Обеспечение безбарьерной образовательной среды является одним из главных направлений работы в соответствии с Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы. Реформы и инновации в сфере образования в Российской Федерации, согласно данной программы, должны носить выраженную гуманистическую направленность. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья имеет особый смысл в связи с тем, что проявляются устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей различных возрастных групп [8].
Процесс позитивной и продуктивной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является сложным процессом, который протекает при обязательном внедрении инклюзивного образования. Инклюзивное образование – часть общего образования, которая подразумевает доступность образования для всех детей, в плане приспособления к их различным потребностям, это в свою очередь обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Термин «инклюзия» в отечественном профессиональном сообществе возник относительно недавно. Существует необходимость, прежде всего, рассмотреть значение понятия «инклюзивное образование». Часто это понятие соотносят с понятием «интегрированное образование» по причине того, что до сих пор не сложилось однозначного понимания различий данных терминов. В литературе часто встречается их синонимичное использование.
В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Из определения следует, что инклюзивное образование предусматривает своей основной целью предоставление ребенку и его родителями права выбора вида образования и создание при этом необходимых условий для достижения успехов в образовании всеми детьми без исключения.
Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития системы образования в целом и формирования инклюзивного общества. Инклюзивное образование рассматривают как результат эволюции отношения общества к особому детству, понимания места «особых» детей в обществе; закономерный процесс развития системы специального образования и его сближения с общим образованием.
Инклюзивное образование трактуется как образование для всех детей, несмотря на физические, психологические, социальные, интеллектуальные, эмоциональные, или другие особенности.
Целью такого образования является – отказ от социальной сегрегации детей с ОВЗ и возможность их участие в жизни коллектива детского сада, школы, то есть – обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразных особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Предпосылкой для утверждения инклюзивного подхода в образовании является изменение понимания обществом инвалидности. Медицинская модель, просуществовавшая до середины 1960-х гг. и предполагавшая изоляцию людей с ОВЗ, сменилась моделью нормализации [6].
Затем уже с середины 1980-х гг. произошла смена модели нормализации на социальную модель, которая представляла носителем проблемы не ребенка-инвалида, а неприспособленность среды как проблему, исключающую детей с инвалидностью из общеобразовательной школы. Социальный подход предполагает, что обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на полноценное образование требует изменений в самой системе образования, и эта общая система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации и пренебрежения.
В современном мире инклюзия рассматривается в качестве одного из направлений стратегического развития системы образования. Российским законодательством независимо от индивидуальных возможностей гарантировано право на доступность качественного образования всем обучающимся, учитывая разнообразие особых образовательных потребностей. Однако до сих пор большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения и обеспечение доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными заболеваниями, позволяет многим из них полноценно на равных с нормально развивающимися сверстниками участвовать в учебном процессе, приобретать социальные знания, умения и навыки.
Необходимо учитывать, что образование нацелено, в первую очередь, на здоровых детей, которых обучают педагоги-предметники, не получившие специальной подготовки для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а тем более организации взаимодействия различных параметров благополучия в медицинском плане и плане социальной адаптации, толерантности и др. Инклюзивное образование подстраивает посредством социальной реабилитации и социальной адаптации особенного ребенка к «обычному» образованию. При этом ребёнок в многообразии явлений образовательного пространства школы должен восприниматься таким, каков он есть, ребёнок, учитель-предметник, родители, школьный коллектив (и учащихся, и педагогов) проходят трансформации и приспособления друг к другу [4]. При этом пересматриваются и формы взаимодействия, и модальность коммуникаций, и
Тогда инклюзивное образования предполагает несколько вариантов его реализации:
- посещения учебного заведения, адаптированного в бытовом аспекте, учащимся с ограниченными возможностями здоровья,
- надомное обучение ребёнка с обязательными посещениями учителя ребёнка в адаптированной в бытовом аспекте для него, но закрытой в коммуникативном аспекте среде
- дистанционное обучение, при котором непосредственное общение с педагогами и со сверстником предельно минимизировано.
Инклюзия предусматривает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями при помощи адаптации образовательного пространства, школьной среды к возможностям каждого ребенка, включая изменение образовательного процесса:
– адаптацию планировки учебных помещений таким образом, чтобы они соответствовали нуждам и потребностям всех без исключения детей;
– необходимые средства для обучения детей, согласно типу их отклонения в развитии, а так же психологическую и методическую готовность учителей [5].
Значительное количество педагогической общественности определяет ценностной значимостью совместного обучения и воспитания детей с нормальным и нарушенным развитием возможностью более широкого охвата обучением детей с нарушениями в развитии, так как для данной группы детей существует крайне мало специальных учреждений. Возможностями применения воспитательного потенциала семьи, который отсутствует при обучении детей в условиях закрытой школы-интерната; возможностями установления контактов и практик в общении с окружающим миром, в котором детям с нарушениями в развитии все равно придется жить после окончания школы; формированием у здоровых детей толерантности к психическим и физическим недостаткам сверстников, развитие стремления к сотрудничеству и взаимопомощи друг другу, обогащение внутреннего духовного мира, развитие и совершенствование коммуникативных навыков; возможностью сделать общедоступными особые и безусловно эффективные способы и приемы, реализуемые в практике обучения детей с нарушенным развитием, увеличение качества методической подготовки учителей в результате овладения ими специфическими технологиями обучения детей с отклонениями в развитии и прочее[7].
Таким образом, эволюционно термин «инклюзивное образование» отражает современный взгляд на систему образования человека с ограниченными возможностями и его место в обществе. В дефектологической науке подчеркивается, важность введения инклюзии в образовательную систему без уменьшения значения специального образования.
Инклюзивное образование выступает одним из направлений образования, как вариант предоставления ребенку с ограниченными возможностями здоровья образовательных услуг. Дефектологи отмечают, что все дети с особыми образовательными потребностями имеет необходимость в обогащении социального и учебного опыта взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, при этом каждому ребенку необходима доступная и полезная для его развития модель образования.
Так, в статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г., ФЗ-273, говорится, что «образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность [2]. Следовательно, мы имеем дело с тремя ситуациями, организации образования для обучающихся с ОВЗ.
Следовательно, законодательно закреплена как модель совместного обучения с другими учащимися, то есть инклюзивное образование, так и образование в отдельных организация и классах, то есть традиционная форма специального образования.
Широкое распространение в дефектологии получила точка зрения, исходя из которой, инклюзивное образование может быть эффективно для детей, уровень психофизического и речевого развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Т.Ю. Четверикова отмечает, что инклюзия предполагает совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками по одним и тем же программам и учебникам, с использованием единых критериев оценки знаний [1].
Вывод.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире стремится в направление инклюзивного образования. Инклюзивное образование как термин прошло длительную эволюцию, которая на сегодняшний день не завершена. Инклюзия является одним из стратегических направлений развития системы образования, призванная реализовать гарантии право на доступность качественного образования всем обучающимся.
Цель инклюзивного образования – преодоление различных барьеров, таких как социальных, психологических и физиологических на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение его в культуру и приобщения к жизни в социуме.
Таким образом, все противоречия и тенденции в развитии системы инклюзивного образования обладают мощными историческими и социально-культурными корнями. Принцип развития инклюзивного образования на текущем этапе определяется не только политическими установками, экономическими возможностями государства, а также принятыми в нем культурными нормами. В его основе лежит изменение отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, создание среды, в которой смогут быть реализованы возможности для каждого быть успешным.
Инклюзивное обучение и воспитание – это длительная стратегия, которая рассматривается как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
Список литературы
Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций Текст. — М.: Педагогическое общество России 2002. — 392 с.
Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность Текст / А.Н. Дахин // Педагогика. 2003. № 4. - С. 21-26.
Жаворонков Р.Н. Реализация права детей-инвалидов на образование (европейская практика и российский опыт) Текст / Р. Жаворонков // Человек и труд. 2005.№ 9. - С. 22-28.
Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. [Текст] С. 3944.
Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей. Текст // Педагогика, 2006, №5,-с. 11-17.132.
Инклюзивное образование детей-инвалидов Текст / Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И.// Социологические исследования. Май 2003. № 5.1. С. 100-106.
Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272 с.
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года // https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html