаемой нами проблемы, необходимо отметить, что в современной психолого-педагогической науке очень мало работ, посвященных проблеме оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим ребенка раннего возраста с ЗПРР. Налицо противоречие, заключающееся, с одной стороны, в острой необходимости оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ЗПРР, и отсутствием достаточного количества программно-методических разработок, позволяющих осуществлять диагностическую, информационную, консультативную и коррекционную составляющие процесса психолого-педагогического сопровождения семей детей раннего возраста с ЗПРР и учитывающих специфику процесса психолого-педагогического сопровождения для семей с данной категорией детей.
Влияние семьи на становление личности ребенка, имеющего нарушенное развитие, освещалось в работах В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова, И.В. Маляревского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, М.М. Кабановой, В.Н. Мяищевой, К. Леонгарда и А.Е. Личко. А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгарда, Н.В. Мазуровой, Г.А. Мишиной, Е.М. Мастюковой, Л.И. Солнцевой, В.В. Ткачевой, И.И. Мамайчук, С.А. Морозова и др.)
Теоретико-методологическую основу рассматриваемой проблематики составляет комплексный подход к вопросу сопровождения семей, воспитывающих детей с задержкой психоречевого развития - Т.А. Добровольская, И.Ю. Левченко, М.М. Семаго и др. и работы, освещающие проблему детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии (Т.Г. Богданова, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунская, Н.В. Мазурова и др.) [1; 6; 9].
Характерными особенностями, которые должны быть положены в основу коррекционной работы с детьми с ЗПРР, являются особенности их общения и взаимодействия с родителями, особенности их эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер [8; 5].
Перечень проблем семей, воспитывающих детей с ЗПРР харакетризуется некомпетентностью родителей в области задержки психоречевого развития, возможными негативными эмоциональными состояниями родителей (беспокойством, раздражительностью, низким жизненным тонусом, низкой самооценкой), отсутствием гармоничных внутрисемейных отношений, незнанием психолого-педагогических приемов взаимодействия с детьми [3].
В течение длительного времени, проблемы семей, воспитывающих детей с ЗПРР, рассматривались исключительно через призму самого ребенка. Работа с родителями ограничивалась общими консультациями по возрастным особенностям развития ребенка, при этом, такой серьезный аспект как развитие и обучение ребенка, вопрос формирования навыков взаимодействия родителей с детьми, внутрисемейные отношения и психоэмоциональное состояние родителей не учитывался.
В настоящее время, семья ребенка с задержкой психоречевого развития рассматривается как коррекционно-развивающая и реабилитационная структура, обеспечивающая условия реализации навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми, что в свою очередь обеспечивает дальнейшее оптимальное развитие детей раннего возраста [2].
Создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих таких детей, позволит снизить риск возникновения у ребенка с ЗПРР стойких речевых дефектов, выраженных вторичных отклонений, созданию адекватных условия для адаптации, обучения и воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также для гармоничного развития ребенка.
Под психолого-педагогическим сопровождением семьи ребенка с ЗПРР мы понимаем комплекс педагогических, коррекционных, психологических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой организованное тесное взаимодействие сопровождающих (специалисты детского сада, воспитатели, медицинские работники и др.) и сопровождаемых (дети с ЗПРР, их родители и члены семьи [1; 3; 4; 7].
Важным условием работы по психолого-педагогическому сопровождению является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а также на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален. Подобная форма психокоррекционной и педагогической помощи семьям позволит сформировать навыки эффективного взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с ЗПРР, создавать благоприятные предпосылки для формирования в сознании родителей новых мировозренческих позиций и установок, способствующих дальнейшему речевому развитию их детей.
Именно поэтому психолого-педагогическое сопровождение представляет собой деятельность команды специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития (ЗПРР), в решении их проблем, а также подбор адекватных форм, приемов и методов воспитания и обучения ребенка, исходя из его интересов и возможностей семьи в целом и направленных на формирования навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми.
Литература
Арламова Е.Н. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / ред. В.М. Соколова. - Владимир, 2010.
Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е. И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова; под. ред. Е.Г. Силяева. – М., 2002.
Артеменко О.Н. Коммуникативная культура как фактор определяющий эффективность педагогического общений // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2009. – № 10. – С. 119-120.
Волосовец Т.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / Т.В. Волосовец, А.В. Хаустов, Логопедия. - 2005. - №1.
Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - №6.
Казакова Е.Р. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. – СПб., 1995.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2001.
Лешин В.В. Структура нарушений родительско-детских отношений в семье с соматически больным ребенком // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 1 (37).
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей. - М., 1985. - 192 с.
Саиян В.В., Артеменко О.Н. Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования. В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. Сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума. - 2015. - С. 214-216.