Особенности организации ранней помощи детям до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности организации ранней помощи детям до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья

Манжосова Н.С. 1, Бережная О.В.
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время с увеличением численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возникает необходимость в организации для них ранней помощи. Дети с ОВЗ имеют различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения их общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

К основным категориям детей с ОВЗ относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями поведения и общения, комплексными нарушениями психофизического развития (сложными дефектами развития).

Значительное количество детей от 0 до 3 лет с ОВЗ находится в зоне риска, то есть в зоне социального, нервно-психического неблагополучия. Нарушения развития у детей данной категории может проявиться в период интенсивного формирования высших психических функций и повлиять на дальнейшую социальную адаптацию ребенка.

Ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет с ОВЗ является быстроразвивающейся областью междисциплинарного знания, которая рассматривает теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Дети, нуждающихся в услугах службы оказания ранней помощи – это категория детей от 0 до 3 лет, которые имеют ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ОВЗ, а также их родители или законные представители (Е.Г. Карасева) [2].

Цель оказания услуг службой ранней помощи заключается в содействии оптимальному развитию и формированию психофизического здоровья и благополучия детей раннего возраста с ОВЗ, нормализации жизнедеятельности семей, повышении компетентности родителей (законных представителей), включении ребенка в среду сверстников и дальнейшей их социализации.

В этой связи, Т.А. Дубровская считает, что оказание ранней помощи ребенку до 3 лет с ОВЗ способствует созданию реальных предпосылок решения важной социальной проблемы, а именно, профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте [1].

По мнению Е.Д. Орловой, выздоровление и нормализация психофизического развития ребенка до 3 лет с ОВЗ возможно при условии раннего выявления отклонений (не позднее 6-ти месячного возраста ребенка) и организации адекватного медико-психолого-педагогического воздействия на данные нарушения. Ранняя помощь, оказанная ребенку до 3 лет с ОВЗ, помогает достичь поразительных результатов [4].

Согласно Концепции специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет с ОВЗ представляет собой совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и инклюзивного образования [3].

Функционирование службы оказания ранней помощи способно снизить численность детей от 0 до 3 лет с ОВЗ, которые по достижении школьного возраста смогут без дополнительной поддержки учиться в общем образовательном потоке. Специалистами службы оказания ранней помощи детям с ОВЗ являются: дефектолог, реабилитолог, логопед, социальный педагог, медицинский персонал и т.д.

В основе работы службы оказания ранней помощи лежат следующие принципы (А.Ю. Юсупова):

1. Семейно-ориентированная деятельность, направленная на психологическую поддержку семей, сохранение в них эмоционального благополучия и адекватных детско-родительских отношений.

2. Междисциплинарный подход, предполагающий согласованную деятельность специалистов службы оказания ранней помощи, которые включены в единую организационную модель и владеют единой системой методов работы.

3. Принцип добровольности, который заключается в том, что работа с ребенком с ОВЗ и его семьей начинается с инициативы обращения родителей (законных представителей) в службу ранней помощи.

4. Принцип партнерства заключается в установлении партнерских отношений с ребенком, членами его семьи и ближайшим окружением, которые являются непосредственными участниками коррекционного процесса.

5. Принцип конфиденциальности основывается на этических нормах работы специалистов службы оказания ранней помощи, которые во время сопровождения ребенка с ОВЗ не имеют право разглашать без согласия родителей (законных представителей) информацию, кроме случаев, определенных законодательством Российской Федерации [5].

Деятельность службы оказания ранней помощи детям от 0 до 3 лет с ОВЗ основана на реализации основных этапов работы в различных направлениях изложена в Концепции специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (см. рис.) [3].

Рис. Основные этапы и направления работы службы оказания ранней помощи детям от 0 до 3 лет с ОВЗ (согласно Концепции специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ)

Таким образом, к особенностям работы службы относится создание специальных условий для развития системы своевременного выявления и оказания ранней помощи детям от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья, их родителям (законным представителям) в воспитании детей.

Работа специалистов службы оказания ранней помощи направлена также на организацию обучения, воспитания, абилитации и социальной адаптации детей от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. – М.: РГСУ, 2014. – 364 c.

Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. – М.: Русское слово, 2018. – 527 c.

Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев и др. – М.: Просвещение, 2014. – 511 c.

Орлова Е.Д. Дети с ограниченными возможностями здоровья. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 404 c.

Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.: Владос, 2015. – 306 c.

Просмотров работы: 32