Понятие и сущность коммуникативного взаимодействия в психолого-педагогической литературе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Понятие и сущность коммуникативного взаимодействия в психолого-педагогической литературе

Головинова К.Г. 1, Артеменкова Л.Ф.
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек как существо социальное нуждается в постоянной связи с другими людьми: ему необходимо советоваться, делиться впечатлениями, эмоциями, знаниями. Способом такого взаимодействия является общение, без которого человеку трудно ощущать себя частью общества. Человечество всегда стремилось развивать общение, то есть обмениваться информацией различными способами.

Коммуникативное взаимодействие в большинстве случаев служит синонимом к таким понятиям, как «коммуникация», «связь», «обмен информацией», «сообщение», «общение».

Коммуникативное взаимодействие - это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества с помощью речи [1].

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование языка для контактов с другими людьми. В этом смысле речь – это, во-первых, конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной, во-вторых, речью называется результат деятельности – текст, статья, сообщение и т. д.

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на достижение определенной цели. Речевое общение находит свое отражение во всех видах человеческой деятельности (трудовой, социальной, познавательной и т.п.) и играет огромную роль в жизни человека как члена общества. Для успешной реализации коммуникативного взаимодействия с другими членами социума человеку необходимо свободно ориентироваться в ситуациях речевого общения, принимать к сведению социальные роли партнеров по беседе, их социальное положение, требующиеся цели от общения.

Речевое общение непосредственно связано с деятельностью, так как предполагает реальную коммуникацию между собеседниками. Человек совершая речевой акт, создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает).

В речевом общении можно выделить три стороны:

интерактивная - взаимодействие участников общения;

коммуникативная - прием, передача, обмен информацией;

перцептивная - восприятие сообщения, понимание друг друга [1].

Взаимодействие участников общения может осуществляться не только при помощи слов. Оно может быть вообще бессловесным.

В структуре коммуникативного взаимодействия можно выделить три компонента:

1) поведение – совокупность действий участников общения, мимика, жесты и т.п.);

2) аффект - выражение эмоционального состояния, удовлетворенность или неудовлетворенность общением;

3) целеполагание - осознание собеседниками целей и задач общения, выбор стратегии поведения в данной ситуации [2].

Второй стороной речевого общения выступает коммуникация. Коммуникация - объединение взаимного обмена информацией и воздействия собеседников друг на друга с учетом ситуации общения и статуса собеседников. В структуре коммуникации тоже можно выделить три стороны:

1) выбор вида речевой деятельности: говорение - слушание, письмо - чтение;

2) выбор знаковых систем (включая язык) и их форм для передачи информации;

3) оформленные определенным образом содержание и смысл.

Третья сторона речевого общения содержит восприятие (перцепция). Перцепция - чувственное восприятие своего собеседника в процессе общения с целью установления взаимопонимания. Эта сторона оказывается значимой частью коммуникации, так как происходит наблюдение и анализ внешних особенностей человека (поведение, жесты, манера говорить, интонация и т.д.). Перцептивная сторона выступает своеобразным индикатором, благодаря которому создается общее впечатление об участниках беседы.

Коммуникативное взаимодействие – это важный процесс в развитии детей. Оно содержит в своей структуре такие компоненты как предмет общения, коммуникативные потребности и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. В дошкольном детстве меняется содержание коммуникативного взаимодействия, более совершенными становятся его средства, главным из которых становится речь. Коммуникативное взаимодействие, как и всякая деятельность, заканчивается определенным результатом, который можно представить как его продукт.

Отечественные психологи, при всем различии их подходов к интерпретации феноменов коммуникативного взаимодействия, единогласно подчеркивали неразделимую связь общения и деятельности. Взаимосвязь общения и деятельности можно видеть по-разному. Так, например, ЛомовмБ.Ф. рассматривал общение как деятельность, и как условие развития личности. Он считал, что деятельность и развитие личности – это две равноценные категории, показывающие две стороны общественной жизни личности [9]. Леонтьев А.Н. расценивал общение как вид деятельности, так как оно включает в себя цели, мотивы и результат. По мнению ЛеонтьевамА.Н., общение можно определить термином «коммуникативная деятельность» [6]. Лисина М.И. полагает, что если изменить потребности и мотивы общения, то возрастут коммуникативные процессы или возникнут новые, еще не использующиеся средства обмена мыслями [7].

С позиции Лисиной М.И. составляющими элементами коммуникативного взаимодействия являются:

– предмет общения – другой человек, являющийся участником коммуникативного взаимодействия;

– потребность в общении – в ходе коммуникации происходит познание одним субъектом другого, или познание самого себя посредствам другого человека. В процессе коммуникативного акта происходит познание и оценка партнера, а это познание приводит к самопознанию и самооценки. Тем самым, общение всегда нацелено на участника коммуникативного взаимодействия;

– коммуникативные мотивы – это то, для чего необходимо общение;

– действие общения – это неотъемлемая часть коммуникативной деятельности, единое действие, направленное на другого человека;

– задачи общения – это цель, решение которой происходит с помощью различных действий, осуществляемых в ходе общения. Цели и задачи общения могут быть разные;

– средства общения – это определенные процессы, при помощи которых происходят действия общения;

– продукты общения – появление материальных и духовных ценностей, возникающих в итоге общения [7].

Лисина М.И. выделила в коммуникативном взаимодействии две функции:

1) образование совместной деятельности субъектов (согласование и объединение действий для достижения общего результата);

2) построение, развитие и формирование межличностных взаимоотношений (взаимодействие с целью выстраивания отношений между людьми) [2].

Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и расшифровки информации, передаваемой от одного объекта коммуникативного взаимодействия к другому. При помощи средств общения строится индивидуальный для каждого человека стиль речевого взаимодействия. Коммуникативные средства делятся на три блока:

1) мимические средства общения - улыбка, взгляд, выразительные движения рук и тела, мимика, выразительная вокализация;

2) предметно-действенные средства общения - предметные движения, и также позы, служащие стремлением для общения. К данной категории относят следующие действия: удаление, приближение, вручение предметов, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого, протягивание взрослому различных вещей; позы, выражающие протест, нежелание вступать в контакт;

3) речевые средства общения – голос, интонации, реплики, высказывания, ответы, вопросы. Данные категории средств общения являются основными коммуникативными операциями в дошкольном возрасте [1].

Андреева Г.М. в общении выделила три взаимосвязанные стороны:

– коммуникативная сторона общения - обмен информацией между участниками коммуникативного акта;

– интерактивная сторона – создание взаимодействия между участниками коммуникации, например, нужно согласовать действия и распределять функции или воздействовать на настроение и на поведение собеседника;

– перцептивная сторона общения - чувственное восприятие своего собеседника в процессе общения с целью установления взаимопонимания. Эта сторона оказывается значимой частью коммуникации, так как происходит наблюдение и анализ внешних особенностей человека (поведение, жесты, манера говорить, интонация и т.д.) [11].

Общение следует рассматривать как особый вид деятельности. Так, Эльконин Д.Б. под общением понимал коммуникативную деятельность, которая выступает самостоятельно на конкретном этапе онтогенеза; Андреева Г.М., Золотникова А.С., Леонтьев А.Н. определяли общение как вид деятельности, в котором нашли свое отражение действия, мотивы и операции.

В отечественной психологии общение рассматривается с позиции выстраивания отношений участников коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативное взаимодействие как своеобразный вид деятельности в своих трудах представила Лисина М.И. Данное своеобразие коммуникативной деятельности автор обозначила как индивидуальность субъекта коммуникативного взаимодействия. Индивидуальность расценивается как обоюдное проявление инициативности и заинтересованности участниками друг друга, следовательно, коммуникативное взаимодействие всегда обоюдно и взаимно [5].

Кроме этого, Лисина М.И. предложила следующие критерии коммуникативного взаимодействия:

- первый критерий заключается в том, что коммуникативное взаимодействие подразумевает внимание и интерес к другому человеку, без этого всякое взаимодействие недостижимо;

- второй критерий предполагает всегда наличие эмоционального отношения к другому человеку;

- третий критерий – коммуникативное взаимодействие это инициативный акт, сконцентрированный на привлечении к себе внимания партнёра;

- четвёртый критерий указывает на чувствительность человека к отношению, которое проявил к нему партнёр в процессе коммуникации [3].

В дальнейшем проводимые исследования показывали, что для понимания развития личности нельзя останавливаться только на изучение общения со взрослыми.

Особенности общения дошкольника со сверстниками будут следующие: яркое эмоциональное выражение речи; отсутствие всяких правил поведения; соучастие партнера в играх; жажда самовыражения По мнению Лисиной М.И., в течение всего дошкольного детства общение детей со сверстниками проходит последовательные усложняющиеся стадии. На каждой стадии происходят качественные преобразования структуры коммуникативной деятельности. Новообразования в период дошкольного возраста, происходящие в ходе общения детей, оказывают влияние на развитие другого человека и себя [7].

Многие исследователи занимались проблемой коммуникативного взаимодействия дошкольников со сверстниками (Ананьев В.Г., Коломинский Я.Л., Ломов Б.Ф., Мухина В.С., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Субботский Е.Н., Цукерман Г.А., и другие). Большинство авторов согласились с тем, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития личности ребенка. Вступая в коммуникативное взаимодействие со сверстником, у ребенка возникают устойчивые представления о самом себе. Данные представления будут выступать непосредственным отражением в сознании дошкольника того, что о нем думают его сверстники. Образование форм общения, в которых ребенок усваивает правила и нормы социальных отношений, развивает потребности, формирует интересы и мотивы, в дальнейшем приведут его к расширению сферы коммуникативного взаимодействия.

В отечественной литературе накоплен материал психолого- педагогических исследований (Запорожец А.В., Маркова Т.А. и другие), где рассматривались становления положительных отношений между детьми, в основном в детском саду. Основным условием стремления детей к коммуникативному взаимодействию является организация совместной деятельности, которая побуждает ребенка к общению с дошкольниками.

Некоторые отечественные психологи в своих работах пытались рассмотреть специфику коммуникативного взаимодействия со сверстниками и выявить его роль для формирования личности ребенка. Например, в исследованиях Субботского Е.Н. рассматривается, как сверстник способствует возникновению конфликтных ситуаций: дошкольник старается понять причины нежелания сверстника общаться с ним, анализирует причины такого поведения со стороны партнера. Цукерман Г.А. считал, что общение со сверстниками содействует критичности мнений, слов и поступков, и не зависит от чужих желаний и суждений [11]. Мухина В.С. отмечала разнообразное влияние общения сверстников на формирование ребенка. Она писала, что в дошкольном возрасте с помощью общения создавалось общественное мнение и возникало явление конформности. По мнению Мухиной В.С. дети прислушиваются и подчиняются мнению сверстников, даже если оно противоречит их знаниям и впечатлениям [10].

Мухина В.С. выделила три линии, воздействующие на общее психическое развитие ребенка в процессе коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Первая линия: формирование и развитие у дошкольника области деятельности коммуникации с другими детьми. Например, в совместных играх дети легко усваивают язык общения, согласовывают свои действия с действиями другого, учатся взаимопомощи и взаимопониманию. В возрасте трех лет ребенку уже сложно общаться со взрослым на равных. Третья линия указывает на то, что под воздействием общения происходит формирование личности ребенка [10].

Коломинский Я.Л. объясняет, что коммуникативное взаимодействие со сверстниками удовлетворяет потребность оценивать других. Отождествление со сверстниками позволяет индивиду удовлетворять потребность в оценке, и необходимость самому воспринимать партнера. Сверстник является равноправным партнером по общению и оказывается для дошкольника объективной «точкой отсчета» в познании себя и окружающих [6].

В коммуникации отчетливо прослеживаются все функции языка и речи. Язык и речь служат важнейшими инструментами общения. Речь является важнейшей психической функцией человека, универсальным средством мышления, общения и организацией действий. Такие психические процессы как память, внимание, мышление, восприятие, воображение опосредованы речью. Речь – неотъемлемый компонент общения, существующий для того, чтобы обеспечить процесс коммуникации. Коммуникативное взаимодействие содержится во многих видах детской деятельности и влияет на психическое и речевое развитие детей, а также формирует личность. Процесс общения влечет за собой такие немало важные действия, как знакомство индивидов друг с другом, налаживание между ними контактов, передачу друг другу информации, своих чувств и переживаний, воздействие друг на друга, общее взаимопонимание. Без общения у людей не было бы возможности понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.

Критерии, которые определяют наличие у ребенка потребности в коммуникативном взаимодействии со взрослыми:

1) проявление внимания и интереса ребенка к взрослому;

2) эмоциональные выражения в поведении ребенка по отношению к взрослым (ребенок оценивает взрослого, и относится к нему, опираясь на свои знания о нем);

3) активные действия ребенка направленные на взрослого, чтобы ему показать свои умения и возможности (с помощью действий ребенок познает свои достижения через оценивание их взрослым);

4) реакция ребенка на отношение взрослого.

Способы, примеры поведения детей, приобретенные в семье, переносятся на процесс коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Характер и содержание данного процесса зависят от умения проявлять интерес к сверстнику, желания вступать в контакт. Отношение дошкольников с педагогами детского сада определяются характером его общения со сверстниками. Психические процессы замедляются, если ребенок мало общается со сверстниками и взрослыми. Недостаточное общение по времени и содержанию отражается на развитии речи, познавательных процессов, формировании полноценной личности.

Коммуникативная личность обладает умением выбора коммуникативного взаимодействия, обеспечивающего верное восприятие и целенаправленную передачу информации в зависимости от ситуации. Коммуникативная личность использует свою коммуникативную компетенцию, умеет определять свое коммуникативное поведение, обладает когнитивными и мотивационными ориентирами, накапливает знания, умения и опыт в процессе общения.

Таким образом, коммуникативное взаимодействие - это специальное межличностное взаимодействие людей как членов общества с помощью речи. Коммуникативное взаимодействие подразумевает под собой речевое общение, которое имеет сложную многоярусную структуру и выступает в качестве активной речевой деятельности. Коммуникативное взаимодействие в большинстве случаев служит синонимом к таким понятиям, как «коммуникация», «связь», «обмен информацией», «сообщение», «общение». Специфической формой коммуникативного взаимодействия людей является общение, или коммуникация. Коммуникативное взаимодействие – это важный процесс в развитии детей. Оно состоит из предмета общения, коммуникативной потребности и мотивов, единиц общения, его средств и продуктов.

Список литературы

Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. М.: Изд - во МГПУ, 1989. - 215 с.

Баев Б.Ф. Коммуникативные функции монолога младших школьников / Б.Ф. Баев, Н.А. Головань // Общение как предмет теоретических и практических исследований: Тез. конф. - Л., 1973. – С. 14 - 22.

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.

4. Василик М.А. Основы теории коммуникации: учебник. М.: Гардарики, 2003. - 615 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - Изд. второе, доп., испр. и перераб.- М.: Логос, 2004. - 384 с.

Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности. – Минск, 2009. – 336 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Академия: Смысл, 2005. – 174 с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. - М., 1981. - 245 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7–е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 456 с.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. – 268 с.

Шипицина Л.М., Заширинская О.В., Воронова Л.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.

Просмотров работы: 1733