Активная речевая деятельность человека способствует положительному развитию интеллектуальной деятельности. Речь помогает человеку мыслить. Прежде чем осуществить речевое высказывание, поделиться им с собеседником, нужно тщательно продумать мысль, выразить ее своими словами, а затем сообщить ее другому человеку. Крепкая связь мышления и речи не говорит о том, что мышление и речь сводятся к друг другу. Мышление и речь, мысль и слово - не идентичны, они лишь взаимно дополняют друг друга в ходе речевого мышления.
Проблема речевого мышления является важной и значимой для логопедии, так как ребенок усваивает языковые средства мышления в процессе развития речи. Овладение же языковыми средствами осуществляется в процессе речевого сотрудничества ребенка с окружающими его людьми.
Данную проблему рассматривали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, А.Н. Соколов. Опираясь на их исследования, можно сделать вывод о том, что пути развития этих двух психических процессов оказываются до определенного места разветвленными, но в определенной точке эти пути пересекаются и взаимодействуют с друг другом. Этими учеными, также были рассмотрены такие вопросы, как когнитивные положения развития речи и языка, закономерности процесса становления речи и мышления в онтогенезе, взаимосвязь мысли и слова в ходе формирования речевого высказывания.
Психофизиологическими исследованиями был подтвержден тот факт, что мышление взрослого человека прочно согласовано с речью, демонстрируя участие речевого аппарата в урегулировании умственных задач. В речи мысль не только выражается, но и возникает, развивается. Только люди с особенностями слуха, не владеющие даже языком жестов, мыслят на основе образов и представлений.
Электромиографическим исследованием было доказано, что в самые напряженные моменты мыслительной деятельности у человека наблюдался повышенный тонус голосовых складок. Это выражалось во внутреннем проговаривании слов «про себя», повышением двигательно-речевой активности [4, с. 254].
Долгое время проблема взаимосвязи речи и мышления влекла к себе повышенный интерес. Предлагались различные решения этой проблемы - от полного разграничения речи и мышления и изучения их как совершенно самостоятельных по отношению к друг другу, до определенного их объединения и абсолютного уподобления.
Мышление и речь являются совершенно независимыми компонентами, хотя они прочно объединены по происхождению и функционированию. Главным вопросом является наличие реальной связи между мыслью и словом с точки зрения их возникновения и дальнейшего развития.
Решение этого вопроса представлено в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что слово одинаково относится к мышлению и речи. Оно всегда дает представление о предмете или явлении, определяемое им, и выступает как акт мышления. Слово — это также средство общения с окружающими, в связи с этим оно входит в структуру речи. Слово способно утратить значение, тем самым оно перестает относиться к речи и мышлению. Понятие «слово» несет в себе единство, которое именуется «речевым мышлением» [2, с. 223].
При сравнении механизмов речи и мышления можно выявить как различия, так и сходства их областей действия. В речевом процессе при воспроизведении речи необходимо наличие такого семантического элемента, как понимание. Он необходим для того, чтобы произносимая речь была полноценной, осмысленной, и чтобы она была понятна окружающим. Такой же семантический элемент необходим и в мыслительном процессе. Следовательно, речь может участвовать в любом психическом процессе, который содержит этот семантический элемент.
Мышление – это одна из высших психических функций, обобщенная форма отражения объективной реальности и ее восприятия, а так же процесс, связанный с переработкой информации. Мышление само по себе представляет деятельность мозга, то есть взаимодействия между собой двух сигнальных систем, приводящее к взаимодействию реальной действительности с чувственным познанием [1, с. 87].
Можно выделить следующие формы мышления:
1) Понятие - форма мышления, фиксирующая основные признаки объекта, позволяющие отличить их от других;
2) Суждение - мысль, в которой утверждается или отрицается связь между объектами и признаками;
3) Умозаключение - мыслительный процесс, отражающий вывод, заключение, исходя из каких- либо суждений.
Помимо форм мышления, можно так же выделить операции. Ими являются:
1) Анализ - способ познания предметов, путем деления целостного и рассмотрения каждой его части по отдельности;
2) Синтез - мыслительный процесс, соединения или объединения разрозненных объектов в целое, переход от частей к целому;
3) Обобщение - это логическая операция, выражающая переходом от меньшего класса понятий, к понятию более общего объема;
4) Сравнение - операция, основанная на сопоставлении одного понятия с другим, с целью выявлении общего или различного между ними;
5) Абстрагирование -это мысленное отвлечение от несущественных свойств, и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя;
6) Классификация - принцип распределения однородных предметов на группы, по каким-либо отличительным признакам;
7) Категоризация - процесс соотнесения предмета к классу, в качестве которого выступают категории, отражающие существенные отношения знания и деятельности [3, с. 175].
Как и другие виды умственных процессов, словесное мышление обладает рядом индивидуально-психологических параметров, включая следующие: продуктивность, самостоятельность, глубина, широта, быстрота, креативность, инициативность, инертность, экономичность, критичность.
Речь как метод коммуникации возникает на определенном этапе развития речевой деятельности. Ее возникновение обусловлено общим состоянием и необходимостью ребенка познавать окружающий мир, взаимодействуя с его участниками. Возникновение активной речи зависит от того, может ли ребенок свободно сотрудничать с взрослым, понимать его речь. Если да, то после первого года жизни ребенок произносит первое слово, которое обращено к взрослому, а затем и овладевает в полной мере способностью говорить и слушать сначала только с взрослыми, а после 2- 2,5 лет и с ровесниками.
Принято выделять следующие формы коммуникативных реакций у детей:
1) Речевое реагирование в отсутствии участников - наиболее легкая форма.
2) Диалог - в разговоре принимают участие двое: обмен репликами, ответы на поставленные вопросы. Является наиболее высокой формой речевого общения.
3) Монолог - ребенок говорит в присутствии других, не рассчитывая на ответную реакцию.
Таким образом, некоторые формы мышления не имеют прямой связи с речью, но и не все виды коммуникативной деятельности можно отнести к речевому мышлению. Между словом и мыслью существует как некое диалектическое единство, так и множество различий, выделяющиеся в противоположности. Пересечение речи и мышления происходит в семантическом компоненте - понимании элементов окружающего мира. Основой речевого мышленияявляютсяслова.
Речь и мышление участвуют в сложных и запутанных отношениях. Структура речи и мышления не идентична: в речи это грамматика, а в мышлении - логика. При этом грамматика в становлении речи ребенка превосходит логику. Это объясняется тем, что ребенок овладевает сначала союзами, а затем смысловыми высказываниями. Ход мыслительной деятельности может быть отражён в речи мыслящего субъекта, а может быть, и не отражён, то есть он не связан с речью необходимым образом. Связь мысли и слова проявляется в логичности мышления, в умении выражать свои мысли, обобщать, понимать инструкции, уметь пользоваться приемами опосредованного запоминания, владение точным воспроизведением слов, предложенных для запоминания, последовательным умозаключением.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: «Лабиринт», 1999 г. - 321 с.
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Астрель, 2005 г. - 316 с.
3. Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. - 453 с.
4. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии .- СПб.: Питер, 2006 г. - 320 с.